Наконец-то наши взялись за эту проблему. После ухода иноземных судов наши контейнеры почти нечем перевозить.
Контейнеровоз (КВ) - специальное судно для перевозки груза в типовых грузовых единицах - контейнерах (TEU). Экипаж состоит из 10-30 человек.
По вместимости КВ бывают восьми классов: от Handysize Class (260-1000 TEU) до Post-Triple E-Class (более 21 000) Крупнейший контейнеровоз это 400-метровый MSC Gülsün (23 756 TEU), построенный в 2019 году компанией Samsung Heavy Industries.
Все началось в 50-х годах. Простой водитель грузовика Мальком Маклин изобрёл 20-футовый грузовой контейнер. До этого груз перевозили - кто в чем горазд. А единый унифицированный контейнер позволял ускорить перегрузку и эффективнее использовать площади. Шофёр занял денег, оформил судовую компанию, переделал старый танкер в контейнеровоз и отправил в пробный рейс в 1956 году. И уже через десяток лет его контейнеры разошлись по всей планете..
- Красава мужик!
СССР тоже не дремал и начал выпуск КВ. Например гигантские суда проекта "Атлантика". Но после распада - суда, верфи и порты достались экс-республикам. А куда им контейнеровозы? Чем торговать-то? Вот и списали как металлолом. А в нашей стране КВ больше не строили.
- Не до жиру, быть бы живу..
Время перемен
Морские перевозки были захвачены иноземцами. Они оказывали нам "контейнерные услуги" за очень хорошую денежку. Все было хорошо.. пока не начался известный конфликт. После чего "партнеры" сделали нам ручкой (палец показали?) и ретировались.
- Вы уж сами как-нибудь..
И стало реально туго. Пара десятков собственных судов, не самых больших классов - явно недостаточно для торговли с дружественными странами. И как быть? Ответ лишь один:
- Строить новый контейнерный флот!
Тянуть не стали. Уже в марте прошлого года КБ "Вымпел" представило проект сухогруза 00108. Вскоре был заключён контракт на строительство первых четырёх судов. И на днях состоялась закладка первого из них. Судно будет достроено в следующем году, еще три в 2025-м.
Всего же в ближайших планах 45 штук. А там видно будет.
Судно обладает уникальными достоинствами:
а) Универсальность: Оно не только контейнеры перевозить может, но и любые виды сухих грузов - лес, пиломатериалы, зерно. А также любые грузы в мешках, ящиках, бочках, тюках и пакетах.
б) Проходимость: Способно работать на море, в реках и каналах. Например по Волго-Балтийскому и Волго-Донскому каналам. И от Балтики до Индии дойдет если надо.
Основные характеристики: Длина судна - 141 м, ширина - 17 м, высота борта - 6,3 м. Объем грузовых трюмов составляет 12 тыс. кубометров. Дедвейт в море 9200 т., в реке 5000 т. Скорость – 10 узлов.
Перспективы
Скажете - да когда еще их построят-то! Да, это не прямо сейчас. А как раз к тому времени, когда станут актуальны два южных пути - из России в Иран и Трансиранский водный путь до Индии. Вот тогда-то эти контейнеровозы станут нужны как воздух.
Оба этих проекта сейчас активно разрабатываются. Есть общее понимание, что тянуть нет смысла. По первому проекту уже выделены деньги и дан официальный старт. По второму - ведутся предварительные обсуждения. И старт тоже не за горами. Так что:
- Вперед и с песней!