Найти тему

5 июня 1970 вышел альбом Deep Purple "In Rock" и сингл "Black Night"

Источник: m.media-amazon.com
Источник: m.media-amazon.com

жанр: хард-рок

главные композиции: Speed King, Bloodsucker, Child in Time, Hard Lovin' Man, в бонус-изданиях: Black Night

Взрыв мозга - наверное, первое, что приходит в голову при упоминании этого альбома, однозначно лучшего для меня в творчестве тёмно-пурпурных. Одна из самых резких капитальных метаморфоз в звучании группы, которых только можно встретить в истории рок-музыки. Новое десятилетие, новый саунд команды и новое имя в новом и по сути официально "утверждённом" жанре - хард-роке. А также впервые Ричи Блэкмор показал всем свою бескомпромиссную натуру и любовь к внезапным резким и серьёзным переменам.

На самом же деле в чём "взрывная" прелесть альбома. Наверное, это лучше было понять, живя в то время. Пока Deep Purple плавно развивались под влиянием Джона Лорда в прог-рок-стилистике с совмещением с классической музыкой в конце 60-х, Ричи Блэкмор с завистью смотрел на успех Led Zeppelin, показавших, что тенденции к утяжелению музыки имеют свой успех. Но если "Цеппелины", Джими Хендрикс, Cream и некоторые другие группы 60-х годов пришли к тяжёлому звучанию эволюционно от блюз-рока просто путём экспериментов (уверен, что даже слушатели не особо это замечали - всё происходило очень плавно от тех же альбомов Yardbirds к альбомам Led Zeppelin), то у Deep Purple это произошло сразу и резко, и ни на каком блюзе свою "тяжесть" они не основывали. Они просто увидели её, её суть и прелесть, когда она уже почти не привязывалась к блюзу.

Источник: a.1stdibscdn.com
Источник: a.1stdibscdn.com

А так как Deep Purple в 60-х годах в принципе играли довольно-таки энергичную музыку, начав с простого коммерческого поп-рока, то эту динамику в своей основе они и оставили. Просто быстро, ровно, яростно и тонны тяжёлых гитарных и хэммондорганных партий поверх - и вступительная Speed King, в общем-то, с первых нот это всё сразу объясняет, буквально не давая "очухаться". К слову об отсутствии блюзовой составляющей: задумка песни принадлежит Роджеру Гловеру, который экспериментировал над бас-гитарной партии к песне Джими Хендрикса "Fire". К тому моменту Хендрикс в таких песнях уже тоже по сути ни с каким блюзом не ассоциировался уже.

Конечно, нотки будущего хэви-метала уже звучат в таких ровных и пробивающих вещах, как Bloodsucker, Hard Lovin' Man и коронной Black Night, выходившей изначально отдельным синглом. Потому что в те времена ещё существовала остаточная конкуренция рынка синглов и альбомов. И в Британии ещё случалось, что продвигаемые конкретно песни не включали в общие альбомы, а издавали отдельными синглами, чтобы народ меньше денег тратил и быстрее покупал.

Источник: rockcult.ru
Источник: rockcult.ru

Вообще хард-рок, конечно, хард-роком, но за плотной завесой этого жанра всё равно проглядывалась суть и основа команды, участники которой были преданными поклонниками классической музыки. Первое жёсткое решение Блэкмора, показавшему впервые миру своё истинное лицо, всё равно не увело от того, что в его партиях ощущаются мелодические ходы, навеянные классической музыкой. Пусть Джон Лорд и потерял конкретное влияние в плане себя как человека из мира классики, но даже за хэммонд-органом, который он превратил в инструмент тяжёлой музыки, ужесточив его звучание, всё равно звучали переходы человека со складом ума музыканта академической музыки. Ну а Роджер Гловер вообще создал основополагающий для песни Flight of the Rat бас-гитарный рифф на основе "Полёта шмеля" Римского-Корсакова. Гловер вообще всегда был большим почитателем русских классических композиторов.

Да и вообще, как выяснилось, половина песен на альбоме была основана изначально на басовых партиях и задумках Гловера (та же Hard Lovin' Man). У хард-рок-групп того времени это было на самом деле в порядке нормы (у тех же саббатов большую часть материалов того времени так же придумывал изначально Гизер Батлер), ибо полноценные мелодии и аранжировки песен могли создаваться только живьём на репетициях: бас-гитарист придумывает рифф, затем его ритм подхватывает барабанщик, а вокруг этой основы начинают "плясать" своими партиями гитарист и клавишник, ну а затем, само собой, поверх этого рождается вокальная партия. Да, полностью наоборот принцип придумывания песни, в отличие от групп с центральными лидерами, кто изначально придумывал голосовую линию под имеющуюся в голове мелодию.

Источник: tunnel.ru
Источник: tunnel.ru

Отдельно стоит, конечно, Child in Time. Эта тема объединяла на тот момент по сути в себе все нюансы творчества группы разных времён и была одной из первых в рок-музыке монументальных длительных песен, мода на которые разовьётся только в наступившем десятилетии. Песня, изначально основанная всего на ТРЁХ аккордах (да, я в школьном детстве её постоянно на гитаре любил играть - там даже текст несложный, сходу запомнил), доказала, что старая "прогрессивнорокерская" суть группы никуда не делать, а нарастающее настроение от лирики до предметаллической истерии показало новое "тяжёлое" лицо группы, где ещё и Иэн Гиллан показал максимально всё, на что был тогда способен его сиреноподобный голос. Если в 60-е годы такие длительные композиции (даже у тех же Pink Floyd) звучали больше как эксперименты, где в течение долгого времени группы искали что-то, импровизируя, и, найдя, завершали. То такая вещь, как Child In Time в новое время в наступившем новом десятилетии звучала уже как полноценная продуманная и законченная композиция.

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Сейчас, с высоты прошедших времён, очень странно даже как-то смотрится такой резкий скачок во внезапном появлении в один и тот же год, первый в новом десятилетии, сразу нескольких групп, начавших играть хард-рок: Deep Purple, Black Sabbath, Uriah Heep и др. То есть, несмотря на то, что альбом Led Zeppelin-II 69 года считается как бы "официально первым полноценным хард-рок альбомом" в истории, но по факту сам жанр "официально утвердился и был задокументирован и пропечатан" в 1970 году. Будто это событие "тянуло" момент до начала десятилетия. Примерно как хэви-метал "официально утвердился" абсолютно так же со своим названием и всеми соответствующими регалиями в 1980 году с появлением Новой Волны Британского Хэви-Метала. Психологический момент или эволюционный? Так сложились звёзды, совпадение, случай или закономерность высших сил и чисел? К слову, в моих подписчиках есть отличный специалист в подобных явлениях. Уверен, он сможет грамотно и логически прокомментировать этот факт.

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Другие статьи про Deep Purple и их участников:

29 июня случились два события в истории Deep Purple: 1948 г. - родился Иэн Пэйс, 1973 г. - первый уход Иэна Гиллана из группы
История музыки в датах, заметки Питерского писателя и рок-музыканта29 июня 2023

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.