Один из величайших клавишников в истории рок-музыки, композитор и аранжировщик, участник The Artwoods, Flower Pot Men, Deep Purple, Paice, Ashton & Lord, Whitesnake. Главная и самая уважаемая мной личность во всём "семействе диппёпловых".
Главный мастер хэммонд-органа, превративший этот инструмент в один из центральных в рок-музыке, большой ценитель классической музыки, её влияние чувствовалось в его партиях, аранжировках песен практически всех групп, в которых он играл. Ещё с 60-х годов он был одним из пионеров, кто продвигал клавишные инструменты на первый план в рок-музыке, когда в ней господствовал стереотипный состав "ударник-ритм-соло-и-бас". Группа The Artwoods тому яркий пример. Он же участвовал в записи первой в мире как бы "официальной" хард-рок песни "You Really Got Me" The Kinks.
Но, безусловно, главный коллектив, где мастерство Лорда достигло апогея, был Deep Purple. Нельзя не признать, что в конце 60-х в только нарастающем потенциале пёпловцев Лорд играл главную роль: из изначально коммерческого поп-рока, непризнанного у себя в Великобритании, но хорошо зашедшего в США, Джон вывел группу к исполнению интересной музыки, решающую роль в которой играли аранжировки, приближавшие композиции к классике (в первую очередь, альбом "Deep Purple" 1969 года). Лорд был одним из первых, кто продвинул в массы симбиоз рок-музыки и классики, апогеем которого станет потом рок-опера "Иисус Христос-Суперзвезда". Но у Лорда был свой апогей: концерт Deep Purple вместе с симфоническим оркестром в Альберт-Холле 1969 года. Concerto For Group and Orchestra стал композиционно и аранжировочно полностью работой Джона.
Но дальнейший симбиоз классики и рока ему было не суждено продвигать - победу в выборе дальнейшего пути развития группы одержал Ричи Блэкмор, и группа пошла по пятам Led Zeppelin, ворвавшись в 70-е одним из лидеров хард-рока.
Лорд никогда не был амбициозным человеком, а потому, хоть и потеряв своё главное слово, и в хард-роке он остался тем же великим человеком, ужесточившим звучание Хэммонд-органа и сделав его идеальным инструментом тяжёлой музыки, продолжая на нём под гитарные риффы выводить классические пассажи - в этом он был близок к Блэкмору, который в своих соло и проигрышах также тяготел к классике.
Даже несмотря на то, что играя во время распада Deep Purple в нисходящих от неё Whitesnake, Лорд не блистал импровизациями, создавая всего лишь аранжировочный фон для их музыки, он всё равно не уходил далеко от своих "корней".
Но когда-то к ним хочется вернуться... К началу 2000-х во время игры в давно уже возрождённых Deep Purple Лорда сильно тяготило вернуться в любимую классическую музыку. К тому же все его сольные и сторонние проекты были ближе к ней, нежели к року. В особенности пронзительный альбом "Pictured Within" 1998 года, стоящий особняком в творческой карьере Лорда и посвящённый его умершим родителям.
В 2002-м году он не выдерживает постоянного давления со стороны стандартной рутины рок-группы: необходимость постоянно репетировать, участвовать в создании песен, гастролировать. Ему нужна уже была тихая жизнь, которую он и выбрал, мирно разойдясь с пёпловцами. Все годы до своей смерти от рака поджелудочной железы в 2012 году он творил то, что больше всего любил - сочинял и играл классику... Сам став классиком для мировой музыки... Конечно, он никогда не забывал и ту музыку, в которой достиг своего апогея. Вот уже теперь немного грустное, но эффектное видео одного из последних видеозаписей Лорда на Sunflower Jam в 2011 году, "дуэль" с Риком Уэйкманом:
P.S.: в 2014 году состоялся прекраснейший концерт, посвящённый творчеству музыканта, в котором приняли участие Deep Purple, Гленн Хьюз, Мики Муди, Берни Марсден, Рик Уэйкман, Брюс Дикинсон, Фил Кэмпбелл и другие: "Celebrating Jon Lord"...
R.I.P.... Сегодня бы ему исполнилось 82 года...
Другие статьи про Deep Purple, Whitesnake периода Лорда и их участников:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.