Тот факт, что по другую сторону океана сидят мастера по освоению и "распиливанию" бюджетных денег, уже давно является секретом Полишинеля. Всю в лучших американских традициях. Бизнес – и ничего личного. Особенно в сфере разработки новейших вооружений.
Наглядным примером является RAH-66 Comanche – вертолёт-невидимка, от которого отказалась армия США. Привлекательный на вид, обладающий достаточно футуристическим дизайном вертолёт разрабатывался в течение 22 лет. На его разработку и постройку первых двух (и единственных) прототипов было потрачено 7 миллиардов бюджетных американских денег. Астрономическая сумма для того времени! Но результат оказался близким к нулю.
Comanche возник в результате армейской экспериментальной программы лёгких вертолётов. Программа была запланирована в 1980-х и стала следствием избыточного финансирования обороны США. Помимо других целей данная программа предусматривала замену стоявших на вооружении лёгких разведывательных вертолетов OH-58 Kiowa и OH-6 Cayuse. Обе машины были созданы на базе гражданских версий, а военные хотели специализированный разведывательный вертолёт.
Основной задачей, которая отводилась вертолётам-разведчикам, являлось вскрытие позиций противника и наведение на них дружественных сил. Но несмотря на это лёгкие вертолёты применялись и для огневой поддержки. Для этого они оснащались ракетными блоками, пулемётами противотанковых ракет TOW или Hellfire. Комплекта такого вооружения хватало для борьбы со слабозащищёнными целями.
Но армия США остро нуждалась в новом вертолёте-разведчике, предназначенном для борьбы с мощными механизированными и танковыми соединениями Советского Союза, которые были хорошо прикрыты с воздуха зенитно-ракетными комплексами малой дальности и скорострельными зенитными пушками.
Все эти советские системы были оснащены радиолокационными станциями. И эти РЛС необходимо было "перехитрить". Американцы решили использовать в новом вертолёте опыт, полученный при проектировании малозаметного штурмовика F-117. Концептуальные исследования длились целых шесть лет, пока наконец не было сформировано четкое техническое задание армии США.
В 1991 году военные выбрали совместный проект RAH-66 Comanche, предложенный фирмами "Боинг" и "Сикорский". Пентагон выделил 2,6 миллиарда долларов только на разработку вертолёта. Согласно первоначальным замыслам, планировалось произвести 1200 таких машин. Суммарные затраты, если бы проект был реализован, составили бы 34 миллиарда – по 28 миллионов долларов за каждый вертолёт.
Компании "Боинг" и "Сикорский" приступили к разработке первых двух прототипов с неотражающими радиоволны поверхностями обшивки. Эти панели выполнялись из композитных материалов. Такое решение позволило бы RAH-66 Comanche приближаться к противнику на существенно меньшее расстояние по сравнению с возможностями вертолёта OH-58.
Схема отвода тепла направляла горячий выхлоп в хвостовую часть машины для охлаждения при помощи хвостового винта. Вертолёт был окрашен краской, поглощающей инфракрасное излучение. Такое решение было использовано для снижения тепловой сигнатуры вертолёта-разведчика. А пять лопастей несущего винта "Команча" были наклонены вниз так, чтобы вдвое уменьшить шум летящего вертолёта в сравнении с обычной машиной.
"Команч" имел системы предупреждения о радиолокационном обнаружении, системы радиоэлектронной борьбы и систему отстрела инфракрасных ловушек. Кроме того, в конструкции машины было использовано приличное количество кевларовой и графитовой брони, способной выдержать обстрел из 23-мм автоматических пушек.
Пилот и оператор вооружения размещались тандемно. Управление вертолётом осуществлялось при помощи жидкокристаллических дисплеев, а вооружением – при помощи нашлемных прицелов. Вооружение вертолёта размещалось во внутренних отсеков. Машина могла брать до шести противотанковых ракет Hellfire. Шасси вертолёта и 20-мм автоматическая пушка XM301 Gatling были сделаны убирающимися. Если малозаметность вертолёта не играла важной роли в предстоящем задании, а нужна была огневая мощь, то "Команч" мог брать дополнительное вооружение, размещённое на внешней подвеске.
Ко всему прочему новый вертолёт был неплохо приспособлен для ведения воздушных боёв. Этому способствовали высокая скорость машины, прекрасные пилотажные характеристики (вертолёт мог выполнять почти полную петлю и крутые виражи). Для ведения ближнего воздушного боя "Команч" мог нести до двенадцати ракет AIM-92 Stinger. Электронное управление полётом с тройным дублированием обеспечивало устойчивость полёта даже при выполнении самых сложных манёвров.
Для обнаружение противника в носовой части RAH-66 был установлен радар ИК-диапазона. Последующая подсветка обнаруженных целей производилась при помощи лазерного целеуказателя. Предусматривалась и установка над несущим винтом радара Longbow миллиметрового диапазона. Это радар позволял вертолёту "заглянуть" за складки местности и деревья, оставаясь скрытным. Полученную информацию можно было оперативно передать основным огневым средствам – другим вертолётам или артиллерии.
Лётный прототип RAH-66 впервые поднялся в воздух в 1996 году. Через три года после этого события в воздух поднялся и второй лётный прототип. Но поскольку Comanche оказался настоящим "сгустком" новейших технологий. Поэтому их разработка, внедрение и отладка только утроили стоимость разработки вертолёта.
Ко всему прочему вертолёт оказался значительно тяжелее, чем было запланировано первоначально. Как следствие пришлось разрабатывать более мощный турбовальный двигатель T-800. Что касается программного обеспечения, то оно оказалось жутко "глючным", его датчики ненадёжными. А радиопоглощающее покрытие вертолёта вообще смывалось осадками!
Между тем требования армии США к новому вертолёту только росли. Какому-то умному человеку в голову пришла идея о том, чтобы новый разведывательный вертолёт мог совершать трансокеанские перелеты. "Команч" таким требованиям соответствовать не мог!
К 2002 году из-за задержек в разработке вертолета у него появилось много бюрократических противников. А войны в Ираке и в Афганистане вынудили Пентагон перенаправить средства на другие, более насущные нужды. В результате чего было принято решение о том, что новый вертолет будет закуплено только в количестве 650 единиц. Разумеется, стоимость каждого "Команча" сразу резко выросла.
А в 2004 программа разработки RAH-66 была внезапно свернута. Произошло это после того, как стало известно, что на разработку новой машины было потрачено более 7 миллиардов долларов. В результате два первых летных прототипа вертолета стали музейными экспонатами.
Как говорят некоторые эксперты из США, если бы Пентагон потратил на доводку до ума еще несколько миллиардов долларов, то на выходе армия смогла бы получить достойный разведывательный вертолёт. В то же время другие аналитики заявляют, что на тот момент программа, длившаяся более двух десятилетий, просто перестала быть актуальной из-за развития технологий, чтобы оправдать дополнительные инвестиции в нее. Также отмечено, что если бы "Команч" был запущен в серию, то его производство "съедало" бы до 40% ежегодных расходов Пентагона на армейскую авиацию. Это много для нишевого вертолета, тогда как в приоритете находятся транспортные и ударные машины. А разведку теперь могут выполнять беспилотники.
Программа вертолета RAH-66 Comanche вошла в пятерку американских военных программ, которые суммарно "высосали" из государственного бюджета США более 30 миллиардов долларов без какого-либо результата.