Найти тему
5 Колесо

Бенц отдыхает: каким был автомобиль, который построили 150 лет назад, и откуда пошло слово «шофер»

Если вы полагаете, что автомобиль изобрел Карл Бенц в 1886 году, то глубоко ошибаетесь. Найдется еще с десяток претендентов на это величайшее изобретение. На автомобиле, о каком пойдет речь, прямо так и написано: «1ere automobile à grande vitesse construite en 1873 par Amédée Bollée père». Амеде Болле-отец известен чуть меньше, чем Карл Бенц, поэтому, вкратце, о нем. Родился 11 января 1844 года во французском департаменте Сарт, прославился как колокольных дел мастер — его карильон играет даже в главном соборе вьетнамского Хошимина.

Главный аргумент тех, кто отстаивает германский приоритет в изобретении автомобиля — двигатель внутреннего сгорания. Но в корнях слова, греческом Autos («Сам») и латинском Mobilis («Движущийся») нет ни намека на тип силовой установки! Столь ли велика разница, внутреннего сгорания он или внешнего, и на чем работает? Сегодня, например, все ратуют за электромобиль. Паровая машина (двигатель внешнего сгорания) Амеде Болле выдавала 20 л. с. против с 1,5 л. с. у Бенца. И таких моторов на самодвижущейся повозке Болле стояло сразу два! Двухцилиндровых, V-образных. Интересно, что внесистемная единица измерения мощности «лошадиная сила» с французского дословно переводится как «лошадиный пар» (cheval vapeur). Возникновение этой единицы — отдельная тема. Достаточно сказать, что на самом деле среднестатистическая лошадь развивает 15 л. с. Впрочем, а с чем в то время могли сопоставлять?

L’Obéissante Амеде Болле в бывшей церкви аббатства Сан-Мартен де Шан, по приказу Конвента 10 июня 1798 года (385 лет назад) превращенном в место культа новой религии — религии прогресса.
L’Obéissante Амеде Болле в бывшей церкви аббатства Сан-Мартен де Шан, по приказу Конвента 10 июня 1798 года (385 лет назад) превращенном в место культа новой религии — религии прогресса.

Далее, первый автомобиль Бенца был трехколесным, и переднее колесо управлялось системой рычагов (поводком), без рулевого редуктора. Его наличие является одним из первых признаков, отличающих автомобиль от мотоцикла. То есть, экипаж Бенца, скорее, трицикл с мотором.

Рабочее место le chauffeur, кочегара (дословно — «разогревателя»). Оба французских слова, автомобиль и шофер, прочно заняли место в нашем языке.
Рабочее место le chauffeur, кочегара (дословно — «разогревателя»). Оба французских слова, автомобиль и шофер, прочно заняли место в нашем языке.

У повозки колокольных дел мастера Болле мы видим полноценный рулевой механизм (с цепным приводом), управляющий двумя передними колесами на независимой (!) подвеске. Бенц близко не стоял!

А это — рабочие места водителя и его помощника (малый руль — привод колодочного тормоза задних колес). Французское слово le conducteur («водитель», «машинист») в нашем языке обрело иной смысл.
А это — рабочие места водителя и его помощника (малый руль — привод колодочного тормоза задних колес). Французское слово le conducteur («водитель», «машинист») в нашем языке обрело иной смысл.

Говоря о потребительских качествах, то автомобиль Болле развивал скорость до 42 км/ч (не зря он «à grande vitesse»!), брал 12‑процентные подъемы и перевозил при этом 12 человек. Представляете, нестись по булыжной мостовой на сплошных шинах со скоростью 40 км/ч?!

Если сторонникам Бенца до сих пор что-то не нравится, готов согласится на формулировку «первый в мире микроавтобус». Кстати, даже по сегодняшним меркам, этот автомобиль, крещеный L’Obéissante («Послушный»), не пугает массо-габаритными характеристиками. Слегка великоват? Согласен. Но весит при этом всего 4800 кг.

На своих чертежах Амеде Болле назвал машину не автомобилем, а voiture à vapeur, «паровой повозкой». Обращает на себя внимание запредельный угол поворота управляемых колес.
На своих чертежах Амеде Болле назвал машину не автомобилем, а voiture à vapeur, «паровой повозкой». Обращает на себя внимание запредельный угол поворота управляемых колес.
-5

В пробную поездку 21 мая 1873 года Амеде Болле взял с собой 6‑летнего сынишку, тоже Амеде. Через 500 метров машина встала — пар вышел. У бакалейщика купили пару мешков сосновых шишек, раскочегарились — двинулись дальше. Через очередные полкилометра пробило подкладку штока паровой машины. Прокладку Болле-отец тотчас вырезал из собственной шляпы. Все это потом рассказывал Болле-сын, на которого испытание произвело неизгладимое впечатление.

Ездить на своем «Послушном» Амеде Болле-отец мог только у себя, в департаменте Сарт, в городе Ле Ман, где его знал каждый жандарм. А хотелось большего! 26 мая 1873 года он подает прошение министру общественных работ Эжену Кайо (Eugène Caillaux) дозволить проехать на «Послушном» до Парижа (примерно 230 км). (Кстати, Кайо первому пришла в голову мысль прорубить тоннель под Ла Маншем.) Министр, хотя и был выдвинут в сенат Франции от департамента Сарт, проявил редкую принципиальность и отказал земляку!

«На фоне Пушкина снимается семейство». Семейство Болле в L’Obeissante. За рулем — старший сын Амеде, по левую руку от него Амеде Болле-отец, а за вторым рулем — средний сын Эрнст.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Семейство Болле в L’Obeissante. За рулем — старший сын Амеде, по левую руку от него Амеде Болле-отец, а за вторым рулем — средний сын Эрнст.

Убедить министра удалось только 26 августа 1875 года. Тот лично прибыл в Ле Ман, чтобы убедиться в безопасности парового омнибуса Болле. Долгожданная бумага (первые в мире «права»!) разрешала поездку при условии, что о ней за три дня будут уведомлены департаменты, по которым пройдет путь. А таких до Парижа было четыре!

Разумеется, Амеде Болле никого не стал уведомлять. Девятого октября 1875 года он отправился в Париж, и достиг столицы за 18 часов. В Париже на изобретателя составили 75 полицейских протоколов, однако когда Болле прокатил на «Послушном» префекта полиции, штрафы отменили. Короче, фурор был полный! Домой Болле вернулся только 27 октября.

«Послушный» готовят к выезду на гоночную трассу в Ле Мане, в прологе Coupe des Voiturettes, гонки малолитражных машин 23 сентября 1923 года. Видна открытая дверка (через нее пассажиры занимали места в этом «микроавтобусе»). На переднем плане — фаворит гонок, Talbot 70.
«Послушный» готовят к выезду на гоночную трассу в Ле Мане, в прологе Coupe des Voiturettes, гонки малолитражных машин 23 сентября 1923 года. Видна открытая дверка (через нее пассажиры занимали места в этом «микроавтобусе»). На переднем плане — фаворит гонок, Talbot 70.

Увы, ожидания Болле на заказы не оправдались. Однако он продолжает конструировать один паровик за другим. Пятый из них, La Rapide («Быстрый»), развивал скорость 62 км/ч! А построен был в 1881 году, т. е., за 5 лет до Карла Бенца.

Закончилась эпоха пара. Но слава Амеде Болле была настолько велика, что в 1906 году его пригласили в соучредители Автомобильного клуба Запада (Automobile Club de l’Ouest), того самого, под патронажем которого 26 мая 1923 года (поднимаем бокалы: 100 лет назад!) были проведены первые 24‑часовые гонки в Ле Мане. А 23 сентября 1923 года там же, в Ле Мане, состоялись гонки малолитражных автомобилей, и открывал их Амеде Болле-сын за рулем «Послушного»! Ну а в 1934 году семья Болле передала первый в мире микроавтобус в дар Франции — в музей при национальной Консерватории искусств и ремесел (Conservatoire national des arts et métiers), где к тому времени сохранялся самый первый в мире «самодвиж» — паровая телега Кюньо 1769 года.

Денис Орлов, автомобильный историк

Что еще почитать:

Абсурдный указ: зачем в СССР выпускали кабриолеты, которые были никому не нужны

«Советский» BMW: как CCCР помог возродить немецкий автопром

Про хомяка и крысу: почему Land Rover стал культовой маркой, а УАЗ нет

Авто
268,3 тыс интересуются