Застрять может любой водитель. Хуже всего, что такие ситуации часто застают нас врасплох. Рассказываем, что делать, если машина оказалась в плену, специнструментов с собой нет, а помощи ждать неоткуда.
Законы и штрафы, обслуживание и эксплуатация — подписывайтесь на канал и не пропускайте полезные для автомобилистов посты!
- Навыки – навыками, но из большинства неприятностей можно выбраться намного быстрее, если заранее собрать минимальный «набор самопомощи». В него входит лопата, трос, компрессор, цепи противоскольжения и небольшой топорик.
- В снегу на переднеприводных машинах стоит интенсивно и быстро покачивать руль влево-вправо. Это позволяет передним ведущим колёсам лучше цепляться за снежную кашу по бокам, а заодно — расширять колею для задних.
- На автомобилях с задним приводом действовать надо иначе: руль лучше зафиксировать в прямом положении и преодолевать сугроб в несколько итераций. То есть стоит ехать вперёд до тех пор, пока автомобиль готов это делать, а как только он начинает терять скорость и зарываться в снег, нужно остановиться и сдать назад. Чтобы затем снова продвинуться вперёд.
- Если машина всё же «села», выручить может резиновый коврик из салона — подложите его под буксующее колесо. Ну а самое универсальное средство борьбы со снегом — лопата. Если её нет — ройте чем угодно, только не голыми руками, чтобы не пораниться.
- Если машина застряла на льду, то под колеса можно подсыпать песка, каменной крошки или мелкого гравия. А если на дороге только лёд и снег, то может выручить пачка обычной пищевой соли, купленная в ближайшем магазине.
- Сухой рыхлый песок с рельефом, как на дюнах, — мощная ловушка даже для полноприводного джипа. Перед выездом на такую поверхность стоит выйти из машины и убедиться в достаточной плотности покрытия. Не забудьте снизить давление в шинах до 1–1,5 атмосферы во всех колёсах — это позволит увеличить площадь контакта покрышки.
- В случае, когда машина всё же застряла в песке — осмотритесь, не мешает ли что-то движению под днищем. Попробуйте разгрести отвалы песка из-под колёс в колее. Далее попробуйте сдать назад — аккуратно, в натяг. Если машина всё равно зарывается, то остаётся «попытка отчаяния» — тронуться рывком, причём как можно более резким. Если и такой энергичный импульс не помог, то не стоит больше мучать трансмиссию — лучше отправиться на поиски лопаты или буксира.
- В грязи действует то же правило, что и в песке: главное — не увязнуть настолько глубоко, когда автомобиль ложится на днище. Иначе шансы выбраться своими силами устремятся к нулю. И здесь тоже помогает снижение давления в шинах.
- Самой распространённой грязевой засадой является колея, раскатанная на грунтовке более крупным транспортом. Если застряли в ней, то доставайте домкрат, поднимайте ту сторону автомобиля, где перед колесом находится препятствие, а в образовавшийся просвет подкладывайте камни, осколки кирпичей, куски пней, крупный валежник, строительный мусор — всё, что найдётся поблизости. Главное — приподнять днище автомобиля над гребнем колеи.
- Бывают ситуации, когда даже сильная пробуксовка не помогает шинам зацепиться за скользкую поверхность. Тогда попробуйте обмотать ведущие колёса несколькими витками толстой верёвки — поперёк протектора, пропуская её через щели колёсного диска. Таким образом можно получить подобие грунтозацепов.
- При езде по камням не стоит недооценивать сложность неизвестного рельефа, в случае сомнений лучше проезжать опасные места по подсказкам наблюдателя со стороны. Но если «посадки на мель» избежать не удалось, то сначала надо убедиться в отсутствии тяжелых последствий для автомобиля. Если ничего не повреждено, можно попытаться аккуратно сдать задним ходом и проехать препятствие заново по другим следам.
- Бывает так, что автомобиль надо протащить всего на несколько десятков сантиметров, чтобы освободить его. Но нет ни буксира, ни лебёдки. Их можно заменить петлёй из толстой прочной верёвки или буксирного троса, которые нужно привязать к машине и к чему-то прочному (столбу, дереву). А затем скручивать как жгут при помощи палки, чтобы петля сокращала длину. Но во время такой процедуры нужно соблюдать особую осторожность.