Найти тему
Теоретически

Опыт владения ГРАВИЙНЫМ велосипедом. Гревел-байк на каждый день. Подойдет или нет?

Оглавление

Решил собрать материал о моем опыте владения гравийным велосипедом. Я знаю, что многие велосипедоводы уже рассматривают для себя именно этот формат байка, либо как первый серьезный велик, либо на смену своему «медленному», капающему из всех сальников, горному старичку, поэтому, возможно, честное мнение владельца гревела поможет вам сделать правильный выбор.

Фото Anton Savinov
Фото Anton Savinov

Данный пост, это не анализ материалов рам, тормозов, систем переключения и других компонентов, это именно мой личный гравийный опыт от подбора до 20.000 накрученных километров.

Когда я выбирал новый велик, адекватной информации по гравийникам (не по компонентам или навеске, а именно по самим велосипедам) - не было, поэтому решил написать материал, чтобы такая информация все-таки была.

Гравийник или МТБ, выбор велосипеда

Началось все 5 лет назад, когда я подбирал себе новый «хороший» велосипед для поездок на работу и по бытовым делам, в тот момент мне запала серия кантрийников от Супериор.

Такой Сап я хотел
Такой Сап я хотел

Но, насмотревшись Ютуба, я узнал, что помимо шоссера, кантрийника и даунхила существует восхваляемая всеми и ультрауниверсальная концепция байка, которая теоретически сочетает в себе все возможные велосипеды – гравийник.

С того самого момента я стал пытаться понять, что же все-таки лучше взять кантрийник или гравийник, но адекватной информации от реальных владельцев практически не было. Зато, были «теоретики из интернета», комментаторы, обзорщики с Ютуба и продавцы, которые разделились на две люто враждующие группировки:

  1. Гравийник — это лучший универсальный байк.
  2. Только МТБ.

Одним из самых непонятных комментариев «экспертов» был - «ориентируйся на покрытие, по которому будешь ездить».

А откуда я знаю по какому покрытию я буду ездить больше? У меня десятки планируемых маршрутов и в другие города, и по лесам, и по полям, и на работу, и выходило, что ездить-то я буду везде. Забегая вперед, могу сказать, что этот вопрос не совсем корректный по отношению к гревел-байкам, ориентироваться нужно не на покрытие, а на ЦЕЛИ поездок.

Я был согласен с тем, что МТБ это понятно и удобно (у меня уже было 2 МТБшника), но гравийник все равно привлекал мое внимание по следующим причинам:

  • мне нравился руль-баран (дропбар);
  • я хотел велосипед без амортизации, чтобы не возиться лишний раз с обслуживанием подвески;
  • хотел попробовать что-то, что не МТБ.

В общем, взвесив все «за», «против» и «хочу», я решился на гравийник.

Покупка первого гравийного велосипеда

Так как я все равно ничего предметно не понял из обзоров, а продавцам в магазинах доверия не было, т.к. не было опыта, то я пошел по простому и понятному пути моего личного эксперимента – «бэушка с Авито». Бэушка дает возможность в минимальном бюджете попробовать, а если не понравится, то скинуть кому-то за те же деньги.

Я начал серфить объявления каждый день и пытаться поймать лучшее предложение, то есть - купить что-то приличное, своего размера и максимально дешево (но не Шульц, хоть это и эксперимент).

Хорошие варианты попадались, но либо не того размера, либо цена очень высокая, либо кидалово. На гравийники цена, в целом, выше, чем на кантрийники и другие МТБ такого же уровня, что 3,14здец, как печально.

Три дня я жил на Авито, но ничего особенного не попадалось, и я дошел до ручки, то есть начал посматривать на Шульц БДК (Брррр-Рр-Рр). НО! Случился мэджик, на третий день поисков, мне подлетел Кона Ров, за которым я и сорвался на другой конец Москвы.

Kona Rove AL 700c
Kona Rove AL 700c

Честно скажу, мне повезло, велик был как новый, без царапин и по цене в два раза дешевле, чем в магазине – купил, даже не торговался.

Купил и покатился на работу, крутить где-то час по Москве, но на подъезде к офису, стали побаливать локти, тянула спина и в целом было как-то не удобно, приходилось постоянно перехватываться, «прогибаться» и привставать.

Анализируя велик и сравнивая со старым МТБ, мне в голову стали залетать тараканы сомнения и разочарования, стоило ли вообще брать такой жесткий велик с такой растянутой посадкой.

Ликбез о гравийниках

Как я написал выше, тараканы сомнения, разочарования и уныния осадиди мой разум всего через час езды на новом байке, и я не мог понять с чем это связано, вроде катит хорошо, сидеть удобно, свежий велик, но какие-то нюансы, что-то не то и всЁ.

И вот тут все же придется зацепить немного особенностей гравийного велосипеда.

Покупая гревел, важно духовно подготовится к тому, что гравийник это ригидный велосипед без амортизации, а жесткий велосипед не может быть комфортным при бытовой ежедневной эксплуатации по городу.

Я перелез на гравийный байк с МТБ, а там абсолютно другая геометрия посадки, другой руль, другой хват, другая высота кареточного узла и педалей, другое расположение тормозов на руле, другие колеса, амортизация, другая техника езды и т.д.

Как не пытайся рассказать о гравийном велосипеде, а без МТБ не обойдется.

Гравийный велосипед — это жесткая машина, лишенная практически всего, что есть у МТБ.

Гравийный велосипед более легкий и накатистый по сравнению с МТБшкой, но более жесткий и сложный в управлении, в городских потоках.

Гравийный велосипед – это не союз шоссейного и горного великов, как часто пишут в интернетах и, как я думал сам.

Гревел-байк — это самостоятельная концепция, которая не подходит как для сложного рельефа типа трейлов, так и для скоростных шоссейных гонок по асфальту (хотя гревел-гонки практикуются).

Покупая гравийник вы заключаете соглашение не только с рогатым, но и с самим с собой, о том, что ваш новый велик это компромисс, который подходит для всех типов велосипедных извращений, но процентов на 70.

На мой взгляд, ближе всего к гравийнику подобрался МТБ из 90х, с жесткой рамой, вилкой и тонкими колесами.

После того, как получится все это осознать и принять, можно переходить к подбору гравийника.

А я решил еще пострадать и поехал настраивать посадку…

Среда обитания велосипеда или основная тема материала

Теперь стоит перейти к основной мысли моего материала и того, ради чего задумывалось и воплощалось сие писание.

Но для начала небольшая вводная - я использую велосипед практически ежедневно, для двух основных типов поездок:

  1. поездки бытового плана в городе (работа, дом, магазин и т.д.);
  2. покатушки выходного дня.

В среднем, в будни, по городу, я накручиваю и накатываю около 30 км каждый день.

В выходные, когда есть возможность, я стараюсь протянуть куда-нибудь в сторону области на 100-120 км.

Для меня велосипед, практически, основное транспортное средство, машиной пользуюсь сильно реже.

Поэтому, постараюсь объективно рассказать про гравийник в городе и про гравийник для дальних поездок

Гравийный велосипед в городе или с чем придется иметь дело

Посадка на гравийном велосипеде в городе

Посадка на гравийном велосипеде более растянутая, относительно кантрийника. Такая посадка и узкий руль лишают наездника той самой «верткости» и маневренности при объезде препятствий, пешеходов, машин, ям и собак, которая есть у МТБ с вертикальной посадкой, поэтому гравийник не самый пронырливый велосипед для города.

Из-за растянутой посадки, особенно если посадка не выставлена, при относительно долгих поездках начинает уставать шея, т.к. она находится в постоянном «изломе» для смотрения вперед. Если не поднимать голову сгибая и напрягая шею, придется смотреть на колесо, а с такой техникой езды в городском трафике можно приехать в травму.

Жесткость гревел-байка заставляет думать и следить за дорогой, т.к. нужно успеть привставать с седла при внезапном появлении даже небольшого препятствия, например, бордюра или дырки в плитке. Но, переживать не стоит, этот скил появляется автоматически после нескольких дней покатушек и становится приобретённым рефлексом на все время владения гравийником.

Возить вещи и пакеты в руках - отдельный вид гравийного страдания, растянутая посадка, узкий руль, пистолетный хват одной рукой и тонкие колеса, залетающие во все щели, заставят купить рюкзак уже после первого велопохода в магазин.

Гравийный бани-хоп!)

Стоит сказать про подёргивание велосипеда при заезде на бордюры и ступеньки. Велосипед длиннее МТБ, посадка растянута, а значит дергать его как МТБшник уже не получится, каждый рывок — это труд, поэтому я, по возможности, облетаю бордюры по проезжей части. Теоретически, можно дропнуть и баник, но потом придется ехать править восьмерки.

А теперь «простые движения». Лично мне на гравийнике ужасно неудобно оборачиваться назад, чтобы посмотреть ситуацию с машинами, в городе это максимально актуально и иногда приходится только и делать, что вертеть головой. Растянутая посадка и изгиб шеи не дают легко обернуться и все увидеть. Чтобы нормально обернуться приходится привставать в более вертикальное положение (конечно, можно поставить зеркало, но в тусовке гравийников, за 4 года я видел зеркало только 1 раз).

Руль-баран (Дропбар) в городе

Руль-баран более узкий, чем привычный флет-руль на горном велосипеде, узкий руль лишает велосипедиста необходимой манёвренности, я бы добавил и уверенности. Если я вижу, что нужно будет где-то петлять, я берусь двумя руками за тормозные пистолеты.

Сам руль ориентирован на долгие прямые поездки, это понятно и по количеству возможных хватов, руль не для города.

В потоке пешеходов, машин, собак, бордюров, поребриков, ступенек и ям можно использовать только один хват «за пистолеты», который позволит вам быстро нажать тормоз.

Для меня пистолетный хват один из самых удобных на баране, но по управляемости он не сравнится с широким МТБшным хватом.

Тормозные пистолеты

Тормозные пистолеты и переключалки скоростей, на руле-баране, расположены не так, как тормозные курки и переключалки на МТБ, поэтому виляя в потоке на любом хвате кроме «пистолетного», в случае острого желания «тормознуть» приходится резко перехватываться, что сказывается на комфорте и неспешном посасывании черничного эспрессо.

Колеса

Отдельно стоит остановиться на колесах. Может даже с них стоило и начать. В моем случае это колеса 700С с резиной 38 мм, давлением 4 атмосферы, на алюминиевых ободах.

Я бы даже сказал, что колеса — это отличительная особенность гравийного велосипеда, именно легкие и тонкие колеса дают велосипеду возможность быстро разогнаться, но они же создают массу проблем при езде в городе.

Тонкие колеса особенно страдают от бордюров, ступенек и дырок в плитке, съезжать приходится аккуратно. Но на самом деле колеса не отваляться, даже если дропнуть с высокого бордюра, а затем исполнить баник для залета на встречный, а вот восьмерки будут гарантированы, поэтому лучше не стоит. Дропать и банить надо на более прочном и коротком велике, чем гравийник, с другой резиной и другим давлением в колесах.

Про стыки в плитке
Про стыки в плитке

Ширина колеса в 38 мм не позволит легко и беззаботно гонять по некоторым типам плитки, особенно, подмосковной, т.к. легко уходит в стыки, если ехать быстро и не очень внимательно, можно исполнить неплохой пирует и тормозить уже головой.

Высокое давление в колесах делает их легко пробиваемыми на стеклах или острой мелочи относительно колес МТБ-велосипеда, где покрышка толще, имеет высокий протектор и низкое давление.

Узкие колеса меньше цепляются за асфальт при торможении, чаще идут юзом из-за чего быстрее стираются покрышки.

Каретка и педали

Несколько отдельных предложений по праву заслуживает кареточный узел и низкое расположение педали в мертвой точке.

Низкое расположение это одна из конструктивных особенностей, к которой придется привыкать при использовании гревел-байка в городе.

Звезда способна цеплять практически за любые бордюры, что явно не идет ей на пользу.

Низкое расположение педали, относительно МТБ, в нижней точке стало для меня спонсором улетного эквилибристского этюда, на радость, всем окружающим пешеходам и таксистам, т.к. немного залипнув телефон, я оперся на педаль в нижней точке и на всем ходу влупился педалью в лежачий полицейский, который и отправил меня в полет, в результате чего верхний слой меня изрядно поистерся.

Поэтому выкатывая на гравийнике по городу, нужно научиться не оставлять педали в мертвой точке и стараться фиксировать шатуны горизонтально, а главное - не отвлекаться.

Вес гравийного велосипеда

Реальным бонусом гравийника в городе является его вес, не знаю, как ситуация выглядит с сити-байками, но относительно МТБшки гревел легче перемещать по ступенькам переходов и другим лестницам, но это в том случае, если не нацеплять баулов.

Гравийный велосипед при дальних поездках и за городом

Начну с того, что если ваш маршрут не подразумевает резких обрывов и постоянного кручения рулем в потоке, а голоса в голове не говорят про даунхилл, то гравийник будет одним из лучших байков для приобретения.

Пробегусь по тем же пунктам, что и в городе, чтобы сравнить.

Посадка на гравийном велосипеде при дальних поездках

Посадка на гравийнике растянутая, для длительных и прямых поездок это снимает нагрузку со спины, поэтому ехать долго – комфортно. А вот при вертикальной посадке (как у МТБ) ехать долго - не комфортно.

Супер важно для комфортного эксплуатирования гревела – правильно настроить посадку и лучше со специалистом!

Все те минусы, которые есть в гравийной посадке при городской эксплуатации для длительных поездок являются плюсами, за исключением возможности обернуться назад.

Когда вы выбираете маршрут для длинной поездки, вы наверняка будете подбирать относительно ровный маршрут, без бордюров, корней, скал и болот, то есть, не трассу для циклокросса.

Поэтому, в данном случае, жесткость велосипеда является большим преимуществом, энергия вкладываемся в педали будет уходить в движение байка, а не продавливание амортизаторов. Тем самым, средняя скорость велосипеда будет выше, чем на МТБ, а усталость меньше, расстояние больше, ну и так далее, ты понял…

Также, перевозка вещей на дальние расстояния удобна за счет большого выбора различных велосумок и вариантов их крепления, хотя, если тащить все в руках будет уже не очень. В городе не очень удобно распихивать продукты по велосумкам, т.к. через 5 минут их придется оттуда доставать и проще докатить с пакетом (но не удобно это конец как).

Проблема вибраций

На гревелах существует общая проблема усталости рук от вибраций, это связано с жесткостью велосипеда и неоднородностью покрытия – нет амортизаторов + дубовые колеса 4-5 атм + гравийка.

На самом деле этот вопрос больше вопрос привычки, в городе вибрация особо не утомляет за счет коротких поездок, а вот после 50 км уже ощущается хорошо.

Кто-то решает эту проблему закарбониванием – вилка, колеса, руль и т.д.

Я решил эту проблему толстой и мягкой обмоткой барана, которая съедает всю тряску - мне подошло.

Вибрация не повод отказываться от гравийника.

Руль-баран для дальних поездок

Баран — это лучшее изобретение велосипедизма за всю историю (по моему личному мнению!).

Баран дает возможность отдыхать за счет разных хватов. Если вы рассматриваете велик из-за барана, для дальних поездок, без прыжков и трюков, даже не сомневайтесь - берите!

Возможные хваты на руле-баране, руль баран - ван лав.
Возможные хваты на руле-баране, руль баран - ван лав.

Я выбрал гравийник по нескольким причинам и одной из этих причин был баран.

Тормозные пистолеты

Пушка! Можно представлять себя за штурвалом штурмовика!

Но если серьезно, то данный девайс, отлично подходит для торможения и переключения при дальних поездках, абсолютно удобно и комфортно, не могу сказать ничего негативного, сплошные плюшки, поэтому, рекомендосьон.

Колеса

Колеса накатистые и легкие, но проблема жесткости и прокола есть, поэтому рем.комплект с заплатками возить нужно, либо можно залить герметик, но с ним свои заморочки - не рекомендую.

Когда я только купил гравийник, я хотел скинуть покрышки 38 мм и поставить что-то пошире, типа 45 мм, сначала мне было жестко, но покатавшись месячишко, «въехав» в гревел, я захотел поставить меньше - 35 мм.

Жесткость колес не создает дискомфота при дальних поездках, все из-за посадки и руля-барана, чей альянс с колесами делает длинную поездку комфортной и быстрой.

Каретка и педали

На дальних и прямых поездках, по относительно ровным покрытиям, «городских» проблем с кареткой и педалью в мертвой точке нет, но систему нужно почаще чистить и смазывать.

Вес гравийного велосипеда

Мне кажется, что в загородных поездках вес велосипеда можно не обсуждать, так как, какой бы легкий велик не был, а на него все равно упадет и вода, и еда, и какой-то скарб.

Но это в том случае, если речь не идет о каких-нибудь загородных гонках.

В дальнюю поездку важно взять все самое нужное – аптечка, ремонт, пуербанк, еда и шмотки, поэтому +/- 3 кг погоду не делает, на езду не влияет.

Выбирать ультралегкий байк, без спортивных амбиций, для выходных покатушек за городом не имеет смысла, лучше взять хороший велик и немного забайкпачиться, чтобы не возить рюкзак и не колхозить вещи к раме.

Заключение по гравийникам

После того, что я написал по «особенностям» гравийника в горде, я практически уверен, что профессиональные велоэксперты и продавцы из магазинов закидают меня шлемами, контактными педалями и бритыми ногами, с пеной у клавиатуры доказывая, что можно гасить вибрации, закарбониться, настроить посадку, поставить толстые колеса, взять хромоль, купить другой байк и т.д.

Теоретически, конечно, можно, но зачем? Сделать из гравийника сити-байк не получится, сильно комфортнее он не станет, хотя какой-то процент удобства и прибавится, но гревел есть гревел и да, это жестко.

На самом деле, гравийный велосипед это в первую очередь велосипед и его также можно успешно эксплуатировать в городе, в деревне у бабушки, на трассе и в лесу, как и любой другой велик, вопрос больше желания и привычки.

Лично я уже несколько лет катаю на гравийнике по городу и не парюсь, да это не так удобно, как на любом другом вертикальном велике, но все это дело привычки. Просто я привык, прогнал всех тараканов из головы и перестал думать о том удобно оно или нет. Всегда есть вариант объехать кротовую нору в асфальте, а вот разогнаться так, как гревел, может не каждый велик.

Я часто катаю с друзьями, которые выбрали МТБ, поэтому стрельнуть сразу после гревела кантрийник – не вопрос. Но проблема в том, что после гравийника МТБ похож на мягкий диван со сдутыми колесами, нет того наката, и той энергии, которая есть у гревела при вкручивании, за счет дубовой жесткости.

Но если все-таки сказать о городе, то города и маршруты разные, я так приноровился, что треть моего пути до работы проходит по парку, с укатанной грунтовкой и ровному асфальту, расстояние получается больше, чем по прямой, но за счет скорости проезжаю я его быстрее.

Еще немного про универсальность гравийного велосипеда

Еще в начале материала, я написал, что для гревела важно не покрытие, по которому вы будете кататься, а цели поездки. Если необходимо возить огромные пакеты из магазина, ездить в пиджаке и брюках на работу, спускаться в метро, то лучше рассмотреть другой байк. Это, также, касается дерта, даунхила и шоссейных гонок.

Рассматривая гравийный велосипед к покупке важно вникнуть в то, что, когда говорят об универсальности данного типа байков, имеют в виду его возможности перемещения по разным типам относительно ровных дорожных покрытий и дорог, которые не доступны шосику и на скорости, которая недоступна МТБ.

И еще немного про «определиться» с великом...

Если вы сомневаетесь и пытаетесь разобраться, подойдет ли вам гравийник для поездок по городу, то у меня есть небольшой лайфхак – проанализируйте велик, который у вас есть и определите все его минусы и плюсы, замеченные в поездках по городу. Попробуйте наслоить результаты на гравийник, если на вашем МТБ вам жестко – на гравийнике будет жестче и т.д.

Сити-байк по мнению автора
Сити-байк по мнению автора

Также, если сомневаетесь брать ли гревел только под город, то сравните гравийник и сити-байк, который спецом разрабатывали именно для города. Сити-байк создавали для удобных и комфортных поездок в потоке, поэтому все отличия, которые вы найдете, будут говорить не в пользу гревела, как городского велосипеда.

Подпишись и поставь лайк!

Поддержать автора

Сбор на подарок