Найти тему
Проза жизни

Пушкинские яйца

Ох, и намудрили с этим стихотворением Пушкина!

ПТИЧКА
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью

Дело в том, что 7 апреля (или 25 марта по старому стилю) православные отмечают Благовещение. Истоки праздника в доброй вести, которую архангел Гавриил принес Деве Марии явился архангел Гавриил: Мария избрана Высшим выбором в матери Спасителя человечества. Гавриил сказал буквально следующее: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Деву Марию, насколько позволяли времена, хорошо воспитали ее родители праведники Иоаким и Анна, с 3 до 15 лет их дочка жила в Иерусалимском храме, познавала премудрости, как в вере, так и бытовые, молилась, наливалась добродетелью, как яблочко соком. А когда пришла пора возвращения в мир, ее отдали за плотника Иосифа, с которым она жила, как с обычная женщина с мужем: вела хозяйство, готовила пищу, пряла лен, сучила шерсть, читала священные книги, молилась Богу, но плотского меж ними не было. Почему? Священные книги оставляют простор нашей фантазии, вроде бы Иосиф не был молод, или юная жена слишком пуглива и скромна. Есть также версия, что Мария готовилась в монашки, а Иосиф просто опекал ее от соблазнов.

Словом, когда ей напророчили ребенка, она очень удивилась и спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?». Посланник Божий привел ей два аргумента, после которых стало понятно, что волю Свыше надо просто принять.

1. Механизм таинства таков, - отвечал Гавриил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим»

2. Воля Господа такова, что и потерявшие почти что веру и возможности, обретают их, если в душе есть хоть искра для костра Мечты. И архангел напомнил Деве Марии про бесплодную немолодую, но праведную родственницу: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».

Очень непростое время пережила Дева, когда в чистоте и непорочности своей, вдруг оказалась в тягости. Иосиф понял, что проглядел молодую жену, не спас ее для монастырской жизни вечной девственницы, и, по обычаю, он должен был отказать ей от своего дома. Что ждало бы женщину с плодом не от мужа, можно только догадываться, побивание камнями - самое верное ее будущее. Но ночью ему приснился сон, и ему сказано было: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

И он внял голосу Свыше, и стал примерным опекуном Марии и принял на себя заботы о ней и ребенке.

Благой вести ради с тех пор появилось немало обычаев. Так верующие, приобщаясь к таинству Благой вести. исполняли ритуал выпускания птиц на волю: голубей, воробышков, синиц, пеночек, жаворонков.

Можно решить, что именно в день Благовещения, как все православные, Пушкин отпустил птичек на волю, но в тексте "светлый праздник весны", а это Пасха. И вокруг этого - так все же Пушкин имел в виду Благовещение или Светлое Воскресение? - ломают копья толкователи, продвинутые в спорах на религиозные темы.

Пушкина, простите, нейросеть увидела так.
Пушкина, простите, нейросеть увидела так.

Мы обратим внимание на другое, что и поможет сделать нам правильный вывод.

Стихотворение написано в 1823 г. Тогда Пасха приходилась на 22 апреля (по юлианскому календарю). А письмо Н.И. Гнедичу было написано 13 мая. Иными словами, если сконструировать ситуацию: подвижный, непоседа-Пушкин, переполненный впечатлениями, терпит с Благовещения месяц с лишним, чтобы выплеснуть свои впечатления полу-узника про птичку? Или все же он получает письмо от Гнедича и пишет ему в ответ стихи, включая в них впечатления более свежие, пасхальные?

По мне, второй вариант ближе к реальности, но есть и более убедительное доказательство. При светлом празднике весны, - так написано в стихах, и да, Благовещение 7 апреля 1823 года, как "светлый праздник", вполне ложится на текст. Но в письме Н. Гнедичу, где поэт записывает эти стихи, есть четкое указание на Светлое Воскресение, то есть Пасху.

«13-го мая. Кишиневъ. Благодарю вас, любезный и почтенный, за то что вспомнили вы Бессарабскаго Пустынника. Он молчит, боясь надоедать тем, которых любит, но очень рад случаю поговорить с вами об чем бы то ни было […]. Знаете ли вы трогательный обычай рускаго мужика въ светлое воскресеніе выпускать на волю птичку? вотъ вамъ стихи на это..

И даже если допустить уж совсем странное рассуждение с большой натяжкой, что поэт пишет, допустим, про "день недели" ( в старой орфографии, в отличие от сегодняшней, не различался процесс воскрешения (воскресение) и день недели (воскресенье) - все было "воскресеніе", то и тут нестыковка с Благовещением: день 7 апреля 1823 года приходился на понедельник.

-2

Александр Сергеевич писал не про птичек и не путал дни, когда надо выпускать их клеток невинных пернатых. Он писал про свободу.

Опасаясь, что его строки про обычай "выпускать на волю" будет истолкован в свете слишком дерзко, он уточняет, кому именно можно надеяться на милость "Сие относится к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы невинных должников и проч.".

-3

Стихи не были мимолетным экспромтом, он над ними думал и не раз, поэтому к следующей публикации поправил текст, и в окончательном варианте стихотворение появилось в журнале «Литературные листки» во второй половине 1823 года.

-4

Это стихотворение про птичку упоминают в связи с унылым прозябанием в Кишиневе и в связи с "южной ссылкой". Формально говоря, никакой ссылки, как вида наказания, не было. Была командировка - отсылка из столицы на юг, но Пушкин все также служил, получал жалование, большие свободы от начальника своего Инзова, и числился он за Коллегией иностранных дел, куда был распределен после окончания Лицея в 1817 году. Учился Пушкин неважно, в табели успеваемости значился 24-м из 29 выпускников. Поэтому, в отличие некоторых своих соучеников, например, блестящего Горчакова, который в табели был первым и был поощрен как титулярный советник при окончании Лицея, поэт получил заурядный, низший чин - чин коллежского секретаря X класса. Горчаков уже через два года стал камер-юнкером, это придворное звание молодого человека. Пушкин до камер-юнкеров дослужился на 35 году жизни , и это было унизительно для зрелого мужчины.

Работа в ведомстве, круг интересов которого касался иностранных сношений, мало заботила поэта. До южного турне он вел жизнь дерзкого, острого на язык светского человека, чем до печенок достал власть. Тогдашняя власть, надо заметить, не выглядела, как сегодняшний клубок преданных выдвиженцев и олигархических ставленников, то была, скорее, тусовка первых фамилий страны, иные из которых были родовитее императора. Когда в тесном, "расчисленном" кругу мажоров и их славных отцов и матерей заводится "анфан террибль", кто же потерпит?

Граф Милорадович в своей привычной отеческой манере распекал Пушкина за вольности стиля и эпиграммы на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого императора - Александра I. "Нехорошо, - говорил Милорадович, - некрасиво, вы ведь чиновник, а этот статус несовместим с позицией зубоскала и трепача". Пушкина ругали, покусывали, грозили Соловками, но влиятельный Карамзин добился замены плановой отправки на север работой на юге. Это было, на самом деле, правильно. Если бы император стал сурово наказывать всех оболтусов аристократичных семей суровой карой, чтобы стал его поддерживать? А Пушкина недальновидная власть более, чем "скалозубом" не числила, - власть часто катастрофически близорука.

-5

Заметьте, как вырос Пушкин за время пребывания на юге (Бессарабия, Кавказ, Крым, Малороссия) в религиозном смысле.

Вот более ранние пасхальные стихи из числа пикантных, с игрой смыслов на темы ниже пояса. Ревекке, кажется, посчастливилось, взглянуть на пасхальные яйца от Пушкина.

Христос воскрес
Христос воскрес, моя Реввека!
Сегодня следуя душой
Закону бога-человека,
С тобой целуюсь, ангел мой.
А завтра к вере Моисея
За поцелуй я, не робея,
Готов, еврейка, приступить —
И даже то тебе вручить,
Чем можно верного еврея
От православных отличить.
1821 г.

-6

Кстати, о яйцах. Читая пасхальные стихи поэтов примерно того же времени, что Пушкин, и даже середины века, обнаруживаем фиалки, жаворонков, ручьи, зелень, наблюдаем радость, оптимизм, победу добра над злом, и прочие перемены, которые можно отнести к весне и ликованию души по поводу Воскресения Христа.

-7

А про обычай катать и бить яйца не пишет ни Кюхельбекер, ни кн. Горчакова, ни Тютчев, ни Фет, ни Майков, ни Плещеев, ни Блок, ни Бунин...

Значит, людям того времени были важны какие-то иные смыслы, связанные с Пасхой. И это, прежде всего, очищение души, помыслов, надежда на победу Божественной природы над страстями и низостями.

Вербы, шоколадные зайцы, куличи, творожные паски, крашенные яйца - это забавно, не более, все это атрибуты праздника, которых к главным не причислить, во всяком случае, Пушкин ни разу не написал ничего такого восторженного про пасхальные крашеные яйца.

-8

Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не написал про крашенные яйца в своей иронической манере.

Брадатый староста Авдей
С поклоном барыне своей
Заместо красного яичка
Поднёс учёного скворца.
Известно вам: такая птичка
Умней иного мудреца.
Скворец, надувшись величаво,
Вздыхал о царствии небес
И приговаривал картаво:
«Христос воскрес! Христос воскрес!»
1828

-9

А мы попробуем пофантазировать, как бы выглядел стол поэта, будь он нашим современником, имей способность "багрец и золото" перенести на яичную раскраску.

-10

-11
-12
-13

-14