В статье рассказывается о бетонных кораблях, о том, что в годы войны они производились массово ради экономии металла, но в мирное время, хотя и показали высокие мореходные качества, были нерентабельны из-за большого веса и высокого расхода топлива для обеспечения движения.
По морям и рекам сегодня плавают самые разные корабли и лодки – и деревянные, и железные, и даже пластмассовые, но вот мало кто слышал о бетонных кораблях. А, между прочим, они не только существовали, но и использовались в довольно массовом количестве, причем для самых серьезных целей!
Закономерно, что самый первый корабль из бетона был изобретен почти сразу же, как был изобретен и железобетон. Произошло это в 1849 году, когда некий французский садовник Жан Ламбо построил первую железобетонную лодку. Правда, в некоторых источниках Ламбо указывается как инженер, а само событие датируется 1855 годом, но это неверно. Ламбо изготавливал из цемента ванночки для цветов, которые часто ломались, вот он и решил армировать их стальными прутьями.
Очень быстро садовник-корабел додумался и до лодки – как раз в то время начинался расцвет производства стальных кораблей, и Ламбо захотелось внести и свою лепту в современное кораблестроение. Он построил из железобетона лодку и продемонстрировал ее на выставке в Париже в 1855 году, получил какую-то премию, но на этом интерес публики и судостроительных компаний к бетонным плавсредствам на то время закончился.
Были, правда, попытки строительства железобетонных яхт и прочих малых кораблей в более поздние времена в разных отсталых странах, таких как Турция и Китай, но они не были массовыми, а скорее экспериментальными.
Настоящий бум бетонного кораблестроения начался в годы Первой Мировой войны, когда промышленность воюющих стран столкнулась с нехваткой стали для изготовления транспортных кораблей. Вся сталь уходила на производство вооружения, а вот на новые корабли для грузоперевозок ее не хватало. Тут-то и всплыла идея строить корабли железобетонные.
Конечно, военные корабли, которые должны были выполнять опасные и ответственные задачи, из бетона делать не собирались, но вот тихоходные транспорты и небольшие вспомогательные суда из этого материала получались довольно хорошие, они и отвечали хотя бы главным требованиям.
За короткий срок в несколько лет – до начала 1920-х годов, было построено более 1000 бетонных кораблей разного класса, которые выполняли самую разную работу. Это были довольно дешевые корабли, потому что металл в их корпусах требовался только для армирования, и его нужно было очень мало. А вот цемент сам по себе был дешевый, и выпускался в каких угодно количествах.
К тому же бетонный корабль строился на верфи гораздо быстрее, чем стальной. Немаловажным было и то, что корпус был цельный, без швов, как в металлических корпусах, и в случае повреждения он легко и быстро мог быть отремонтирован.
Таким образом было построено много грузовых кораблей, паромов, барж, буксиров, которые справлялись со своей задачей почти отлично.
Однако вместе с этим были отмечены и некоторые недостатки железобетонных кораблей. Для того чтобы корпус получился таким же прочным, как и стальной, приходилось значительно увеличивать его толщину. Увеличение толщины автоматически увеличивало вес всего корабля, что приводило к перерасходу топлива для обеспечения движения. И если в условиях войны это было оправдано, то при коммерческом использовании в мирное время не годилось. Поэтому, как только закончилась война, бетонные корабли строить прекратили.
Однако в СССР после окончания Гражданской войны также не хватало металла, но было много дешевого топлива, поэтому бетонные корабли у нас в стране стали строить для речных грузоперевозок, причем не единично, а целыми сериями.
После Отечественной войны строительство и эксплуатация таких кораблей в нашей стране продолжилось, однако сегодня это уже стало нерентабельным, и если и остались у нас бетонные корабли, то только в виде плавучих баз или складов.
То же самое с бетонными судами происходит и во всем мире – их уже давно не используют, а если какие-то и применяют, только как вспомогательные единицы на приколе, а чаще в качестве бесплатных волноломов.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КОРАБЛЯХ:
Броненосец «Каир», поднятый со дна реки, стал для США настоящим историческим сокровищем!
Первые в мире полностью круглые броненосцы – русские «поповки», которых сильно боялся турецкий флот