Найти тему
Ярл Кларксон

Новейшая история капитана Щетининой

Как говорится кто о чём, а я снова про контейнеры... из Китая. Буквально третьего дня компания “FESCO” или Дальневосточное пароходство с помпой (и даже понтом) представило свой новый контейнеровоз «Капитан Щетинина». Доклады лаконичные, даже на корпоративном сайте, по телевидению практически ничего. Всё больше о биографии героической первой леди – капитане. Поэтому нужен циник, который немного проанализирует и дополнит.

Итак начну с весёлого – с имени. С одной стороны достойная женщина увековечена (ещё раз) с другой – в международных вояжах называть такое имя (а принимающая сторона должна ответить – регламент такой) дело обречённое на «нравственное изнасилование», так что готовься Китай произносить «Щетинина» и читать это «Shch».

Помню, иронизировал на тему «чтобы было если бы ледокол «Виктор Черномырдин» пошёл через Суэц... «Капитану Щетининой» это не грозит – вроде бы в планах покорение Севморпути.

И тут возникает следующий вопрос. Контейнеровоз стандартный (возможно, построенный впрок – так тоже делают) небольшой – официальной информации про его ледовый класс – никакой (был бы арктический – наверняка бы это отнесли к достоинствам). Обвод – бюджетный «топорик» (не более дорогой bulbous и не «ледокольный»). Сможет ли по Севморпути круглый год и какой ценой? Понятно, что летом – запросто, дальше – с ледоколом (в караване или на усах?), а вот в сезон экстремальных холодов, когда и атомоходам тяжко – совсем другая история (ладно застрянет – может ведь и раздавить) или «для поддержания имиджа один контейнеровоз поведут три ледокола... Посмотрим.

Вместимость официально – «чуть меньше 2500 teu» по факту 2471 , а «по жизни» тысячу единиц (в основном 40-футовых – это 2 teu), осилить «Капитан Щетинина» должна. Это немного, поэтому расходы на перевозку тонны груза обещают быть достаточно серьёзными. Никаких зелёных инноваций не заявлено – скорее всего топливом послужит старый и надёжный мазут (он бывает и низкосернистым – ничего страшного).

С классификацией в официальных релизах обошлись тоже политкорректно и красиво. Судно встаёт на линию Deep sea (читай океанская), а по классификации – фидер.

233 метра 3000 teu. Следует из Бронки в Александрию под новым именем
233 метра 3000 teu. Следует из Бронки в Александрию под новым именем

Для справки feeder – от английского feed. Это когда 400-метровая «мама» привозит 10000 единиц в хаб (Роттердам или Гамбург), а далее суда вместимостью до 2500 единиц (а в Азии бывает и менее 5000) раскидывают партии по портам назначения. В Санкт-Петербург приходят фидеры метров в 215-230,а ушедший Maersk эксплуатировал современные 200-метровые (типа Vaga Maersk) с вместимостью 3500 teu.

396 метров, 16000 teu. Настоящий Deep Sea. Правда для Санкт-Петербурга великоват.
396 метров, 16000 teu. Настоящий Deep Sea. Правда для Санкт-Петербурга великоват.

Ну и самое печальное – китайская красавица «Капитан Щетинина» гордо несёт за кормой либерийский флаг. Никуда не деться – флаг дешевле, бумаг и проверок на три порядка (это не ирония) меньше, ну и налоги с работодателя. Тут что-то из два – либо нормальная зарплата морякам, либо нужна мутная серая схема. Белую нормальную потянуть невозможно, а платить «по-чесноку» 50 000 рублей – придётся набирать северокорейский экипаж.

N.B. Очень вероятно, что частью груза станут машинокомплекты для «Москвичей» с модным разрезом... фар.