W116: ABS и турбодизель
Первый Мерседес, официально именовавшийся S-классом (прежде марка только добавляла букву «s» в названия роскошных моделей), стал первым (или одним из первых) в мире сразу по нескольким пунктам. И пожалуй, самый важный и прорывной из них: антиблокировочная система тормозов (ABS).
Она состояла из электронного контроллера, датчиков скорости и гидравлических клапанов в тормозном контуре. Регулировка тормозного усилия позволила выравнивать скорость вращения колёс во время замедления и не допускать их блокировки. Зачем это нужно? Чтобы сохранить возможность управлять автомобилем во время резкого торможения — и, например, объехать препятствие, а не врезаться в него.
Теперь уже привычная нам технология была разработана маркой Mercedes-Benz совместно с компанией Bosch, стоявшей у истоков создания ABS. И в 1978 году S-класс стал первым автомобилем, получившим такую систему. Правда, цена её была немалой: примерно 2,2 тысячи немецких марок — при том, что хорошо оснащённый W116 целиком стоил около 50 тысяч.
Ещё одно новшество — мощный и относительно экономичный турбированный дизельный двигатель: S-класс стал первой массовой легковушкой с таким агрегатом. Модификация с пятицилиндровым трёхлитровым мотором OM 617 A мощностью 116 л.с. получила обозначение 300SD и предлагалась исключительно на рынках США и Канады. 6/6Поздняя модификация 450 SEL 6.9 для рынка США
Наконец, у первого S-класса было много интересных решений в области безопасности: противоударный топливный бак, усиленные элементы кузова для дополнительной защиты водителя и переднего пассажира, знаменитые ребристые фонари, которые дольше оставались чистыми, а ещё — деформируемая «безопасная» центральная консоль в салоне.
W126: подушки и ремни безопасности, трекшн-контроль
Представленная в 1979 году модель второго поколения, помимо статуса самого успешного S-класса (почти 820 тысяч седанов и около 74 тысяч купе, выпущенных за 12 лет), вошла в историю как один из первых автомобилей, оборудованных подушками безопасности. Сами по себе они уже не были инновацией — прообразы такой системы были запатентованы ещё в начале 1950-х. В 60-х японский инженер Ясузабуру Кобори предложил «взрывной» принцип срабатывания, который знаком нам по сей день, а ещё через несколько лет американец Аллен Брид изобрёл специальный шариковый сенсор для мгновенного определения момента столкновения.
Тем не менее, дальнейшие эксперименты американских производителей в 1970-х предполагали использование подушек безопасности скорее как альтернативу ремням безопасности, и покупателям (отчасти и из-за нескольких инцидентов со смертельным исходом) они не понравились. Но компания Mercedes-Benz заставила ремни и подушки действовать в комплексе: при столкновении сперва срабатывал преднатяжитель ремня (это как раз и стало инновацией W126), а уже после разворачивалась подушка. Первые несколько лет у S-класса был только водительский эйрбэг, позже W126 обзавёлся и пассажирским.
Ещё одной важной особенностью второго поколения S-класса стало применение трекшн-контроля (TCS) — электрогидравлической системы, которая, убирая тягу или притормаживая колёса с помощью тормозов, предотвращала проскальзывание ведущих колёс. Интересно, что подобную систему задолго до появления W126 пытался разработать инженер Daimler-Benz Фриц Наллингер, однако в его время технологии не позволили её реализовать. И только S-класс второго поколения стал первым автомобилем в Европе с трекшн-контролем.
W140: «присоски», ESP и V12
На долю культового здоровяка W140 пришлась целая россыпь легендарных мерседесовских фишек. Начнём, пожалуй, с аббревиатур ESP и BAS, то есть с крутых (для того времени) систем помощи водителю. Первая, она же электронная система контроля устойчивости (или система стабилизации), стала результатом совместной работы Mercedes-Benz с компанией Bosch. И конечно, хорошо вам знакома: при отклонении автомобиля от траектории (грубо говоря, определяющейся через угол поворота колёс и скорость) система «прикусывает» тормозами колёса по отдельности и стабилизирует автомобиль, возвращая его на заданный курс. Вторая новинка — Brake Assist System — срабатывала в момент экстренного торможения и увеличивала эффективность замедления, «дожимая» педаль вместо водителя.
Впервые появились на W140 и адаптивные амортизаторы, изменяющие свою жёсткость в зависимости от условий движения (например, делая их жёстче на высокой скорости и мягче — на малой).
Дальше — больше. У W140 в списке опций были невиданные по тем временам ксеноновые фары, датчик дождя, боковые подушки безопасности, двойные стёкла и даже рулевое управление с переменным усилием, облегчавшее вращение «баранки» на малых скоростях. Кроме того, помимо логичных электроприводов сидений, задней солнцезащитной шторки и прочих атрибутов роскоши, у S-класса третьего поколения была опциональная электрорегулировка… салонного зеркала заднего вида!
Нельзя не вспомнить и парковочные «антенны» в задних крыльях, которые выдвигались при движении задним ходом и помогали водителю лучше контролировать габариты. Позже они сменились тем, что стало синонимом всех парковочных ассистентов на долгие годы вперёд — системой Parktronic с ультразвуковыми датчиками, расположенными в бамперах. И конечно, с W140 появились легендарные «присоски»: пневматическая система доводчиков дверей, при необходимости притягивающая их до срабатывания замка.
А ещё третий S-класс и, в частности, именно «шестисотый» (версии с этим двигателем имели в названии цифру 600) стал первым пассажирским «Мерседесом» с мотором V12. Впрочем, благодарить за это нужно компанию BMW, выпустившую ещё до дебюта W140 12-цилиндровую «семёрку» в кузове E32 — первую немецкую гражданскую машину с таким агрегатом после войны. Но «шестисотый» получил куда более мощный двигатель: шестилитровый M120 изначально развивал 408 л.с., а чуть позже был дефорсирован в угоду снижения выбросов до 394 л.с. У «семёрки» тех лет не было и трёхсот.
А тут можно почитать, какие самые распространённые проблемы встречаются у подержанных W140, если вы вдруг решите обзавестись таким.
W220: Distronic, Airmatic, Linguatronic
Появившийся на стыке веков S-класс четвёртого поколения прежде всего сильно отличался от предшественников внешностью. Однако элегантные обтекаемые формы сделали W220 самым нелюбимым S-классом для многих поклонников. К тому же многие сетовали на упавшее качество отделки салона. С другой стороны, в части новшеств и удивительной электроники у законодателя сегмента всё было в порядке. Взять хотя бы Distronic: первый полноценный адаптивный круиз-контроль. Он ещё не умел работать на совсем малых скоростях и не включался, пока машина не разгонялась быстрее 30 км/ч, но круиз-контроль отныне не означал примитивное удерживание заданной скорости — «видя» дорогу перед собой, автомобиль сам замедлялся и набирал скорость!
Вообще Mercedes-Benz обкатывал систему с радаром, определявшим расстояние и скорость движущегося впереди транспортного средства ещё на позднем W140, но для того поколения это не стало штатным оборудованием. Тем не менее, удивительно, что только спустя около 20 лет после дебюта W220 адаптивный круиз-контроль станет привычной опцией.
Среди интересных для тех лет и удобных фишек были также опциональный бесключевой доступ, датчик света, вентилируемые сиденья и Linguatronic — система голосового управления. Да, такая была доступна и для W140, но там она умела взаимодействовать только с телефоном, тогда как в W220 её функциональность расширилась в несколько раз. На этом же S-классе появилась и система Comand — по сути, мультимедийный комплекс (был даже телевизор!) с централизованным управлением. Хотя не всегда это работало, как предполагалось.
Дополнительный комфорт в движении могла обеспечить пневмоподвеска (само по себе это не было чем-то невиданным, гидропневматика с функцией автоматического выравнивания была и у W116), а повысить безопасность — сразу восемь подушек безопасности. Причём W220 был одним из первых автомобилей, получивших боковые шторки. Плюс, у S-класса четвёртого поколения появилась система Pre-Safe, которая при распознавании экстренного торможения, недостаточной или избыточной поворачиваемости «готовилась» к аварии: затягивала ремни безопасности, приводила сиденья в оптимальное положение и закрывала люк. Хорошо знакомая нам сегодня функция автоматического торможения появится только через несколько лет.
Наконец, W220 обзавёлся системой отключения половины цилиндров при малых нагрузках для экономии топлива и снижения выбросов. Такая была доступна для модификаций S 500 и S 600 с 8- и 12-цилиндровыми двигателями соответственно.
W221: ночное видение и гибридная силовая установка
Дебютировавший в 2005 году S-класс пятого поколения в целом, пожалуй, не был настолько инновационным, как предшественники. Хотя многие уже знакомые технологии здесь эволюционировали: система Command стала уже безо всяких скидок полноценным мультимедийным комплексом, Distronic получил приставку к названию Plus и научился останавливать машину полностью, Pre-Safe также стала чутче и вскоре научилась даже задействовать тормоза при угрозе столкновения. Эволюционировала и пневмоподвеска Airmatic, а ещё появилась её более продвинутая гидравлическая альтернатива Active Body Control (ABC) — активная подвеска, адаптирующаяся под самые разные условия движения и выравнивающая кузов в поворотах. Механический ручной тормоз (который, как вы знаете, в старых «Мерседесах» был скорее ножным) уступил место полностью электронному.
Но появилась и по-настоящему удивительная разработка: система ночного видения с использованием инфракрасного источника света, встроенного в фару. Причём изображение выводилось прямо на дисплей приборной панели. У прямого конкурента — «семёрки» BMW — аналогичная система появилась в том же 2005-м, но с некоторыми отличиями (например, баварцы применили тепловизор). По разным оценкам, BMW Night Vision оказалась эффективнее, несмотря на вывод картинки на дисплей мультимедийного комплекса. Позже системы дополнились функцией обнаружения пешеходов.
И ещё кое-что: W221 стал первым серийным гибридным «Мерседесом» и одновременно первым серийным автомобилем с гибридной силовой установкой, в которой применена литий-ионная батарея.
Почти 300-сильная версия S 400 BlueHybrid с электромотором, расположенным между ДВС и коробкой передач, не умела передвигаться исключительно на электротяге. Зато электродвигатель помогал 3,5-литровому V6 в моменты ускорений и благотворно сказывался на расходе топлива: заявленный аппетит укладывался в 8 литров на «сотню».
W222: Magic Body Control, подогрев подлокотников и парфюм
Уходящий S-класс в кузове W222, помимо улучшенных систем безопасности, ощутимо продвинулся в области комфорта и роскоши. Первым делом вспомним про «магическую» подвеску со смешной рекламой и ответным роликом от Jaguar. Система Magic Body Control через стереоскопическую камеру оценивает состояние дорожного полотна перед автомобилем и, в зависимости от «увиденного», меняет настройки адаптивной подвески — причём на каждом колесе по отдельности. Первоначально система работала на скоростях до 130 км/ч, однако у рестайлингового W222 диапазон сдвинулся до 180 км/ч.
После обновления S-класс шестого поколения научился помогать водителю при экстренном маневре (самостоятельно доруливать, например, при объезде препятствия), парковаться или выезжать со стояночного места по команде владельца со смартфона (правда, только если двигаться нужно по прямой) и подавлять крены, наклоняя кузов внутрь поворота на угол до 2,65 градуса (сперва такая система появилась на купе S-класса). Также седан получил «автопилот» — может, и не такой всемогущий, как у «Теслы», но всё же позволивший реализовать функцию автоматического перестроения на скоростях до 180 км/ч.
По части роскоши W222, помимо навороченной амбиентной подсветки с бесчисленными вариантами работы и дорогущей аудиосистемы Burmester, стоит отметить и кресла с множеством программ массажа — включая эффект горячих камней, что реализовано с помощью 14 воздушных камер в спинках сидений, каждая из которых оснащена функцией подогрева. И да, подогрев здесь может быть даже у подлокотников!
Ещё шестому S-классу досталась опция старого, но всё же «Майбаха»: система ароматизации воздуха, для которой предлагаются различные фирменные запахи Mercedes-Benz. Ну, и не будем забывать, что именно с поколением W222 возродилась марка Maybach, хоть и скорее в виде супер-пупер-модификаций «Мерседесов», нежели в статусе отдельного бренда.