Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Вы видели когда-нибудь железобетонные корабли? А их строили тысячами, производят и сегодня

В статье рассказывается о бетонных кораблях, о том, что в годы войны они производились массово ради экономии металла, но в мирное время, хотя и показали высокие мореходные качества, были нерентабельны из-за большого веса и высокого расхода топлива для обеспечения движения.

Все, что осталось от бетонного  грузового корабля "Сан Паскуаль" (остов судна "догнивает" на побережье Санта-Мария, Куба)
Все, что осталось от бетонного грузового корабля "Сан Паскуаль" (остов судна "догнивает" на побережье Санта-Мария, Куба)

По морям и рекам сегодня плавают самые разные корабли и лодки – и деревянные, и железные, и даже пластмассовые, но вот мало кто слышал о бетонных кораблях. А, между прочим, они не только существовали, но и использовались в довольно массовом количестве, причем для самых серьезных целей!

Закономерно, что самый первый корабль из бетона был изобретен почти сразу же, как был изобретен и железобетон. Произошло это в 1849 году, когда некий французский садовник Жан Ламбо построил первую железобетонную лодку. Правда, в некоторых источниках Ламбо указывается как инженер, а само событие датируется 1855 годом, но это неверно. Ламбо изготавливал из цемента ванночки для цветов, которые часто ломались, вот он и решил армировать их стальными прутьями.

Бетонная лодка Ламбо в музее Бриньоля, и фото самого изобретателя
Бетонная лодка Ламбо в музее Бриньоля, и фото самого изобретателя

Очень быстро садовник-корабел додумался и до лодки – как раз в то время начинался расцвет производства стальных кораблей, и Ламбо захотелось внести и свою лепту в современное кораблестроение. Он построил из железобетона лодку и продемонстрировал ее на выставке в Париже в 1855 году, получил какую-то премию, но на этом интерес публики и судостроительных компаний к бетонным плавсредствам на то время закончился.

Постройка корабля из бетона в США, фото сделано в период Первой Мировой войны
Постройка корабля из бетона в США, фото сделано в период Первой Мировой войны

Были, правда, попытки строительства железобетонных яхт и прочих малых кораблей в более поздние времена в разных отсталых странах, таких как Турция и Китай, но они не были массовыми, а скорее экспериментальными.

Настоящий бум бетонного кораблестроения начался в годы Первой Мировой войны, когда промышленность воюющих стран столкнулась с нехваткой стали для изготовления транспортных кораблей. Вся сталь уходила на производство вооружения, а вот на новые корабли для грузоперевозок ее не хватало. Тут-то и всплыла идея строить корабли железобетонные.

Американский железобетонный нефтеналивной пароход "Пало-Альто", рейд Окленда, Калифорния, 1920 год
Американский железобетонный нефтеналивной пароход "Пало-Альто", рейд Окленда, Калифорния, 1920 год

Конечно, военные корабли, которые должны были выполнять опасные и ответственные задачи, из бетона делать не собирались, но вот тихоходные транспорты и небольшие вспомогательные суда из этого материала получались довольно хорошие, они и отвечали хотя бы главным требованиям.

Еще один бетонный корабль, "Кварц", это уже перил Второй Мировой войны
Еще один бетонный корабль, "Кварц", это уже перил Второй Мировой войны

За короткий срок в несколько лет – до начала 1920-х годов, было построено более 1000 бетонных кораблей разного класса, которые выполняли самую разную работу. Это были довольно дешевые корабли, потому что металл в их корпусах требовался только для армирования, и его нужно было очень мало. А вот цемент сам по себе был дешевый, и выпускался в каких угодно количествах.

Один из бетонных "старичков", поставленный на прикол
Один из бетонных "старичков", поставленный на прикол

К тому же бетонный корабль строился на верфи гораздо быстрее, чем стальной. Немаловажным было и то, что корпус был цельный, без швов, как в металлических корпусах, и в случае повреждения он легко и быстро мог быть отремонтирован.

Таким образом было построено много грузовых кораблей, паромов, барж, буксиров, которые справлялись со своей задачей почти отлично.

Из старых бетонных кораблей делают волноломы
Из старых бетонных кораблей делают волноломы

Однако вместе с этим были отмечены и некоторые недостатки железобетонных кораблей. Для того чтобы корпус получился таким же прочным, как и стальной, приходилось значительно увеличивать его толщину. Увеличение толщины автоматически увеличивало вес всего корабля, что приводило к перерасходу топлива для обеспечения движения. И если в условиях войны это было оправдано, то при коммерческом использовании в мирное время не годилось. Поэтому, как только закончилась война, бетонные корабли строить прекратили.

Вот так сегодня выглядят брошенные бетонные ветераны
Вот так сегодня выглядят брошенные бетонные ветераны

Однако в СССР после окончания Гражданской войны также не хватало металла, но было много дешевого топлива, поэтому бетонные корабли у нас в стране стали строить для речных грузоперевозок, причем не единично, а целыми сериями.

После Отечественной войны строительство и эксплуатация таких кораблей в нашей стране продолжилось, однако сегодня это уже стало нерентабельным, и если и остались у нас бетонные корабли, то только в виде плавучих баз или складов.

Современная бетонная яхта "Афродита", Нижний Новгород
Современная бетонная яхта "Афродита", Нижний Новгород

То же самое с бетонными судами происходит и во всем мире – их уже давно не используют, а если какие-то и применяют, только как вспомогательные единицы на приколе, а чаще в качестве бесплатных волноломов.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КОРАБЛЯХ:

Океанские подводные лодки сухопутной армии Японии. Зачем самурайские генералы их строили и как использовали?

Броненосец «Каир», поднятый со дна реки, стал для США настоящим историческим сокровищем!

Первые в мире полностью круглые броненосцы – русские «поповки», которых сильно боялся турецкий флот

Бой в Ла-Манше 12 февраля 1942 г. Нулевая эффективность британских торпедников против немецких линкоров

Китайский военно-морской флот. Корабли в его составе советские, ракеты российские, а где же тут китайское?