Предлагаю рассмотреть избегающий тип привязанности и тревожный, а также этапы их становления в периоды детства. И в качестве сравнения, в конце статьи, обсудим безопасный тип привязанности и особенности его формирования. Есть ещё комбинации данных типов, которые представляют собой отдельные единицы в данной классификации: тревожно-избегающий или дезорганизованный, избегающе-отвергающий и расслабленно-избегающий. Об этих типах привязанности я как-нибудь постараюсь написать в отдельной статье.
А сейчас переходим к теме нашего с вами разговора.
1. Избегающий тип привязанности.
Ситуация: мама разговаривает по телефону с подругой, в комнату вбегает пятилетний сын и плачет: "Мама, я играл в футбол и разбил коленку". Мама прерывает разговор с подругой, подходит к сыну, осматривает место ушиба, затем идёт за йодом, антисептиком, бинтами. Не говоря ни слов поддержки, не спрашивая ребёнка о том, насколько ему было больно. Мама обрабатывает рану, не глядя сыну в глаза. Ну и сынишка волей-неволей фокусируется на ране. О чувствах ни слова, как вы понимаете. Затем следует реплика, похожая на команду: "Помой руки и садись за стол кушать". А дальше мама возвращается к разговору по телефону с подругой. Ребёнку ничего другого не остаётся, как, подавляя всхлипы и вытирая слезы, выполнять то, что от него хотят.
Чему учится ребёнок в подобных отношениях:
- я не умею понимать то, что я чувствую;
- у меня нет сил понять свои чувства;
- мне трудно понимать, как достигнуть того состояния, которое я хочу проживать (например, спокойствие).
Во взрослой жизни эти пункты трансформируются в следующие особенности взаимодействия с окружающими:
- не могу понять, что чувствуют другие;
- меня никто не сможет поддержать;
- когда плохо кому-то другому, то лучше не вникать и не предлагать свою помощь, потому что я не пойму, как себя вести.
Таким образом, мы видим примерный алгоритм формирования привязанности по типу избегания.
2. Тревожный тип привязанности.
Ситуация: ребёнок входит в дом и плачет, мама сразу же подскакивает навстречу малышу с перепуганным лицом, резко берёт его за плечо и начинает кричать: "Ну, почему ты такой неаккуратный! Ты хочешь своим непослушанием маму до гроба довести?". Понятно, что ребёнка это не успокаивает. От слова "совсем ". Плач продолжается, а иногда даже и усиливается, так как неприятности множатся: крик мамы, обида, досада, стыд. Тогда со стороны родителя в ход идёт более серьезное оружие - обвинения: "Посмотри на себя! Как ты выглядишь? Хорошие дети не плачут!"
Чему учится ребёнок в подобных отношениях:
- мои слезы и мои проблемы раздражают других;
- я не должен/не должна показывать свою боль;
- а вдруг я когда-нибудь не сдержусь и опять расплачусь? Это будет плохо.
Во взрослой жизни эти пункты трансформируются в следующие особенности взаимодействия с окружающими:
- я сам виноват/сама виновата в том, что чувствую боль;
- я сам виноват/сама виновата в боли других людей;
- я ищу людей, которые могли бы помочь, но не чувствую облегчения, поэтому потом я на них злюсь.
Это есть примерный алгоритм формирования привязанности по тревожному типу.
Ну и пару фоаз о здоровой привязанности и её формировании.
Ситуация: та же самая - в комнату к маме входит плачущий ребёнок. Мама смотрит на ребёнка, спрашивает: "Что случилось? Где у тебя болит?", обнимает, гладит по головке, а после манипуляций с йодом, антисептиками и бинтами усаживает ребёнка на колени, а потом предлагает вместе провести время: поиграть, порисовать, полепить, попеть и т.д. Ну а через некоторое время родитель снова спросит: "Ну как сейчас, болит?"
Выводы: я верю, что вы сами можете их сделать.
Берегите себя!
Сабиров Салават.
Мой Телеграмм канал #Вашличныйпсихолог
Записаться на индивидуальную консультацию Вы можете по номеру: +79050620750
Автор: Сабиров Салават Шамгунович
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru