Авторынок нашей страны долгие годы был одним из крупнейших в Европе, однако, из-за заградительных таможенных пошлин, высоких требований к локализации производства и уменьшающейся покупательской способности, он стал считаться одним из самых скучных. В результате, на бюджетном сегменте рынка сформировались масс-маркет монстры, включающие в себя такие модели, как "Гранты" и "Весты". В свою очередь, на платформах B0 (Duster, Largus, Logan, Sandero, Xray, Kaptur, Arkana), K2 (Rio, Creta, Solaris, Seltos) и PQ25 (Polo, Rapid) царила непрерывная бюджетность.
За последние полгода российский автомобильный рынок волнует все больше людей: завод Renault после смены владельца собирает автомобили «Москвич» из комплектующих, поставляемых из Китая, Hyundai Motor столкнулся с проблемой перепроизводства в Калининграде и Санкт-Петербурге, а Volkswagen ищет покупателя для своего завода в Калуге. Популярные модели заканчиваются, а дилеры просят за них непомерные цены. Тем не менее, Минпромторг утвердил механизм параллельного импорта, который позволяет ввозить автомобили в Россию без согласия правообладателя. Это дает возможность российским автолюбителям купить экзотические модели мировых брендов для азиатского рынка, которые могут стать альтернативой нашим бюджетным автомобилям.
Mitsubishi Xpander и Xpander Cross
Кроссовер Xpander и его модификация Xpander Cross, имеющие почти квадратную форму в сечении (ширина 1,8 м, высота 1,75 м), были созданы для удовлетворения активного спроса в странах АСЕАН. За пять лет местные дилеры реализовали более 470 тыс. автомобилей этой модели. При длине 4,5 м машина вмещает целых семь пассажиров, хотя кажущийся кросс-обвес выполнен из пластика. Несмотря на внушительный клиренс (225 мм), данная модель оснащена только передним приводом.
Под капотом нового кроссовера находится надежный 1,5-литровый «атмосферник» 4A91, который знаком владельцам автомобилей Mitsubishi Colt. Двигатель развивает мощность 105 лошадиных сил и крутящий момент 141 Ньютон-метров. В странах Юго-Восточной Азии этот мотор поставляется с 5-ступенчатой «механикой», но в Россию привозят машины с опциональным 4-ступенчатым «автоматом». Однако, если вы хотите получить автомобиль с автоматической коробкой передач, то следует поторопиться: после последнего обновления все модели Xpander оснащают вариатором.
Toyota Rush
Можно ли купить новую рамную «Тойоту» за 2,3 млн? Оказывается, да, если речь идет о кроссовере Rush, третьем поколении, который является близнецом Daihatsu Terios. Машина оснащена 1,5-литровым двигателем 2NR-VE (104 л.с., 136 Нм) и 4-ступенчатой автоматической коробкой передач, связанной с задними колесами. Дорожный просвет в этой модели составляет 220 мм, но полного привода нет.
Несмотря на то, что Rush короче, чем Xpander (длина 4435 мм), он может перевезти до семи человек. Внутри есть однозонный климат-контроль, электроусилитель руля, задний парктроник, четыре подушки безопасности и подогрев передних кресел. Однако салон сделан из ткани, а задние тормоза – барабанные.
Volkswagen Bora
Если вы не успели купить Polo до повышения цен и расстроились, когда ушла Jetta, то не отчаивайтесь: есть седан Bora, который также построен на платформе MQB. Он производится на совместном предприятии FAW-Volkswagen и является одним из самых продаваемых автомобилей в Китае, где ежегодно находит своих 250-300 тыс. покупателей. В Россию поставляются машины в комплектации Elite с однозонным климатом, бесключевым доступом, люком, адаптивной светодиодной оптикой и мультимедиасистемой с 8-дюймовым экраном, а также навигацией. В салоне используется искусственная кожа, а сиденье водителя имеет электрорегулировки, включая поддержку поясницы.
Bora предлагается российским дилерам с двумя типами двигателей: 1,5-литровым "атмосферником" (113 л.с., 145 Нм) и турбированным мотором объемом 1.4 (150 л.с., 250 Нм). Седаны с 113-сильным мотором комплектуются 6-ступенчатым "автоматом", а более мощные версии – с 7-ступенчатым преселективным "роботом".
Volkswagen e-Lavida
В 2021 году седан Lavida стал самой продаваемой иномаркой в Китае с более чем 391 тыс. проданных машин. Однако, один из дилеров VW в России привез версию с приставкой "e" - седан с 100-киловаттным (136 л.с., 290 Нм) синхронным электромотором на передней оси от европейского e-Golf. Массовый импорт таких машин в Россию мог бы нанести серьезный удар по перспективам липецких Evolute i-Pro. За 2,4 млн рублей можно приобрести гораздо более просторный седан (ширина - 1806 мм по сравнению с 1700 мм у i-Pro), который, тем не менее, только частично является китайским.
Электромобиль VW также может разгоняться до 150 км/ч, но его главный недостаток - маленькая тяговая батарея. Емкости 38,1 кВт·ч достаточно только на 278 км по устаревшему циклу NEDC. Evolute, хоть и не является эстетически привлекательным, но сможет проехать на 150 км больше без подзарядки.
Suzuki Сiaz
Этот милый седан производится крупнейшим автопроизводителем Индии Maruti Suzuki. На местном рынке модель Ciaz превзойдет даже "Соляриса" (Hyundai Verna), хотя в целом индийцы склонны выбирать машины поменьше и дешевле. Несколько лет назад планировалось официальное поставление Ciaz в Россию, но без локализации по полному циклу на местном рынке для бюджетного сегмента это было нецелесообразно.
По размерам Suzuki Ciaz идентичен "Солярису", однако благодаря более длинной колесной базе (2650 против 2600 мм) задние сиденья просторнее, а багажник вмещает до 565 литров (почти как у лифтбека Octavia). Комплектация модели не скромная: климат-контроль, светодиодная оптика, задний парктроник с камерой и запуск двигателя с кнопки, а внутренность салона отделана черной кожей.
Некоторые особенности, присущие недорогим машинам для развивающихся стран, все же присутствуют, такие как 4-ступенчатый "автомат" и барабанные задние тормоза, но 1,5-литровый мотор К15В (105 л.с., 138 Нм) укомплектован стартер-генератором! Это делает Suzuki Ciaz самым доступным "мягким" гибридом в России, и даже самый экономичный Solaris требует 5,7 литра на 100 километров, тогда как индийский седан потребляет всего 5 литров.
Toyota Corolla Cross
C октября этого года японский автопроизводитель Toyota начал поставлять свою модель Corolla Cross в страны Евросоюза, чтобы не уступать корейским компактным внедорожникам. К сожалению, в России дилеры выбрали версию для рынка Тайваня, где машина производится на заводе Kuozui Motors. Местная модификация Corolla Cross не такая совершенная, как европейская: здесь устанавливается обычный 1,8-литровый атмосферный двигатель (140 л.с., 177 Нм), работающий с вариатором и передним приводом, а не гибридная силовая установка.
Салон машины простой: обычный кондиционер, простой мультимедийный дисплей и тканевые сиденья с ограниченными настройками.
Chevrolet Captiva
Этот кроссовер не выглядит как американский автомобиль! Captiva второго поколения производится на заводе SAIC-GM-Wuling и является экспортной версией модели Baojun 530. Название - единственное сходство с оригинальной "Каптивой", так как вместо бензинового или дизельного двигателя в этой модели установлен типичный для Китая турбированный двигатель 1,5 литра (147 л.с., 250 Нм), а также дешевый вариатор вместо автоматической коробки передач. Важно отметить, что полноприводных вариантов Captiva второго поколения не существует.
Однако этот кроссовер может быть хорошим выбором для семьи. В версии Premier, он оснащен отделкой натуральной кожей, четырьмя подушками безопасности, климат-контролем, люком и мультимедийной системой с шестью динамиками и 8-дюймовым тачскрином с поддержкой Android Auto и Apple CarPlay. Размеры Captiva второго поколения не уступают первому поколению. Это неплохой выбор, особенно учитывая, что Chery Tiggo 7 Pro или Geely Atlas Pro стоят на полмиллиона больше.
Первые партии автомобилей, доставленные в Россию обходными путями, дали возможность оценить перспективы антисанкционной инициативы Минпромторга. Поскольку импортеры не желают платить большие таможенные пошлины, они выбирают автомобили с наименьшими моторами. Тем не менее, импортные автомобили с механической коробкой передач продавать в России гораздо сложнее, поэтому они также избегаются. В то же время можно было бы выбирать более богатые комплектации.