Найти тему
История

Авиакатастрофа 90-х: за штурвалом оказался подросток

Март 1994 года. Из Москвы в Гонконг вылетел рейсовый самолёт компании "Аэрофлот". Через 4 часа этот же самолёт рухнул под Междуреченском (Кемеровская область). Очевидцы происшествия сразу же вызвали спасателей, но добраться до нужного места оказалось не так-то просто. Самолёт упал в горах среди лесного массива. Из 75 человек, севших на злополучный рейс, не выжил никто, это было очевидно по разрушению. Хотя поиски тел затянулись на несколько дней, виной всему стали погодные условия, а также люди, которые вместо помощи занимались мародёрством. Вещи, драгоценные изделия, деньги, пытались стащить всё, что плохо лежит, многие обзавелись долларами.

Версий почему случилось крушение было несколько, но всё оказалось просто — несоблюдение техники безопасности. Это подтвердили, найденные на месте падения, бортовые самописцы. Итак, восстановим хронологию событий. Самолёт взлёт в Москве, через 3,5 часа командир экипажа Ярослав Кудринский пригласил к себе своих детей, 13-летнюю Яну и 15-летнего Эльдара. Отец предложил им посидеть на месте пилота, его коллеги отнесли к этому спокойно. Кудринский перевёл самолёт в режим автопилота и уступил своё место дочери Яне. Девочка сидела спокойно и ничего не трогала. Затем настала очередь Эльдара, мальчик держался за штурвал, наклонял его и в какой-то момент приложил чуть больше усилий. Автопилот, приняв это за команду, частично снял авторежим. Экипаж не заметил изменений из-за особенностей управления, сигнал подался лишь световой, но на него никто не обратил внимания. Странности заметил сам Эльдар и сообщил, что самолёт сильно накренился.

     Вырезка из газеты
Вырезка из газеты

Некоторое время члены экипажа не могли понять в чем проблема. Когда они догадались в чем причина, возникла другая проблема — за штурвалом был лишь Эльдар. Второй пилот, хотя так было нельзя делать, если отсутствует другой пилот, отодвинул сидение. Из-за перегрузки он не мог добрать до панели управления, Ярослав же не мог сменить сына. Пилоты отдавали команды подростку, используя рабочие определения, что лишь путало юношу. В итоге Кудринскому удалось занять своё место, самолёт выровняли, но тут произошла очередная ошибка: пилоты не смогли сориентироваться в пространстве. Высота оказалась слишком низкой и, пролетая над сопкой, самолёт зацепился за деревья и рухнул.

Позже был проведён эксперимент, если бы пилоты тогда не смогли занять свои места, то система бы подстроилась под новые данные и выправила бы самолёт.