Начну новый год с обзора недавно прочитанной автобиографии одной из самых важных для меня личностей в истории музыки, одного из моих кумиров, которого я всего раз в жизни, но всё же как-то умудрился увидеть живьём на концерте его легендарной группы Dio. До сих пор скорблю по этому великому музыканту, чья жизнь оборвалась от рака в 2010-м году. И, наконец, совсем только недавно вышла долго "собиравшаяся" автобиография Ронни. И то, только первая часть. Я безумно рад был познакомиться подробнее с первой и самой насыщенной частью жизни рок-маэстро, потому что такой яркой и насыщенной музыкальной биографии можно только позавидовать! Но я остался не совсем в восторге от подачи материала, если честно. Сейчас поясню, почему. А также предположения, почему так вышло.
"...впервые в рок-н-ролле первостепенное значение приобрело сочинение собственных песен, умение экспериментировать и показывать свои способности, нежели гнаться за хитами. Чтобы подчеркнуть, насколько серьёзно мы были настроены развивать группу, мы снова сменили название, на этот раз на Electric Elves. Даг всегда называл нас с Роком "эльфами", поэтому мы сами стали электрическими лепреконами".
Ронни Джеймс Дио о тенденциях второй половины 60-х годов, подразумевая отход от принципа играть только кавер-версии каких-то известных тем. То есть, завершение "эпохи глобального кавера", о чём писал на моём канале мой соавтор Андрей Букин в своей статье:
Весь вопрос, наверное, в том, что Ронни не дописал свою автобиографию. Он делал для неё заметки очень долгое время, но не успел закончить - его жизнь оборвалась. И история, которую он сам про себя собирал, точно так же оборвалась. За оставшиеся "детальки конструктора" взялась верная жена-вдова Ронни Джеймса - Венди Дио, которая с 70-х годов стала его верным спутником жизни с их самого знакомства в баре Rainbow, в котором они познакомились и собственно в котором и родилось название знаменитой группы. Всё время с 2010-го года она доделывала черновой вариант полноценной биографии своего мужа. А помог ей в этом старый друг их семьи журналист Мик Уолл, который всё целиком собрал воедино и сделал литературный материал.
"Я поговорил с Ричи, и мы решили, что группа будет называться Ritchie Blackmore and Ronnie James Dio's Rainbow. Но когда вышел первый альбом, было написано: Ritchie Blackmore's Rainbow! Стало ли это камнем преткновения между нами? Ну, учитывая, что я помогал в написании всех песен и пел их, коротким ответом будет "да". Но что поделаешь? Нюни разводить? В любом случае было уже поздно. Надо было брать быка за рока"
Лишь к 2020-м годам Венди и Мик смогли предоставить миру завершённое произведение от первого лица (от самого Ронни) с частичными вставками от лица Венди. Но пока только первую часть. Наверное, самую мощную - от рождения Ронни до его самого звёздного пика в качестве фронтмена своей группы Dio - до 1986 года, до масштабного тура по третьему альбому "Sacred Heart". К слову, дальнейшая деятельность группы, моё мнение, как раз как-то резко сдала. С тем были связаны и перипетии в смене музыкантов.
Возможно, потому что не со всех собственных слов самого Ронни лично была скомпилирована его автобиография и не была окончательно им проверена, потому она мне и показалась местами слишком короткой, таким галопом по европам и будто бы поверхностной. У него настолько интересная была жизнь (ведь Ронни очень долго пробивался наверх - лишь после 30 лет он смог добиться того, что его группу Elf заметили, а он впоследствии вошёл в состав Rainbow), что некоторые события лично я бы так "сочно" бы описал, так захватывающе и с подробностями! Но тут местами они все преподносятся как-то вяло, примитивно, скучно, а иногда кажется, что исполнитель-писатель был не совсем компетентен. Либо наш переводчик как-то не сильно заморачивался. Может быть, это я загоняюсь, поскольку я сам по второй работе занимаюсь литературной обработкой подобного рода: то есть, пишу книги по предоставленным данным/интервью, привожу это дело в литературную форму. Может быть, я стал из-за этого придирчив к автобиографиям, так как понимаю, что они все написаны не самими центральными персонажами, а написаны проф. писателями со слов авторов.
Но все-таки же! Ведь при таких сказочных эпических мирах, которые Ронни подарил нам в своих текстах, хотелось бы такой же эпической истории его жизни! Ведь она этого достойна: с характерами, историями, описаниями! А не такой схематической подачи.
Так или иначе, но посмотрю теперь на это с положительной стороны: мы хотя бы имеем это. Я притронулся к "частичке" личности Ронни Джеймса Дио, пройдя с ним через его взлёты и падения, радости и печали. В очередной раз грустно улыбнувшись, увидев какие-то стандартные проколы, которые допускает любой музыкант любого уровня. Позабавился от каких-то новых интересных для себя фактов о Ронни. Ну и, конечно, же ещё раз пропустил через себя подробные радостные описания создания Великих песен, к которым Ронни приложил руку и которые стали для него самого чем-то личным и родным.
"Мы не просто классно проводили время. Теперь, стоя на сцене и исполняя вокальные партии, я представлял, что смотрю в глаза каждого пришедшего и пою исключительно для него. Представляя публике песню, я никогда не выкрикивал, а просто говорил с ними, будто у нас личная беседа.
Отчасти это потому, что я всегда ненавидел фронтменов, которые просто орут и глумятся над публикой, воспринимая её как толпу идиотов. Я всегда считал такое поведение грубым. В основном это потому, что я начал всерьёз относиться к своему выступлению на сцене. Мне по-прежнему нравилось здорово проводить время и веселиться, но я действительно отвечал за каждое сказанное и спетое мною слово. И хотелось, чтобы пришедшие на концерт это знали".
В книге Ронни представляет нам себя весьма контрастным человеком. Притом, что мы привыкли видеть его таким добрейшим человеком с самой обаятельной улыбкой, которая только может быть - это будучи одним из отцов не самой "доброй" музыки - хэви-метала, - Ронни был в жизни изначально ещё тем хулиганом. При этом ещё и экспрессивным таким итальянцем настоящим, который по молодости лет что только не вытворял по жизни. Вплоть до того, что играл с огнём (к примеру, очень подробно и с большим юмором/иронией расписывал истории, связанные с тем, что везде музыканта принимали за родственника известного американского гангстера-итальянца тех времён Джонни Дио, и Ронни часто попадал в опасные ситуации, которые могли очень печально закончиться для него). Ну и, само собой, те угары и трэши, которые он устраивал с группой Elf на гастролях на разогреве у Deep Purple в гримёрках и гостиницах, а все показывали пальцем на пёплов. К слову, это во многом помогло его заметить Ричи Блэкмору, который считал, что такой рекламы и Deep Purple, и Elf никто бы никогда не сделал (когда один раз увидел, что менеджер пурпурных отчитывал "эльфийцев" за разгромленный номер и оскорблённый персонал гостиницы). Также Ронни и не скрывал, что был жёстким в плане ведения дел в группе. Этим занималась Венди. Вместе в книге они постарались развеять неверные факты о Ронни как о большом скряге, который не платил денег своим музыкантам в группе Dio. Правды, конечно, никто не узнает, но чего автор не скрывал (а, точнее, его жена - ведь финансами заведовала Венди, она была менеджером - у них был тандем), что Ронни старался не только никого обделять, но и быть справедливы к себе: потому что в случае своей группы он делал сам все вложения, он имел все риски. И по сути уже как бизнесмен получал прибыль с неё как владелец бизнеса. Остальные музыканты какими бы равными правами в написании песен ни имели, но одно дело - музыканты, другое дело - бизнес. Увы, это вещь жестокая и имеющая свои правила. Возможно, это был "голос" Венди, который это очень грамотно пояснил в книге.
"Не все мои тексты о фантастическом вымышленном мире. "Starstruck" я написал о настоящей фанатке, которая настолько сходила с ума по Ричи, что приезжала и появлялась везде. Мы выступали в Париже - и она туда. В Лондоне - и она тут как тут, прямо в аэропорту. Однажды даже приехала к дому Ричи и пряталась в кустах!"
Также, наверное, благодаря Венди Ронни предстал в книге эдаким моногамным парнем, которого особо не интересовали поклонницы (в группе Elf якобы единственным, на кого вешались, был Микки Ли Соул). В книге показана прекрасная любовь, чудесный брак и, вместе с этим, отличное партнёрство супругов, которое не мешало их личной жизни. Несмотря на то, что оба очень сильно экспрессировали, ссорились зачастую на виду у всей команды группы. Но сумели сохранить свои отношения и своё дело жизни - группу Dio вместе с творчеством Ронни - до конца. Но об этом мы уже узнаем из второй части книги.
"Я стала на него кричать: "Тебя только взяли в Black Sabbath, а ты хочешь всё проср**ь? Идиот безмозглый! Совсем крыша поехала?!" Коп увидел эту картину, подошёл и сказал: "Пожалуй, отправлю его домой вместе с вами. Думаю, вы с ним церемониться не будете!" С него сняли наручники. И да, я ему задала по полной! Больше он не притрагивался к кокаину и другим наркотикам. Только на время от времени покурить травку".
Воспоминания Венди Дио из книги.
В любом случае я с нетерпением жду второй части автобиографии и верю, что Венди Дио и Мик Уолл смогут из последних воспоминаний Ронни слепить что-то достойное.
Другие статьи про Ронни Джеймса Дио и проекты с его участием:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.