Найти тему
MAXinventoR

САМОДЕЛЬНЫЙ МОТОР ДЛЯ АЭРОСАНЕЙ ИЗ МИНСКОГО

Пример схожего по конструкции двигателя на базе ИЖ-ПЛАНЕТА
Пример схожего по конструкции двигателя на базе ИЖ-ПЛАНЕТА

При изготовлении двигателя АГ-1 использовано много деталей от серийных двигателей отечественного производства. Так, например, цилиндр, головка цилиндра со шпильками крепления, поршень, палец и поршневые кольца — от двигателей М-106 — М-115, коленвал, манжетные уплотнения и система электронного зажигания с маховичным магдино — от ВП-150М. Картер взят от широко распространенного подвесного — лодочного мотора «Стрела» (или «ЗИФ»). Возможно применение цилиндропоршневой группы с коленвалом от двигателя «ИЖ-Юпитер». Дополнительная механическая обработка серийных деталей заключается в следующем. 

-2

Картер. Его половины (рис. 1) внутри растачиваются ступенчато до ∅ 103 и ∅ 93,5 мм по контуру размещения коленчатого вала. Для сужения кривошипной камеры в половинах крепятся по месту новые алюминиевые кольца ∅ 93/52, толщиной 5,5 мм (поз. 4), а в гнезда подшипников запрессовываются кольца 252/40, толщиной 5,5 мм (поз. 5) под — манжетные уплотнения (поз. 7). Кольцевые наружные выступы растачиваются по месту для размещения с одной стороны звездочки приводной цепи толщиной 10 мм, с другой — основания маховичного магдино (поз. 11). Для смазки подшипников сверлятся по месту радиальные отверстия ∅ 4 мм. 

Щеки коленвала (поз. 3) обтачиваются по наружному диаметру с ∅ 94 до ∅ 92 мм, на коренные шейки запрессовываются стальные кольца ∅ 25/20 толщиной 3,5 мм для надежной посадки шарикоподшипников №205. 

В шатун коленвала (поз. 8) запрессовывается новая бронзовая втулка ∅ 15/14 и длиной 17 мм (поз. 10) под поршневой палец ∅ 14 мм. 

В юбке поршня напротив впускного окна цилиндра вырезается прямоугольное окно — шириной 28 мм и высотой 18 мм, для увеличения фазы впуска в связи с применением лепесткового клапана. Ввиду того, что картер от лодочного мотора «Стрела» имеет малую высоту, под цилиндр необходимо сделать промежуточную проставку (рис. 2),

Рис. 2
Рис. 2
Рис. 2
Рис. 2

отливаемую из алюминиевого сплава или Фрезеруемую из болванки. Она крепится к картеру четырьмя шпильками М8. 

Сборка двигателя не представляет трудности и выполняется в такой последовательности; сначала в обе половины картера запрессовывают по одному манжетному уплотнению, а на коленвал напрессовывают с обеих сторон подшипники № 205; на шатуне собирается поршень с пальцем и кольцами. Затем на коленвал с обеих сторон надевают предварительно нагретые до 80—90° половинки картера с прокладкой и стягивают между собой по радиальному разъему четырьмя винтами М6, из которых два — фиксирующие. После этого на четыре шпильки М8 картера устанавливается промежуточная проставка с прокладкой, затем на четыре шпильки М8 проставки и поршень надевается цилиндр с головкой, и все стягивается гайками М8. Остальные узлы собираются в обычном порядке. 

Несмотря на некоторую сложность электронной системы зажигания и несколько больший вес по сравнению с агрегатным магнето, использование его себя оправдывает. Основание магдино (рис. 1, поз. 11) центрируется на ступенчатом кольце (поз. 12) по расточенному до ∅ 59 мм внутреннему отверстию и надежно фиксируется с помощью двух шариковых фиксаторов. При регулировке опережения зажигания основание магдино может поворачиваться вручную или быть механически связанным с рычагом дроссельной заслонки карбюратора, как у подвесных лодочных моторов. Для удобства вывода проводов снизу основания магдино панелька с блоком диодов и концами проводников перепаивается на правую сторону катушки зажигания и размещается рядом с индукционным датчиком. Катушка зажигания крепится на картере под выхлопным патрубком, а тиристорный блок крепится с другой стороны картера, рядом с индукционным датчиком. На маховике магдино крепится пусковой алюминиевый шкив для наматывания шнура ручного запуска. 

Оригинальным узлом двигателя является лепестковый клапан (см. рис. 3),

-5

устанавливаемый между карбюратором и впускным окном цилиндра и состоящий из следующих деталей: промежуточного — патрубка-корпуса (поз. 2) из дюралюминия, пирамидального корпуса с четырьмя пластинчатыми клапанами (поз. 3) и переходной текстолитовой вставки (поз. 4) между квадратным отверстием клапана и круглым отверстием карбюратора (поз. 5). Все детали клапана с прокладками и карбюратор крепятся к цилиндру на двух дюралюминиевых шпильках М8. Чертеж лепесткового клапана приведен на рисунке 4. 

-6

Четырехугольный пирамидальный корпус (поз. 4) состоит из склеенного на эпоксидной смоле фланца и стенок — пластинок из текстолита толщиной 5 мм, в которых предварительно высверливаются овальные отверстия под пластины клапана из пружинной стали толщиной 0,2 мм. Пластины (поз. 6) и разрезные ограничители хода — клапанов (поз. 5) взяты от плоского четырехлепесткового клапана лодочного мотора «Ветерок» и крепятся к четырем стенкам корпуса на винтах М5 (поз. 9). Применённая конструкция пирамидального четырехлепесткового клапана имеет небольшие размеры, обладает малым сопротивлением на всасывании и не увеличивает объем кривошипной камеры. Установка клапана на двигателе позволила, помимо получения отличного запуска и приемистости на средних оборотах, расширить фазу впуска со 136⁰ (серийный двигатель мотоцикла «Минск») до 170°, то есть на 25%, что соответственно повысило и мощность двигателя ориентировочно на 20% при том же. горючем.

Автор надеется, что легкий одноцилиндровый двигатель АГ-1 с лепестковым клапаном для привода воздушного винта по своей простоте, надежности и малому удельному весу (около 0,8 кг/л.с.) заинтересует многих конструкторов-любителей аэросаней, глиссеров, микросамолётов, экранопланов и аппаратов на воздушной подушке.