Найти в Дзене
История нашего мира 2.0

Радость без слёз

4 г. до н.э.

Царство Иудея, как составная часть Римской империи

Царь Иудеи Ирод (правил в 37 – 4 гг. до н.э.) не стеснялся применять очень жёсткие, порой доходившие до жестокости, административные меры к своим подданным.

«Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1488 год). Прозаик Пол Л. Майер сомневается в том, что избиение младенцев имело место: хотя жестокость и доходящая до паранойи подозрительность Ирода в последние годы своей жизни хорошо известна, другие источники этого события не упоминают, в том числе Иосиф Флавий. Последние годы правления Ирода отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью. Если раньше опасность исходила только от консервативных элементов, то теперь он начал подозревать в заговорах своё ближайшее окружение, включая родственников. Так, по доносу он приказал казнить своих собственных сыновей Александра и Аристобула (повешены в Самарии), а также Антипатра.
«Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1488 год). Прозаик Пол Л. Майер сомневается в том, что избиение младенцев имело место: хотя жестокость и доходящая до паранойи подозрительность Ирода в последние годы своей жизни хорошо известна, другие источники этого события не упоминают, в том числе Иосиф Флавий. Последние годы правления Ирода отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью. Если раньше опасность исходила только от консервативных элементов, то теперь он начал подозревать в заговорах своё ближайшее окружение, включая родственников. Так, по доносу он приказал казнить своих собственных сыновей Александра и Аристобула (повешены в Самарии), а также Антипатра.

Когда его возраст подошёл к 70 годам, и царь почувствовал, что жить ему осталось недолго, он решил даже после своей смерти «порадовать» жителей своего государства.

Как-то по дороге в Иерихон, пребывая в мрачном настроении, Ирод обратился к своей сестре Саломее и её мужу Алексу. Он сообщил, что знает - иудеи в день его смерти устроят не оплакивание умершего царя, как положено, а наоборот - будут радоваться и веселиться. А ему бы очень хотелось, чтоб в день его смерти они бы все рыдали. Потому он принял следующее решение. Он прикажет собрать всех знатных мужей государства в столице и запрёт их на ипподроме. И просит в день своей смерти, чтобы сестра отдала приказ солдатам перебить всех узников ипподрома. Тогда точно в этот день все иудеи будут рыдать, а не радоваться смерти своего царя. Сестра обещала выполнить волю брата.

И со всей Иудеи начали свозить знатнейших жителей на ипподром столицы. Там их селили, кормили и охраняли, чтобы никто не сбежал.

Вскоре Ирод скончался. Саломея скрыла от окружающих смерть брата. Объясняя всем, что ее семидесятилетний брат болен, она вызвала командиров его армии и велела им отпустить всех, кто находится на ипподроме, по домам, такова, мол, воля царя. Он передумал наказывать арестованных.

Когда арестантов отпустили, и они разъехались по домам, Саломея велела воинам собрать жителей столицы в амфитеатре. Когда те были собраны, Птолемей, который заведовал казной и финансами государства, выступил перед народом с сообщением, что Ирод умер, а он намерен зачитать завещание покойного.

И́род I Великий (ивр. ‏הוֹרְדוֹס‏ [hóрдос]; др.-греч. Ἡρῴδης; лат. Herodus [Хе́родус]; в русском языке — И́род от традиционной среднегреческой передачи; ок. 74—73 гг. до н. э. — 4 до н. э.[2]; по другим данным, 1 до н. э.[1][3]) — идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи. Царь Иудеи (40−4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов.
И́род I Великий (ивр. ‏הוֹרְדוֹס‏ [hóрдос]; др.-греч. Ἡρῴδης; лат. Herodus [Хе́родус]; в русском языке — И́род от традиционной среднегреческой передачи; ок. 74—73 гг. до н. э. — 4 до н. э.[2]; по другим данным, 1 до н. э.[1][3]) — идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи. Царь Иудеи (40−4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов.

В завещании говорилось, что своим преемником Ирод назначает своего сына Архелая (правил в 4 г. до н.э. – 6 г. н.э.). После этого, собравшиеся жители Иудеи разразились ликующими кликами в адрес нового царя. Солдаты отряд за отрядом проходили мимо Архелая и клялись ему в верности.

Ирод Архелай (23 г до н. э. — 18 г.) — этнарх Самарии, Иудеи и Идумеи с 4 г. до н. э. (по другим данным, с 1 г. до н. э.) по 6 г н. э., сын Ирода I и его жены самаритянки Малфаки (Малтаки). Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)
Ирод Архелай (23 г до н. э. — 18 г.) — этнарх Самарии, Иудеи и Идумеи с 4 г. до н. э. (по другим данным, с 1 г. до н. э.) по 6 г н. э., сын Ирода I и его жены самаритянки Малфаки (Малтаки). Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)

Архелай же велел похоронить своего отца с пышным блеском. На всеобщее обозрение были выставлены сокровища царя Ирода. Кровать, на которой несли Ирода, была из чистого золота. Тело покойника накрыли пурпурным покрывалом, украшенным золотыми узорами. Голову Ирода обвивала диадема, а над нею лежала золотая корона. В правой руке покойного находился скипетр.

Кровать окружали сыновья и другие родственники умершего царя. За ними шли телохранители, отряд фракийцев, отряд германцев, отряд галлов из числа тех, кто охранял Ирода (ну не доверял он своим подданным). Все в полном военном доспехе. Полевые войска шли перед кроватью, предводительствуемые командирами, в полном вооружении. За шествием шли пятьсот рабов и вольноотпущенников с благовонными травами в руках.

Тело Ирода предали земле в городе Иродион, основанном Иродом.

Так что, благодаря Саломее, иудеям не пришлось оплакивать своих родственников. Праздновали они смерть Ирода или нет, источник умалчивает. Наверняка, в столице не праздновали, чтобы не вызвать гнев Архелая. Что же касается местностей вдали от столицы… Кто ж его знает.

(Источник: Иосиф Флавий)