Найти тему

30 ноября 1945 г. родился Роджер Гловер

Источник: avatars.dzeninfra.ru
Источник: avatars.dzeninfra.ru

Это для меня один из эталонов личностей, кто всегда и при любых обстоятельствах был всецело предан своему делу - музыке. Был предан при любых внезапных и даже самых неприятных обстоятельствах. Был предан не просто своему делу, а конкретным коллективам, конкретным друзьям из этих коллективов. Он не просто был предан Deep Purple и Rainbow со своей бас-гитарой и наработками в музыке песен этих групп, он себя отдавал им полностью. Возможно, потому и стал ещё и знаменитым музыкальным продюсером, который впоследствии сделал звук немалому количеству именитых коллективов, которые по сути благодаря Гловеру и вырывались вверх. Возможно, потому и создавал и свои интересные масштабные личные произведения, в которых участвовали многие его друзья по разным коллективам. Просто потому что Роджер ещё и располагал к себе. Когда вокруг бурлили скандалы, ссоры, он всегда оставался просто собой.

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Это как раз один из тех ярчайших примеров, которые можно неоднократно заметить в истории мирового рока: тихие и исполнительные бас-гитаристы, будучи по натуре высокими профессионалами, многие впоследствии расширяли своё поле деятельности именно с точки зрения музыкального продюсирования или совершенствования себя в звукорежиссуре. Именно таким и стал Роджер Гловер как эталон и образец в этом смысле. Но он это явно не предполагал, когда начинал своё восхождение вместе с будущим коллегой по Пёпл Йэном Гилланом, когда вместе с ним ещё играл в 60-х в Episode Six:

Про его роль в Deep Purple, наверное, совсем бессмысленно расписывать. С самого его прихода в группу он во многом повлиял на их собственный вариант хард-рока: в том смысле, что его вроде бы простые и ровные партии как раз в первую очередь и выделяли команду из всех остальных хард-рок коллективов, чья музыка основывалась изначально на хард-блюзе - у DP хард-рок основывался на фундаменте из энергичных и "стреляющих" басовых партий, на которые во многом как раз впоследствии будут ориентироваться хэви-металлисты на рубеже 70-80-х, которые полностью уберут из звучания блюзовое начало.

Резкий финт Блэкмора в адрес Гловера, который являлся его увольнением из группы, был одним из самых жестоких в истории всех "сюрпризов" от знаменитого гитариста. Просто ведь поставили перед фактом. И пусть Роджер сам уволился, но вот это финальное брошенное на ходу: "Ничего личного: бизнес есть бизнес" - сильно подрубило моральный дух Гловера. И это был один из главных показателей преданности своему делу, когда в таких условиях Роджер принял решение не просто продолжать деятельность, но и ещё и "перевернуть" её с ног на голову: занялся музыкальным продюсированием и ещё и создал собственный рок-мюзикл.

Первый большой опыт муз. продюсирования у него был ещё во времена деятельности в DP - он помог сделать все альбомы американской группе Elf, той самой, из которой вышел Ронни Джеймс Дио и которую Гловер фактически и вывел в люди. После ухода из DP можно просто посмотреть на список лишь некоторых альбомов, которые спродюсировал Роджер и понять, что этот человек в середине 70-х стал просто тихим "серым кардиналом", который во многом был неким спасителем тяжёлого рока, который переживал временно не самые лучшие времена - Гловер, складывалось ощущение, помог в тот период группам не провалиться в отчаяние, почувствовать уверенность в себе и найти силы двигаться дальше. Потому что именно после участия Роджера в их судьбе они "рванули" впоследствии:

1. Альбом «Razamanaz» 73 года группы Nazareth - настоящий прорыв команды, именно Роджер поспособствовал.

2. Альбом "Sin After Sin" 77 года группы Judas Priest - группа в тот период не могла себя найти, то отойдя от хард-рока блюзовой направленности в более протометаллическую музыку, то имея проблемы с продюсерами и студиями, но пусть благодаря Гловеру на этом альбоме у "пристов" вышел более мягкий звук, чем в предыдущих альбомах, сложилось ощущение, что им и нужно было это затишье, Гловер будто своей работой привёл в порядок их головы, у них появилось тогда понимание, что им вообще нужно - тогда уже с 78 года Присты полноценно стали собой.

3. Первые два альбома Дэвида Ковердэйла 77 и 78 года, а также дебютный EP Whitesnake "Snakebite" 78 же года. Ковердэйл тоже не понимал совсем, что ему делать. Гловер помог ему сделать старт. И пусть даже в совершенно провальном формате для тех времён: ну какой блюз-рок в конце 70-х! Но у Ковердэйла явно появились силы. И на этих трёх работах путём проб и ошибок он нашёл своё звучание, свою мелодику и свой звук, который потом уже с Whitesnake доведёт до индивидуальности и вольётся с ними в новую волну тяжёлой музыки.

4. Дебютный альбом 1980 года The Michael Schenker Group. А знаменитому немецкому гитаристу Гловер в принципе дал возможность найти себя после того, как тот "напрыгался" из Scorpons в UFO.

Ну и, конечно же, главное личное достижение Роджера Гловера - его дебютный альбом 1974 года "The Butterfly Ball and the Grasshopper's Feast" - милая и трогательная музыкальная сказка-рок-мюзикл при участии армады вокалистов, включая даже личностей с разных составы Deep Purple: Иэн Гиллан, Дэвид Ковердэйл, Гленн Хьюз, Ронни Джеймс Дио (очередной момент "прорыва" вокалиста).

К некоторым песням с альбома было создано анимационное сопровождение:

В 1975 год Роджер сделал полноценный концерт из этого альбома в Роял Альберт Холле, где, правда, вместо Ронни Джеймса Дио его партии спели Иэн Гиллан и Джон Лоутон, будущий тогда вокалист Uriah Heep, а в аранжировках и полноценному муз. оркестровому и прочему сопровождению Гловеру помогал Джон Лорд. По этому концерту впоследствии вышло отличное видео, совмещённое с хореографическими, художественно-игровыми костюмированными вставками и тем же анимационным сопровождением:

Для многих было неожиданностью, когда внезапно Гловер появился в составе Rainbow: мало того, что он зарёкся в те времена вообще когда-либо выступать как музыкант, так ещё и пришёл в группу к человеку, который его выгнал когда-то. Решающим фактором конечно же стал появившийся опыт Роджера как муз. продюсера: он вернулся к сотрудничеству с Блэкмором не просто как бас-гитарист, но и один из помощников Ричи к переходу из фэнтезийно-протометаллического формата к коммерческому звучанию.

Дальнейшая история Роджера уже ровная, гладкая и без особых драматических моментов.

Потому что как мы все знаем, вместе с Блэкмором он вернулся в 84 году в возродившихся Deep Purple и с тех пор никуда оттуда не убегал, периодически выпуская сольные альбомы и оставаясь всё таким же преданным своему делу, своей группе и своим товарищам по ней человеком - таким вот простым, хорошим, честным, добрым и как никто другой знающим своё дело, до своих уже ныне 78 лет остающимся истинным профессионалом. Таких вот артистов всегда хочется ценить больше всех. Здоровья и всё таких же цепких пальцев тебе, Роджер!

Одно из последних проф. видео с концертов Deep Purple

Другие статьи про Deep Purple и Rainbow при участии Роджера Гловера:

29 июня случились два события в истории Deep Purple: 1948 г. - родился Иэн Пэйс, 1973 г. - первый уход Иэна Гиллана из группы
История музыки в датах, заметки Питерского писателя и рок-музыканта29 июня 2023

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.