Почти забытый супербайк американского производства.
Вы должны были быть ярым поклонником гонок AMA Superbike конца 90-х годов, чтобы помнить Harley-Davidson VR1000 Superbike . Для этого есть ряд причин, но реальность такова, что когда время проходит, люди не помнят, кто финишировал вторым или третьим; любители гонок помнят только победителей и чемпионов. Как сказал Рики Бобби в « Ночи Талладеги »: «Если ты не первый, ты последний».
К сожалению, проигравший VR1000, и огромные суммы денег, вложенные в этот мотоцикл, сама Motor Company пыталась забыть о нем . В этом отношении он определенно был «последним». А тот факт, что было построено всего 50 мотоциклов, которые странным образом зарегистрированы в Польше, означает, что увидеть один из них вживую все равно, что увидеть снежного человека.
Реальность такова, что VR1000 был почти забыт как гоночная машина. Как еще можно объяснить тот факт, что Harley нанял лучших из лучших гонщиков той эпохи, а затем сумел уйти в историю без единой победы.
Среди известных гонщиков, которые пилотировали VR во время существования программы, был Мигель Дюамель , которому приписывают 86 национальных побед AMA, включая титулы в Superbike (1), 600 Supersport (2x), Formula Xtreme (2x) и пять побед Daytona 200 . За ним последовал Скотт Рассел , который также выиграл пять Daytona 200, титул AMA Superbike 1992 года и титул World Superbike 1993 года. В то время как трехкратный чемпион AMA Superbike Дуг Чендлер проехал на байке один безвыигрышный сезон в 1995 году. Все трое этих гонщиков также участвовали в серии Гран-при 500сс в Европе.
Гонщиком Харли дольше всех был бывший чемпион AMA Pro Twins и победитель гонок AMA Superbike канадец Паскаль Пикотт. Он ездил на VR1000 четыре сезона, в конечном итоге завоевав пару подиумов в 1999 году. Еще одним известным человеком, который сидел в седле HD, был семикратный чемпион AMA Grand National Flat Track Крис Карр . Он добился кратковременного успеха, но в 1995 году получил титул AMA Superbike Rookie of the Year, занял поул-позицию и в следующем году финишировал в пятерке лучших. Ясно, что талант в кресле не виноват.
Еще в мартовском выпуске журнала Cycle World за 1994 год технический гуру Кевин Кэмерон написал статью под названием «Супербайк Америки», в которой подробно рассказал о VR1000. Ему был предоставлен эксклюзивный доступ к первому испытанию мотоцикла на гоночной трассе Grattan Raceway, где гонщик-испытатель и бывший чемпион по шоссейным гонкам AMA 883 Скотт Зампах впервые уселся на байк, прежде чем Дюамель получил возможность опробовать свою новую машину.
В то время, после нескольких лет первоначальной разработки двигателя, пришло время фактически поставить мотоцикл на рельсы и начать процесс доработки, прежде чем пытаться участвовать в Daytona 200 и чемпионате AMA Superbike Championship. Цель проекта состояла в том, чтобы построить полностью американский гоночный автомобиль с деталями, по возможности поставляемыми исключительно из США. Из рассказа Кэмерона: «На машине установлены суппорты и диски Wilwood американского производства. Спереди — перевернутая вилка Penske . Двухбалочная рама проста, пряма и изготовлена в США. Головки прячутся под черным топливным баком, и я знаю, что под ним находится двухкамерная дроссельная заслонка Weber-USA с впрыском топлива.
«Начиная с поверхности прокладки головки блока цилиндров, VR — это работа штатных инженеров HD. Первоначально головы были отданы на откуп консалтинговой фирме Джека Руша, известной своими связями с NASCAR. Стив Шайбе был сотрудником Roush до тех пор, пока два года назад он не перешел в Harley, чтобы стать гоночным менеджером. Он отвечает за изменения с тех пор — переработанные головки блока цилиндров, более легкое шасси, новую коробку передач, шасси, работы».
Диаметр цилиндра и ход поршня VR имели размеры 98 x 66 мм, в нем использовались титановые шатуны Carillo, которые располагались рядом на одной шатунной шейке. В самом кривошипе использовались роликовые подшипники, а в шатунах - подшипники скольжения. Использовались кованые поршни Wiseco с тремя кольцами, которые находились в цилиндрах с футеровкой из никасила. Степень сжатия составляла 12,0:1. Как уже упоминалось, впрыск топлива Weber-USA использовался с одной форсункой на цилиндр. Кэмерон добавляет: «Сейчас VR обладает мощными характеристиками ; пиковый крутящий момент наступает относительно рано, за ним следует широкий диапазон почти постоянной мощности».
За более чем год гоночной карьеры VR успех так и не пришел, и все признаки указывали на тот факт, что мощность мотоцикла значительно снизилась по сравнению с конкурентами, такими как Ducati и Kawasaki . Особенно его максимальная скорость. «Шайбе считает, что в прошлом году на Brainerd скорость была выше 6 миль в час», — сказал Кэмерон в августовском выпуске журнала Cycle World за 1995 год . «В Дейтоне в этом году скорость была больше 10 миль в час. Требуемая мощность возрастает примерно пропорционально кубу скорости, поэтому разница в мощности составляет от 11 до 20 процентов. Если лучшие супербайки выдают 140 или около того лошадиных сил с задними колесами, это будет 15–28 лошадиных сил. Это снизило бы VR до 112–125 на заднем колесе».
Кэмерон продолжил: «Все это очень озадачивает, потому что физически в реальности есть все задатки успеха. У него выдающаяся жесткость шасси, управляемость которого была оценена всеми, кто на нем ездил. Он имеет полный 1000 куб. См, что разрешено правилами, с доказанной механической прочностью для достижения конкурентоспособных оборотов в диапазоне 11 000. Двигатель представляет собой компактную жесткую конструкцию, которая лучше подходит для гоночного шасси, чем широкий двигатель Vee Ducati. Его поддерживает процветающая компания, с хорошим бюджетом
"Где сила?
«Хорошо, сколько должно быть силы? Мы можем оценить это, используя число оборотов двигателя, его рабочий объем и обычно достигаемое усредненное давление сгорания. Когда мы вводим цифры, мы обнаруживаем, что не было ничего плохого в первоначальной оценке Джерри Бранча [специалиста по воздушным потокам, который работал над конструкцией на раннем этапе] в 1987 году, что двигатель этого типа может развивать мощность 165 лошадиных сил. А если бы ход поршня укоротить в стиле F-1 GP, чтобы поднять обороты в красную зону, то это ожидание могло бы возрасти примерно до 180 лошадиных сил. Это мощность коленчатого вала, поэтому вычтите 10 процентов или около того на потери в трансмиссии Это сила да!, но воображаемая.
Как и двигатель, алюминиевое шасси с двумя балками было изготовлено в Америке на заводе в Портленде, штат Орегон. Шарнир маятника имел регулируемые вставки для изменения геометрии. Первоначально первые версии мотоцикла были оснащены амортизаторами Penske и вилками с газовым давлением американского производства, но к тому времени, когда они выстроились в очередь для Daytona 200 в 1994 году, он был оснащен подвеской Öhlins. Позже, когда Рассел и Пикотт были на байке, VR перешел на передние и задние блоки Showa. Если вы хотите попытаться победить в такой конкурентной арене, как гонки на супербайках, вы должны использовать компоненты с проверенной репутацией.
Как и подвеска, оригинальная система торможения прослужила недолго. Первоначально VR оснащался шестипоршневыми суппортами Wilwood американского производства, но позже использовался шестипоршневой комплект Nissin японского производства, а также шестипоршневые суппорты AP Racing. По мере развития мотоцикла менялась и его полировка. Красивые механически обработанные задние части больше походили на агрегаты от Bimota, в то время как широкое использование углеродного волокна сформировало приборную панель и разместило дисплеи.
Но все это мало что значило, поскольку мотоцикл не мог выполнять одну поставленную перед ним задачу — выигрывать гонки. К сожалению, даже еще в 1995 году, за целых пять лет до того, как проект был закрыт, надпись была на стене.
В статье Кэмерона 1995 года он завершил ее словами: «Итак, какой вывод мы можем сделать? Успех VR не за горами? Возможно нет. Приходит ли оно медленно, но верно? Результаты трека снова говорят «нет», но Стив Шайбе считает, что в компании есть мнение, что виртуальная реальность находится на правильном пути и демонстрирует удовлетворительный прогресс. Кипящие недовольства, если таковые имеются? Выбирайте. Гонки привлекательны, поэтому люди хотят участвовать в них. По мере роста проекта одни идеи отбираются, другие отбрасываются. Эго набухает и сжимается. Есть внутренние победители и проигравшие. С деньгами надо считаться. Сильные чувства проявляются, а затем становятся политикой. Обычный толстый слой PR Bondo затирается в надежде, что человеческая драма будет выглядеть так же хорошо контролируемой, как студийная фотосессия. Этого никогда не будет».
Оглядываясь назад, Кэмерон был прав. Проект VR1000 всегда отставал на несколько шагов, и команда, несмотря на все их значительные усилия и высококлассные гонщики, просто не могла найти волшебный баланс, чтобы сделать мотоцикл успешным. К началу 2000-х, когда байк оказался вне поля зрения, виртуальная реальность незаметно исчезла из воспоминаний большинства фанатов. Но его статус единорога определенно приносит ему место среди самых крутых спортбайков 90-х