В прошлом году купил себе Хорлей. Маленький, но настоящий - Sportster 883 2009 года выпуска на инжекторе. Про это я рассказывал здесь и даже снял небольшое видео.
Не буду повторяться насчет ТТХ, которые и без меня есть в интернетах. Если вкратце: 883 кубика, 50 лс, 250 кг веса. Вот так он выглядит:
Мне "повезло", и мотик мне попался в модификации XL883L (Low) - он ниже обычного Спортстера и еще более дубовый. Задней подвески словно нет, но про это мы еще поговорим.
Модификаций у американских мотоциклов в целом и у Харлеев в частности туева кукуева хуча, и в них с непривычки и без бутылки не разобраться. Существуют разные литражи и модификации двигателей, одни и те же модели могут отличаться в зависимости от года выпуска, некоторые названия могут переходить от одной модели к другой, некоторые названия неофициальные - караул!
Помимо уже упомянутых Sportster и Sportster Low, например, существуют версии Custom, Roadster (с двойным дисковым тормозом спереди), Nightster, Hugger, Iron 883, Iron 1200, Superlow, Superlow 1200T, Forty-Eight, Forty-Eight Special (!) и прочая, прочая прочая. Жесть, короче.
Но мы отвлеклись.
Итак, первые впечатления. После мотошкольной Yamaha YBR125, Минска, Тулы и Honda NC700, на которых ездил пару раз за 10 лет, естественно.
Во-первых, Харли гораздо тяжелее! Когда прикатываешься и начинаешь чувствовать сцепление и газ, это начинает доставлять. Чем тяжелее мот, тем он устойчивее на прямой, и его сложнее сдуть с дороги.
Ключ на старт - заводится с полоборота, по корпусу разливается вибрация. Мотор огромный, поршни ведерные, все дрожит. Сразу чувствуешь, что это хоть и маленькая, но серьезная игрушка.
Звук выхлопа - отдельная песня. Мне кажется, что Харлеи вообще любят по двум причинам: харизма и звук. И за это прощают им отсутствие благ цивилизации, кондовость и техническую дремучесть. Но чем меньше ненужной электроники, как мы недавно выяснили, тем лучше.
Стоковый выхлоп в меру громкий (на дороге мотоцикл должно быть слышно и видно - это безопасность, а вот во дворах не грех и тихо проехать), басистый, приятный.
На холостых мотор работает неровно, но для Харлея это норма (вы бы слышали, как работает карбюраторный).
Во-вторых, тянет с низов он просто зверски. Не знаю, что нужно сделать, чтобы он заглох. С третьей, наверное, только трогаться. Хонда формально тоже около 50 лошадей, но на ней едешь, словно на мопеде - разгон более вялый, звук смешной, все пластмассовое. Хотя у нее очень крутой вместительный бардачок-фальшбак с ключом, а не два малюсеньких кофра на бесячих пластиковых застежках, да и по кочкам проехать можно на скорости.
На холостых на передаче едет рывками - мотор низкооборотистый, каждый ход поршня вниз вызывает толчок мотика вперед. Так что ехать нужно с газком либо на полувыжатом или полностью выжатом сцеплении.
Сцепление нужно выжимать всей пятерней и до ручки, перед включением передачи делать секундную паузу. Тогда всё включается мягко и чётко. Кто любит баловаться выжимом двумя пальцами, рискует получить тремор запястья уже через 15 минут езды - сцепа нелегкая. Наверное, кстати, для таких случаев и существует ручка Easy Clutch.
Коробка работает, как автомат Калашникова, и примерно с такими же звуками.
Клавиши на руле явно заточены под управление в перчатках - большие. Ручки сцепления и тормоза - тоже. Поворотники включаются каждый своей клавишей и сами выключаются после поворота. Это просто супер, ибо на японскую машинку я в перчатках вообще нажимать не могу толком, едешь и мигаешь в разные стороны, как новогодняя елка.
50 лошадей - достаточно, чтобы ехать бодро. У легендарной Нивы, их помнится, около 80, а она почему-то считается автомобилем, который практически впятеро тяжелее. Передач 5, больше 110 км/час ехать уже не хочется - высокие обороты, шум, вибрации. В инструкции, кстати, написано больше 120 км/час не ездить в принципе) На новых Спортах передач 6, возможно, крейсерская скорость повыше.
Но на дальняк я бы на нем не поехал точно) Он городской - маленький, жесткий, и бака хватает километров примерно на 100 км, не больше. Особенно с пассажиром. Его, кстати, потерять можно на хорошей кочке - спинки в стоке нет. Хотя можно и поставить, ибо тюнинга на эти мотоциклы чуть более, чем дофига.
Приборов минимум, только спидометр и блок контрольных ламп. Еще можно скинуть суточный пробег кнопкой с обратной стороны спидометра. Все. Уровень топлива определяется просто - нужно открутить крышку бензобака и строго посмотреть внутрь. Если глаз цепляет об ребро жесткости, пора на заправку. Но производитель расщедрился на лампочку резерва - и на том спасибо.
Посадка на мот - откровенно раздолбайская. В мотошколе учат, что колени должны быть прижаты к баку, но здесь так не сесть - бак узкий, а справа торчит корпус воздушного фильтра. Левое колено касается бака, правое висит в воздухе, зато по голени колотит воздухан. Поначалу это сбивает, потом привыкаешь.
Ехать тут можно только с прямой спиной, и если нет ветровика, то после 60 км/час вас запросто тупо может снести ветром.
Тормоза дисковые, без ABS. На мой вкус они туповатые. Не спортивные это совершенно точно. На Spotrster Roadster они заметно лучше - все таки двойной диск.
То, что подвески нет, я уже сказал не единожды. Мот просто жёсткий. А ещё очень низкий - на лежачих иногда чирикает подножкой. Из-за этого, кстати, сильно заложить в повороте его не получится - начинает чиркать боковыми подножками и глушаками. При этом на нем внезапно кайфово поджимханить - отработать маневрирование на маленькой скорости. Контрсвешивание, работу сцеплением и газом. Внезапно оказывается, что мотоцикл совершенно не тяжелый и очень маневренный - всего то нужно освоить нужные навыки. Так что не поленитесь, запишитесь на занятие. Я на следующей неделе снова пойду)
Несколько приятных вещей:
- Это Харлей - он железный и крепкий. Двоих везет легко.
- Приехать в ресторан на Харлее и на китайской чесотке - это разные вещи, даже сейчас.
- Здесь сухой картер. Масло для ДВС заливается в маслобак сбоку справа от сиденья.
- Здесь одна заливочная емкость на первичную передачу (Primary) и на МКПП; соответственно, масло одно.
- Отдельные контуры на задний и передний тормоза.
- Перегреть мотор очень практически невозможно (рубашка охлаждения просто конских размеров), но если вы все же сможете приблизиться к заветной цели, один горшок просто заранее отключится - причаливай к обочине, дай технике остыть.
- Простая конструкция, многое можно сделать самому, просто поддомкратив подкатным автодомкратом.
- Достаточно легко освоить.
- Прочная подножка, которая к тому же сама складывается при начале движения.
- Поздравляю, вы купили пропуск в клуб HD. Почти. Если на самом деле хотите в клуб - подавайте заявку и потом платите взносы. И обязательно покупайте оригинальный мерч у дилера.
- Запчасти даже сейчас есть, их возят и они в наличии.
Несколько неприятных вещей:
- Дюймовый крепеж. Хотя, кому как. Я просто купил набор ключей, шестигранников и головок - они и для машины мне нужны.
- Крепеж периодически сам раскручивается от вибрации. Надо сажать его на локтайт.
- Нет АБС.
- Маловат (лично мне).
- Привлекает слишком много внимания и детей.
- Жесткий.
- Низкий! Иной раз рельсы страшно переехать.
- Задний горшок в пробках неслабо жарит йайтса. При разгоне прямо ощущается, как теплое облако, словно джин, покидает суровые поднутрения. На работу приходится выезжать пораньше, а уезжать попозже - чтобы не стоять. Отсюда неожиданный плюс - руководство заметило это и объяснило служебным рвением, ответственностью и нацеленностью на результат.
- Ни о каких шортах и кедах речи идти не может - термический ожог гарантирован. Только мотоэкип и мотоботы.
- Подножки сильно впереди, и привстать на ноги, чтобы проехать неровности, не получится. Ну, только если вы акробат из дю соллей.
- Крышки цилиндров потеют маслом. Но мне повезло - у некоторых вообще оно течет ручьями. Есть поговорка - если под Харлеем нету лужи, значит масла в нем нет.
- Ручку газа до упора без перехвата не отвернуть - не хватает запястья.
- Отвратный родной свет. Вообще ничего не освещает.
Вывод: это самый спортивный из Харлеев, который далек от спорта так же, как Филипп от Аллы. Он не для гонок, вилли и стоппи, а для хорошего прохвата по городу в кайф на стиле под фирменный выхлоп.
Как первый или чисто городской мотик (если в городе есть асфальтовые дороги) - вполне. Но через годик лучше взять Харлей побольше. А может, лучше турэндуро?
Если Вы вдруг почувствовали непреодолимое желание поддержать восстановление старичка JEEP чеканной монетой, это можно сделать здесь: https://boosty.to/grosstractor
Или здесь: https://yoomoney.ru/to/410011274680307
А еще можно просто подписаться и поставить лайк)
Телеграм (общение и Live): https://t.me/grosstractor
Ютуб: https://www.youtube.com/user/GrosstractorTV
Rutube (ОНО работает!): https://rutube.ru/channel/23968383/