Внимание! Это статья о музыканте, к которому моё безмерное уважение выходит за рамки разумного. А потому текст будет представлять собой хаотичный поток моих мыслей.
Мистер непостоянство, непростой и сложный характер, самый яркий пример истинно творческой личности. Обычно же стереотипно так думают именно о творческих людях: что они ни в чём не постоянны: ни в работе, ни в личной жизни, да и вообще в каких-то делах на них опасно положиться. Человек, который положил на кон такие ценности, как дружба и местами любовь, но взамен получал лишь единственное, что хотел: поиск своего звучания, своего видения музыки. И ведь находил, зачастую не считаясь по-человечески ни с чем и ни с кем, зачастую используя соратников по группам как "инструменты для достижения" этого звучания. Гитарист, который всегда был непредсказуем, которого всё время бросало то в одну крайность, то в другую, который всю свою жизнь метался между своим собственным видением музыкального развития (которое впоследствии оказывало неоспоримое влияние на формирование тех или иных жанров и гитарного мастерства) и постоянно менявшимися в популярной музыке трендами.
Главное, Ричи, как и многие известные музыканты-новаторы-кумиры, даже и не думал о том, что когда-то на что-то повлияет. Сам он так высказывался на этот счёт: "Пока ты не стал гением, единственный способ становиться лучше – копировать лучших. Это самое лучшее. Просто воруй".
Помнится, когда я впервые увидел Блэкмора "живьём", в смысле, на видео - это был концерт Deep Purple, скандальное выступление на California Jam 74 года - я был сначала разочарован его поведением. В моём представлении все гитаристы отрывались на выступлениях, как могли: Джимми Пейдж, Кит Ричардс и прочие. А этот стоял столбом, надувшись, будто был обижен на весь белый свет. Все остальные сходили с ума на сцене при этом: Ковердэйл вертел микрофонной стойкой, Хьюз прыгал и вращался с басом у своей стойки, Лорд шатал взад-вперёд свой тяжеленный Хэммонд-орган, чуть не сваливая его на пол, а Пэйс тем более выжимал из себя всю энергию. А этот вышел на авансцену в угол, закрыл глаза и замер, только пальцы бешено бегали по струнам. Потом только я проникся к его поведению: просто этот человек был всегда полностью в музыке на сцене и зачастую не замечал ничего, что происходило вокруг. Конечно, со стороны это иногда смотрелось как поведение шизофреника: сначала был тихий, молчаливый, а потом вдруг резко срывало "крышу" человеку, и он начинал бесноваться на сцене. А уж когда в конце разбил гитарой камеру и устроил пожар - тогда истинная суть Ричи Блэкмора стала мне ясна. Что внутри него творилось, то он и снаружи показывал.
Никогда нельзя было определить заранее, что придёт в голову Ричи, всегда это оказывалось для всех сюрпризом: зачастую изначально неприятным для музыкантов из его коллективов, но впоследствии понятным его поклонникам. Ведь ещё в школе он дал понять это, раскрыв полностью свой скверный характер, желая, чтобы о нём говорили: "Да, Ричард был ужасным учеником, но он прекрасно играет на гитаре". А лучше всего он себя он описал этими словами: "Я всегда хотел делать что-либо, выходящее за рамки общепринятого. Вот почему я не курю. Все покуривали в школе. Возможно, если б они не курили, я бы как раз это делал".
Вероятно, Ричи сильно задело, когда он не попал в своё время в группу Nero & The Gladiators, концерт которой повлиял в первую очередь на его последующую любовь к соединению рока и классики. Вместо него там так и остался изначально Тони Харви, которого Блэкмор называет своим наставником. Вообще когда Ричи что-то сильно задевало в жизни в подобных ситуациях, впоследствии увеличивало его энергию раз в сто, и он переворачивал горы, чтобы добиваться того, чего хотел в музыке. Это был явно такой яркий пример, после которого Блэкмор пошёл в гору.
В группе The Outlaws у него ещё не получалось так сильно чего-то добиваться, и тот период 60-х годов у него был местами хаотичным, когда он играл в различных коллективах как сессионщик, нарабатывая своё мастерство, пока не попал во всем известный коллектив в 1968 году... Не, гляньте, как Блэкмор виляет бёдрами в этом видео Outlaws! Кто бы подумал тогда, что это - будущий гитарный монстр и суровый "человек в чёрном", улыбка на лице которого всегда будет Великим Событием))
Но ведь и в Deep Purple не сразу получилось "рулить" и добиваться "своего" звука. Сначала для раскрутки пришлось играть коммерческий поп-рок своего времени. А первый хит Hush вообще был кавером. К слову, впоследствии Блэкмор в своих проектах никогда не будет пренебрегать возможностью переиграть какую-нибудь совершенно неожиданную песню изначально в кардинально другом жанре, нежели тот, в котором будет действовать Ричи.
Потом вроде бы совпало стремление совмещать рок и классику с Джоном Лордом, который по факту к 69 году уже стал единолично определять звучание группы. Но и тут Блэкмора что-то не устраивало. Concerto For Group And Orchestra, феноменальный концерт по произведению Лорда группы с оркестром, Ричи "добил"... И тут первая главная крайность Блэкмора, когда он метнулся от своих желаний к новомодным трендам: Led Zeppelin и иже с ними играют популярный хард-рок. Я тоже хочу!
И дальше происходит то, что видим: группа играла фактически прогрессивный рок с экспериментами и совмещением с классикой, а в 70-м вдруг выходит "In Rock"... Блэкмор победил, а песни стала группа сочинять уже вся целиком: путём импровизаций вокруг придуманных ритмов-мелодий, гитарных риффов и т.д.
Когда Ричи, наконец, почувствовал "вкус", как говорится, его опять что-то стало не устраивать... Будто он всё ещё искал "тот самый звук", но ему начали мешать, постоянно кто-то ему мешал. Гиллан, к примеру. Ну, окей, исчезли Гиллан с Гловером из классического состава Deep Purple, появился продвигаемый им Гленн Хьюз, который играл фанки-стайлом на басу вместо ровных и скучных партий Гловера (это я сейчас примерно перефразировал слова Блэкмора из документального фильма с его интервью 2015 года).
Вообще отличный фильм, скажу. Я помню, почти весь его просмотрел немного в шоковом состоянии: Блэкмор с лёгкостью рассказывал на камеру о том, о чём до этого терпеть не мог говорить: про хард-рок, про Deep Purple, Rainbow... и в особенности про создание таких песен, как Smoke On The Water!
В результате чего хотел Блэкмор, то вышло из под контроля: фанк сам по себе стал преобладать в музыке группы, а некоторые песни вообще писались даже без участия Ричи... Впервые он не мог влиять на результат. Что в этом случае остаётся сделать? Правильно - создать другую группу.
Вроде бы всё сложилось: у него есть группа Rainbow, где он может делать, что хочет, вертеть составами, как хочет, добиваться звучания, какого хочет... Сам того не замечая, Блэкмор попутно своими гитарными экспериментами заложил основы звучания хэви-металлических жанров, которые ещё пока ох, как нескоро вырвутся вверх. К примеру, песня Kill The King - ну чем не предтеча пауэр-металлического забоя? И с такой же фэнтезийной тематикой...
Но опять что-то не так. Опять, оказывается, что Блэкмор делает с группой, не идёт по тому пути, который в тренде. В США другое уже популярно. И именно группа Foreigner стала причиной зависти. Всё теперь опять нужно бросить, все наработки, полностью всё - только быть чем-то на неё похожей.
Ну вот, Блэкмор получил желаемое - через вокалиста Грэма Боннета к Джо Линну Тёрнеру и трём альбомам с ним... И тут опять смена желаний и возможностей - возрождение Deep Purple... А дальше опять ссоры с вокалистами...
Кто мог тогда залезть в голову к Ричи и в его музыкальное видение? Да никто. Дружба всегда проигрывала музыкальным пристрастиям. "Джо всегда был мне другом, - говорил Ричи про Тёрнера, когда приходилось того увольнять после альбома Deep Purple "Slaves And Masters" 1990 года. - Он хороший певец, но нам нужен Иэн. Он — человек совсем другого типа, — «Мистер Рок-н-ролл»" И опять же, чем всё кончилось: неожиданностью и непредсказуемостью. Блэкмор сам вернул "Мистера Рок-н-ролла" и тут же ушёл сам, воссоздав Rainbow...
Конечно, в 96-7 годах никто и предположить не мог, что самое радикальное изменение "музыкального сознания" Блэкмора ещё впереди, что его метания до этого - были "цветочки". Сам же Ричи потом так говорил о своём выборе играть музыку эпохи Ренессанса в Blackmore's Night: "Я сильно ушёл в сторону музыки эпохи Возрождения, но я всё ещё люблю играть хард-рок – только если он достаточно сложный и несёт в себе какую-то мысль".
Так или иначе, но мне всегда нравились Blackmore's Night. По крайней мере, с третьего самого лучшего альбома 2001 года "Fires At Midnight". Я с определённого момента считал считать эту группу Блэкмора и Кэндис Найт идеальным вариантом и примером, как именитому музыканту достойно проводить время на пенсии, продолжая, при этом, радовать поклонников - пусть и таким специфическим способом. По крайней мере, это был для меня гораздо лучший пример, нежели смотреть с горечью, как его бывшие коллеги пытаются как-то музыкально поддерживать последние потуги пения Йэна Гиллана...
В результате не говори "гоп": Блэкмор-таки схватил в последний момент электрогитару и собрал последний состав Rainbow. Я безумно счастлив, конечно, что побывал на этом составе и видел в последний раз играющего старые добрые хиты харда Ричи, да, пусть и с трясущимися руками, пусть и коряво... Конечно, это был его выбор, тут ему никто не судья.
Каков кумир - таков и поток моего сознания, который я только что вылил в этой статье: непредсказуемый и хаотичный. Ибо как-то по-другому не описать. По-другому: можно просто слушать с упоением всё, где Блэкмор приложил руку. А мне, действительно, нравится это всё слушать. От 68 года до последнего альбома Blackmore's Night. Ибо Ричи умудрялся делать редкую вещь: и быть всегда себе верным, ни разу не изменив даже на сколько-то процентов звучания своей гитары или же своей манеры игры, и, при этом, умудряться волнами быть в тренде с этим звучанием, да ещё и влиять на развитие последующих тяжёлых жанров в рок-музыке.
Другие статьи про группы с участием Ричи Блэкмора:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.