В индийской философии есть такое понятие как гуны. Само слово гуна означает веревка – или обуславливание. Имеется в виду что материальная природа состоит из всего трех гун – благости, страсти и невежества.
Они, соответственно, называются раджа – страсть, тамас- бездействие, невежество, сатва – благость.
То-есть когда человек совершает какой-то поступок он обусловлен одной из 3х гун.
Да и вообще всё в материальном мире находится под влиянием этих трех гун, при этом им свойственно перемешиваться. Создавая причкдливые сочетания. Хочешь поступить из хороших побуждений, а на деле оказывается что из страсти действовал. И поэтому результат не слишком положительный.
В Бхагават Гите есть описание признаков этих гун. Чтобы достичь успеха, прежде всего в духовном плане надо эти признаки знать и осмысливать.
Например гуна страсти, раджас – ее признаки - привязанность к чему бы то ни было – к человеку, идеалу, идолу, убеждениям, деятельности и тд. Ощущение горения, испытывание постоянной неудовлетворенности, алчности, новых побед, желаний, беспокойство. Затем наступает отупение и человек попадает под влияние гуны невежества - тамаса.
Её характеристики - просонное состояние, лень, отупение, неспособность к мышлению.
Характеристики же гуны благости – покой, но покой вызванный чистотой помыслов, пониманием сути происходящего, невовлеченность, нестяжательство, одухотворенность, получение новых знаний.
В литературе по йоге и аюрведе можно найти немало полезной информации, как с этим состоянием бороться вполне осязаемыми, материальными методами. Например - просто регулируя свой питание - потреблять больше саттвических продуктов, в основном это фрукты, также орехи, овощи, молоко, сливочное масло, мед. Уменьшение количества мяса в пище приводит к уменьшению инертности, тамаса.
Если человек не прилагает сознательные усилия чтобы возвышать своё сознание и лишь просто живет, – он неминуемо будет деградировать, опускаясь все ниже и ниже. Деградация всегда сопровождается ощущением неудовлетворенности и несчастья. Таков материальный мир.
Избыток еды, сна увеличивает тамас и раджас, а уменьшают их прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, йогой, медитацией, любые практики по самопознанию, чтение развивающей литературы. Подобное притягивается к подобному...
Так что дорогу осилит идущий!