Есть типы вооружений «медийные», к которым проявляется повышенное внимание обозревателей, и просто интересующихся военной тематикой. В ходе текущего конфликта на «территории 404» так много сказано и написано про Джавелины, НЛАВы, Хаймарсы, пушки 777 «три топора», НАТОвские танки и другие якобы «вундервафли». Между тем, по числу выведенной из строя бронетехники с обеих сторон, лидирует с огромным отрывом банальная мина, советская противотанковая ТМ-62М. Находящееся в тени, не обласканное вниманием, но крайне опасное оружие, доставляющее массу проблем. Об этих минах, взаимодействии с ними простого бойца НЕ сапёра, и расскажу далее.
Коротко о характеристиках, ТТХ мины ТМ-62М:
- Масса: 9.5-10 кг.
- Масса взрывчатки: 7.5-8 кг
- Тип взрывчатки: тротил, МС или ТГА. МС («морская смесь») и ТГА – это типы смесей тротила, гексогена и алюминиевой пудры.
- Диаметр: 32 см.
- Высота со взрывателем МВ-62: 12.8 см.
- Диаметр датчика цели: 9 см.
- Детонация от нажима с усилием: 200-500 кг. Но прыгать на датчик цели с двух ног всё равно не стоит. Мало ли, многие детонаторы по полвека и более пролежали на складах и могли утратить нормативные свойства.
- Форм фактор: круглый, диск, «таблетка».
- Материал корпуса – металл. На что указывает буква «М» в конце.
Существуют также версии по материалу корпуса мины:
- Пластик: «П» и «П2».
- Полиэтилен: «П3».
- Ткань: «Т».
- Деревянный корпус-ящик: «Д».
- Без корпуса: «Б». Особый твёрдый состав взрывчатки, который держит форму, не крошится, как начинка других версий.
Мины ТМ-62М можно охарактеризовать так:
- Очень простая по конструкции и установке.
- Надёжная.
- Безопасная, если грамотно взаимодействовать.
- Распространённая. Противник (наши в меньшей степени, но тоже), буквально засевает поля этими минами, используя советские запасы. Такое ощущение, что на складах их многие десятки тысяч.
- Дешевая. Учитывая советские запасы – просто бесплатная…
- Взрывается только при сильном (200-500 кг) нажиме НА ДАТИЧИК ЦЕЛИ. Практически никакое воздействие на прочие зоны мины к детонации не приводят, можно даже стрелять, в теории.
- Даёт мощный взрыв, поскольку взрывчатка мощная и её много. Гарантированно выводит из строя любую наехавшую технику, от бронеавтомобиля до танка. Даже тралы не всегда помогают сохранить гусеницу. Подрыв же непосредственно под траком или колесом выводит технику из строя 100%, без шансов на ремонт. Судьба экипажа разная. Может быть детонация БК и гибель. Может быть лёгкий испуг и контузия, если бронекапсула или повезло, и взрыв лишь по касательной пришёлся на корпус танка или БТР, БМП.
- Позволяет устанавливать скрытно, прикапывать, маскировать под дёрн. Что делает обнаружение таких мин, минных полей проблемным, даже с использованием миноискателей. На простреливаемом поле, перед позициями противника – это задача вообще невыполнимая. Только через подрыв комплексами разминирования УР-77 и подобных. Эффективность которых довольно слаба. Но это отдельная история.
- Для пехоты ТМ-62 не опасна. Поэтому часто обустраивают смешанные минные поля с ПМН и прочими пехотными.
Установка и снятие мин ТМ-62
Оптимально притапливать, закапывать мины ниже уровня грунта. Техника всё равно подорвётся, наехав на датчик цели. Зато качественно закопанную и замаскированную мину – не видно визуально.
Понятно, прикапывать каждую мину – это требует времени. Если противник рядом, то это риск для сапёров. Их могут выследить с дронов. Начать сбрасывать гранаты или ВОГи, наводить артиллерию, миномёты. Поэтому нередкими были случаи, когда ТМки просто раскидывали по полям и дорогам, без всякой маскировки. Эффективность снижалась. Грамотные подразделения снимали такие минные поля элементарно, собирая ТМки, как грибы… Но некоторые боятся мин по незнанию, тогда даже такие смешные и неграмотные установки доставляли проблемы, тормозили наступления. Так что знать и уметь работать с ТМ-62 крайне актуально! Даже если вы далеки от сапёрного дела. Тут нет ничего сверхъестественного.
Сама по себе мина, диск в металлическом корпусе, не представляет никакой угрозы. Её можно бить, рубить топором, пилить пилой, даже стрелять в неё. Взрыва не произойдёт.
Да, в теории после длительного хранения, 25 лет и более, тротил становится более чувствительным к детонации. Поэтому стрелять, всё же, это излишне… Как раз старые, долго хранившиеся советские мины – это наш случай.
Нужен именно штатный детонатор, который даёт мощную ударную волну внутри массива взрывчатки. Тогда происходит подрыв.
Итак, мину кладут на грунт. Замеряют размер квадрата, чуть больше мины. Малой сапёрной лопаткой прорубают грунт с трёх сторон.
Так, чтобы четвёртая сторона, где не прорезают и куда будут отворачивать дёрн, смотрела в сторону вероятного наступления противника.
Поддевают дёрн и отворачивают. Лишние фрагменты грунта с нижней поверхности дёрна нужно стесать. Тогда не будет слишком явного бугорка.
Мину укладывают отверстием вверх в квадрат, откуда отвёрнут дёрн.
Если была пластиковая пробка-заглушка – её вынимают и забирают с собой (если оставить – это может подсказать противнику, что тут минное поле…). Нужно посмотреть, цела ли резиновая вкладка внутри отверстия с резьбой. Если она разрушена – такую мину лучше не использовать.
Детонатор вкручивается в резьбовое отверстие. В пусковом штыре, торчащем над поверхностью датчика цели, будет вставлена проволочная чека. Нужно нажать пальцами с боков на усики, откинуть скобу вверх, и вытащит чеку.
Детонаторы бывают разные. Самый распространённый: МВП-62, пневматический. На 80-90% встретится именно он. Но бывают попадаются ещё МВЧ-62, с часовым заводом и отверстием под ключ. На МВП-62 такого нет.
Что не отменяет вероятности, когда закончатся МВП-62, расконсервируют склады с МВЧ-62, и станут доминировать уже последние...
Для активации мины нужно резко нажать на пусковой штырь, утопив его заподлицо с поверхностью датчика цели. Начнёт слышатся жужжание внутри детонатора. Так и должно быть. Это механизм приводит ударный механизм из транспортного положения (горизонтального), в боевое (вертикальное). На это потребуется несколько десятков секунд. Можно не обращать внимание на жужжание. Сразу после нажатия на штырь, возвращать дёрн на место, маскировать место установки. Собственно, и всё.
* * *
Если нужно снять свою же мину то алгоритм следующий.
Когда ставите ТМки, и есть вероятность, что придётся самим же снимать и переносить на другое место при передислокации, желательно пометить их как-то. Что-то накорябать характерное. Чтобы не спутать с возможной миной противника. К чужим минам, которые ставили не вы – особый подход. Тут именно речь пока идёт о дезактивации СВОЕЙ МИНЫ!
Выкручивают детонатор, ничего не опасаясь, поскольку нажимное усилие детонации 200+ кг, ну уж точно не ниже 80-100 кг. Рукой, при откручивании такого не приложить. Если ТМка стояла долго может понадобиться минимум тряпка, максимум какие-то приблуды, аля разводной ключ. Может закиснуть…
После выкручивания детонатора сама мина безопасна.
Чтобы вернуть детонатор из боевого положения в транспортное подходы разные, в зависимости от типа. Детонаторы МВЧ-62 требуют специального ключа. Прокручивают ключом и механизм взводится, детонатор снова и боевого вертикального положения возвращается в горизонтальное.
Если детонатор МВП-62 – его нужно разбирать. Для этого откручивают нижнюю крышку. Тоже могут быть проблемы с закисанием.
Пусковой штырь выдавливают в обратную сторону, из раскрученной нижней части наружу. Он выходит лишь частично. Затем специальным или любым подходящим по ширине гаечным ключом прокручивают штырь по часовой стрелке до щелчка. После чего снова давят на штырь снизу. Тогда он выходит до упора. Так детонатор приводится в безопасное транспортное положение, как изначально шёл со склада. Если есть чека, её можно вернуть, и вообще тогда «фэншуй». Если нет, можно вместо штатной придумывать какой-то «колхоз».
Как вести себя при обнаружении ТМ-62
Если мина лежит тупо на асфальте, на дороге (а такие фокусы встречались в первые недели операции постоянно), нужно посмотреть внимательно вокруг, нет ли каких-то проволок, шнурков, лесок вокруг, под мину. Скорее всего не будет. Тогда можно спокойно взять мину и просто унести на обочину. И ехать дальше.
Если асфальт старый, стрёмный, есть признаки асфальтной крошки вокруг: может быть просто дорога старая, а может выдолбили под минами, и положили сюрпризы. Явление редкое, но мало ли. Тогда нужно накинуть на мину стропу, спрятаться в придорожном рве, отогнав технику подальше, на всякий. Метров на 50 минимум. И сдёрнуть верёвкой мины. Если без сюрпризов, что будет в 99.9% случаев, просто уносите мины на обочину, в ту самую придорожную канаву. Или как-то метите. Или, если есть время – уносите подальше, и подрываете тротиловой шашкой. Это лучше доверить профессионалам.
Если мина обнаружена в поле (визуально, щупом или миноискателем). Тут вероятность сюрприза уже чуть выше. Поэтому лучшее решение для НЕ сапёра – просто пометить воткнутыми ветками и оставить профи. Что делать дальше с найденным минным полем – пусть начальство думает. Можно конечно хорошо проверить участок, и объехать техникой мимо помеченных мин. Но нет гарантий, что там пехотных мин не натыкано. Поэтому разумно: первое же обнаружение минного поля – обращаться к сапёрам, или хотя бы людям с навыками, кто осмелиться связаться.
НЕ сапёру не стоит пытаться брать, поднимать, уносить ТМки. Также не стоит выкручивать детонатор, как это рекомендовалось при снятии СВОИХ мин. Могут быть сюрпризы, как под, так и сбоку, и внутри мины, даже внутри детонатора.
Если всё же уничтожить минное поле надо – укладывают тротиловую шашку на каждую обнаруженную мину и подрывают дистанционно на месте. Это самый верный способ.
Противотанковые мины используются массово. Многие тысячи штук. Эти «приветы» будут догонять трактористов на Южно-Русских землях, увы, ещё много десятилетий в будущем… При такой массовости, вероятность нарваться на ТМку с сюрпризом не так уж высока. Столь простые мины, когда их надо наставить много, устанавливают не супер-профи сапёры, а обычные сведущие бойцы. Им не до установки сюрпризов, тем более внутрь мины или детонатора. Поэтому риски в этом плане – тысячные доли процента. НО ОНИ ЕСТЬ!
Дополнительную мину-ловушку, работающую на снятие нагрузки, могут установить под ТМ. Либо могут просверлить, пробить гвоздём сбоку отверстие, вставить минный универсальный взрыватель, зацепить его чеку через проволоку за колышек. При попытке сдвинуть, поднять мину, чека выскочит и будет БУМ!
Это всё используется, но риски всё равно малы: уже десятые или сотые доли процента. Тем не менее, рисковать единственной жизнью не хочется. Пусть ловушки обнаруживают сапёры, они это умеют.
По этим причинам я не могу никому советовать смело убирать ТМки, выкручивать и дезактивировать детонаторы, если их ставили не вы. Хотя в 99.9-99.999% случаев это всё будут безопасные процедуры. Вот такая фигня. Риски на каждом рискнувшем. Я предупредил, как бывает, и какие шансы.
* * *
Да, про рубку топором была не шутка. Можно, при необходимости разрубить, распилить мину, и топить содержимым печку. Тротил и смеси на его основе, на то и тротил, что для подрыва нужен детонатор.
Итог
Если нашли мины и нужно пройти, проехать «кровь из носу». С хорошего асфальта без признаков ковыряний в нём – просто уносим руками и не паримся. Со стрёмного, покоцанного – сдёргиваем из-за укрытия и также уносим.
В поле – подрываем ТМки тротиловыми шашками на месте. Чужие мины НЕ СНИМАЕМ, НЕ ДВИГАЕМ, НЕ ВЫКРУЧИВАЕМ ВЗРЫВАТЕЛИ.
Если не горит, возможностей самим подрывать нет, навыков не хватает – вызываем сапёров.
НЕ сапёр – становись сапёром. Много воинских специальностей не бывает.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много интересных и полезных материалов о выживании на войне, оружии, снаряжении, приёмах.
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики:
- Скрытность маскировка себя техники позиций
- ПЗРК Стингер Обзор