Найти в Дзене
МотоКлассика

Самые крутые спортбайки 90-х: Harley-Davidson VR1000

Почти забытый супербайк американского производства.

Вы должны были быть ярым поклонником гонок AMA Superbike конца 90-х годов, чтобы помнить Harley-Davidson VR1000 Superbike . Для этого есть ряд причин, но реальность такова, что когда время проходит, люди не помнят, кто финишировал вторым или третьим; любители гонок помнят только победителей и чемпионов. Как сказал Рики Бобби в « Ночи Талладеги »: «Если ты не первый, ты последний».

К сожалению, проигравший VR1000, и огромные суммы денег, вложенные в этот мотоцикл, сама Motor Company пыталась забыть о нем . В этом отношении он определенно был «последним». А тот факт, что было построено всего 50 мотоциклов, которые странным образом зарегистрированы в Польше, означает, что увидеть один из них вживую все равно, что увидеть снежного человека.

-2

Реальность такова, что VR1000 был почти забыт как гоночная машина. Как еще можно объяснить тот факт, что Harley нанял лучших из лучших гонщиков той эпохи, а затем сумел уйти в историю без единой победы.

Если вы собирались добиться успеха и нанять именитого гонщика, было трудно возразить против найма бывшего чемпиона AMA Superbike и World Superbike и пятикратного победителя Daytona 200 Скотта Рассела.
Если вы собирались добиться успеха и нанять именитого гонщика, было трудно возразить против найма бывшего чемпиона AMA Superbike и World Superbike и пятикратного победителя Daytona 200 Скотта Рассела.

Среди известных гонщиков, которые пилотировали VR во время существования программы, был Мигель Дюамель , которому приписывают 86 национальных побед AMA, включая титулы в Superbike (1), 600 Supersport (2x), Formula Xtreme (2x) и пять побед Daytona 200 . За ним последовал Скотт Рассел , который также выиграл пять Daytona 200, титул AMA Superbike 1992 года и титул World Superbike 1993 года. В то время как трехкратный чемпион AMA Superbike Дуг Чендлер проехал на байке один безвыигрышный сезон в 1995 году. Все трое этих гонщиков также участвовали в серии Гран-при 500сс в Европе.

Гонщиком Харли дольше всех был бывший чемпион AMA Pro Twins и победитель гонок AMA Superbike канадец Паскаль Пикотт. Он ездил на VR1000 четыре сезона, в конечном итоге завоевав пару подиумов в 1999 году. Еще одним известным человеком, который сидел в седле HD, был семикратный чемпион AMA Grand National Flat Track Крис Карр . Он добился кратковременного успеха, но в 1995 году получил титул AMA Superbike Rookie of the Year, занял поул-позицию и в следующем году финишировал в пятерке лучших. Ясно, что талант в кресле не виноват.

«Супербайк Америки», написанный Кевином Кэмероном, подробно рассказал о создании VR1000, когда он присоединился к команде для первого в истории испытания мотоцикла на гоночной трассе Grattan Raceway.
«Супербайк Америки», написанный Кевином Кэмероном, подробно рассказал о создании VR1000, когда он присоединился к команде для первого в истории испытания мотоцикла на гоночной трассе Grattan Raceway.

Еще в мартовском выпуске журнала Cycle World за 1994 год технический гуру Кевин Кэмерон написал статью под названием «Супербайк Америки», в которой подробно рассказал о VR1000. Ему был предоставлен эксклюзивный доступ к первому испытанию мотоцикла на гоночной трассе Grattan Raceway, где гонщик-испытатель и бывший чемпион по шоссейным гонкам AMA 883 Скотт Зампах впервые уселся на байк, прежде чем Дюамель получил возможность опробовать свою новую машину.

В то время, после нескольких лет первоначальной разработки двигателя, пришло время фактически поставить мотоцикл на рельсы и начать процесс доработки, прежде чем пытаться участвовать в Daytona 200 и чемпионате AMA Superbike Championship. Цель проекта состояла в том, чтобы построить полностью американский гоночный автомобиль с деталями, по возможности поставляемыми исключительно из США. Из рассказа Кэмерона: «На машине установлены суппорты и диски Wilwood американского производства. Спереди — перевернутая вилка Penske . Двухбалочная рама проста, пряма и изготовлена ​​в США. Головки прячутся под черным топливным баком, и я знаю, что под ним находится двухкамерная дроссельная заслонка Weber-USA с впрыском топлива.

-5

«Начиная с поверхности прокладки головки блока цилиндров, VR — это работа штатных инженеров HD. Первоначально головы были отданы на откуп консалтинговой фирме Джека Руша, известной своими связями с NASCAR. Стив Шайбе был сотрудником Roush до тех пор, пока два года назад он не перешел в Harley, чтобы стать гоночным менеджером. Он отвечает за изменения с тех пор — переработанные головки блока цилиндров, более легкое шасси, новую коробку передач, шасси, работы».

Диаметр цилиндра и ход поршня VR имели размеры 98 x 66 мм, в нем использовались титановые шатуны Carillo, которые располагались рядом на одной шатунной шейке. В самом кривошипе использовались роликовые подшипники, а в шатунах - подшипники скольжения. Использовались кованые поршни Wiseco с тремя кольцами, которые находились в цилиндрах с футеровкой из никасила. Степень сжатия составляла 12,0:1. Как уже упоминалось, впрыск топлива Weber-USA использовался с одной форсункой на цилиндр. Кэмерон добавляет: «Сейчас VR обладает мощными характеристиками ; пиковый крутящий момент наступает относительно рано, за ним следует широкий диапазон почти постоянной мощности».

За более чем год гоночной карьеры VR успех так и не пришел, и все признаки указывали на тот факт, что мощность мотоцикла значительно снизилась по сравнению с конкурентами, такими как Ducati и Kawasaki . Особенно его максимальная скорость. «Шайбе считает, что в прошлом году на Brainerd скорость была выше 6 миль в час», — сказал Кэмерон в августовском выпуске журнала Cycle World за 1995 год . «В Дейтоне в этом году скорость была больше 10 миль в час. Требуемая мощность возрастает примерно пропорционально кубу скорости, поэтому разница в мощности составляет от 11 до 20 процентов. Если лучшие супербайки выдают 140 или около того лошадиных сил с задними колесами, это будет 15–28 лошадиных сил. Это снизило бы VR до 112–125 на заднем колесе».

Многообещающий талант Томас Уилсон на VR1000
Многообещающий талант Томас Уилсон на VR1000

Кэмерон продолжил: «Все это очень озадачивает, потому что физически в реальности есть все задатки успеха. У него выдающаяся жесткость шасси, управляемость которого была оценена всеми, кто на нем ездил. Он имеет полный 1000 куб. См, что разрешено правилами, с доказанной механической прочностью для достижения конкурентоспособных оборотов в диапазоне 11 000. Двигатель представляет собой компактную жесткую конструкцию, которая лучше подходит для гоночного шасси, чем широкий двигатель Vee Ducati. Его поддерживает процветающая компания, с хорошим бюджетом

"Где сила?

«Хорошо, сколько должно быть силы? Мы можем оценить это, используя число оборотов двигателя, его рабочий объем и обычно достигаемое усредненное давление сгорания. Когда мы вводим цифры, мы обнаруживаем, что не было ничего плохого в первоначальной оценке Джерри Бранча [специалиста по воздушным потокам, который работал над конструкцией на раннем этапе] в 1987 году, что двигатель этого типа может развивать мощность 165 лошадиных сил. А если бы ход поршня укоротить в стиле F-1 GP, чтобы поднять обороты в красную зону, то это ожидание могло бы возрасти примерно до 180 лошадиных сил. Это мощность коленчатого вала, поэтому вычтите 10 процентов или около того на потери в трансмиссии Это сила да!, но воображаемая.

-7

Как и двигатель, алюминиевое шасси с двумя балками было изготовлено в Америке на заводе в Портленде, штат Орегон. Шарнир маятника имел регулируемые вставки для изменения геометрии. Первоначально первые версии мотоцикла были оснащены амортизаторами Penske и вилками с газовым давлением американского производства, но к тому времени, когда они выстроились в очередь для Daytona 200 в 1994 году, он был оснащен подвеской Öhlins. Позже, когда Рассел и Пикотт были на байке, VR перешел на передние и задние блоки Showa. Если вы хотите попытаться победить в такой конкурентной арене, как гонки на супербайках, вы должны использовать компоненты с проверенной репутацией.

Среди прочего, команда использовала тормоза AP Racing, к тому времени, когда Пикотт был на байке, американские Wilwoods давно исчезли.
Среди прочего, команда использовала тормоза AP Racing, к тому времени, когда Пикотт был на байке, американские Wilwoods давно исчезли.

Как и подвеска, оригинальная система торможения прослужила недолго. Первоначально VR оснащался шестипоршневыми суппортами Wilwood американского производства, но позже использовался шестипоршневой комплект Nissin японского производства, а также шестипоршневые суппорты AP Racing. По мере развития мотоцикла менялась и его полировка. Красивые механически обработанные задние части больше походили на агрегаты от Bimota, в то время как широкое использование углеродного волокна сформировало приборную панель и разместило дисплеи.

Но все это мало что значило, поскольку мотоцикл не мог выполнять одну поставленную перед ним задачу — выигрывать гонки. К сожалению, даже еще в 1995 году, за целых пять лет до того, как проект был закрыт, надпись была на стене.

-9

В статье Кэмерона 1995 года он завершил ее словами: «Итак, какой вывод мы можем сделать? Успех VR не за горами? Возможно нет. Приходит ли оно медленно, но верно? Результаты трека снова говорят «нет», но Стив Шайбе считает, что в компании есть мнение, что виртуальная реальность находится на правильном пути и демонстрирует удовлетворительный прогресс. Кипящие недовольства, если таковые имеются? Выбирайте. Гонки привлекательны, поэтому люди хотят участвовать в них. По мере роста проекта одни идеи отбираются, другие отбрасываются. Эго набухает и сжимается. Есть внутренние победители и проигравшие. С деньгами надо считаться. Сильные чувства проявляются, а затем становятся политикой. Обычный толстый слой PR Bondo затирается в надежде, что человеческая драма будет выглядеть так же хорошо контролируемой, как студийная фотосессия. Этого никогда не будет».

Оглядываясь назад, Кэмерон был прав. Проект VR1000 всегда отставал на несколько шагов, и команда, несмотря на все их значительные усилия и высококлассные гонщики, просто не могла найти волшебный баланс, чтобы сделать мотоцикл успешным. К началу 2000-х, когда байк оказался вне поля зрения, виртуальная реальность незаметно исчезла из воспоминаний большинства фанатов. Но его статус единорога определенно приносит ему место среди самых крутых спортбайков 90-х

-10
-11