Найти тему
ЕвроАвто | Запчасти и сервис

Станет ли восстановление б/у запчастей массовым?

Оглавление

В 2022 году ряд иностранных автопроизводителей приостановили поставки машин и запчастей в Россию. За последний год обсуждали много путей решения проблемы: от параллельного импорта до полной локализации российского автопрома. И вот в феврале 2023 года депутаты Госдумы планируют выступить с инициативой создания индустрии массового восстановления и использования б/у запчастей — пишут Известия.

Необходимость инициативы по восстановлению запчастей

Рынок нуждается в деталях, без них автомобили будут выходить из строя — отметили депутаты. По их мнению, в России практически не развита индустрия массового восстановления и использования б/у запчастей. Она занимает лишь несколько процентов от всего потока запчастей, для отдельных товарных групп — рулевых реек и коробок передач — до 10%.

Давайте узнаем, что об этом думают в ЕвроАвто, где авторазборкой занимаются уже почти 30 лет. Вот мнение члена правления Союза Автосервисов и заместителя генерального директора ЕвроАвто Ильи Плисова:

“Желание наладить массовое восстановление деталей — это желание оседлать коня, который уже скачет. Сегодня есть десятки, если не сотни компаний, которые ремонтируют и восстанавливают запчасти: коробки передач, карданные валы, генераторы, стартеры. В целом работа налажена, такие компании давно существуют. Другой разговор — может, необходима дополнительная законодательная поддержка, чтобы сделать процесс более массовым и регулируемым государством.Когда возник дефицит запчастей, людям наверху пришло в голову на это дело посмотреть внимательнее. Скорее всего, регулирование никак не повлияет: запчасти как восстанавливали, так и будут восстанавливать, а автосервисы продолжат их использовать. Просто сегодня эта деятельность вошла в зону интересов государственных органов”.

Использование б/у запчастей

Автосервисы покупают запчасти с разборок. Есть такой бизнес — принять автомобиль, который вышел из строя и непригоден для дальнейшего ремонта. С него снимают детали и продают автосервисам для ремонта машин.

Выбирают ли люди б/у из экономии? Не всегда, цена зависит от рынка. Если деталей много, они доступны, то серьезная запчасть может стоить несколько сотен рублей. Бывали случаи, когда покупали части на металлолом, потому что так выгоднее. Но если деталь дефицитная, она может стоить приблизительно как новая. Это понимают и клиенты ЕвроАвто:

-2

Почему восстановление запчастей в России мало развито?

Во многих зарубежных странах, например, в ЕС, США, КНР, Турции и ЮАР, сектор восстановления и использования б/у запчастей широко развит и поддерживается государством. Оборот таких деталей составляет до 50% рынка. Почему в России он меньше?

Илья Плисов объясняет, что производство — довольно затратная и рисковая вещь? возврат инвестиций достаточно длинный. На сегодняшний день в законодательстве нет даже отдельного ОКВЭД для восстановления деталей, оно не признано производственным процессом. Одна из инициатив Союза Автосервисов — присвоить восстановлению запчастей ОКВЭД. Не создать, не наладить, а просто признать, что оно существует и является производственным процессом.

В других странах этот сектор развит и поддерживается государством, потому что производство любого типа — затратное мероприятие, организованное вдолгую. В России с начала перестройки все меняется достаточно стремительно, и горизонт планирования у инвесторов очень короткий: год-два-три. Люди должны возвращать свои деньги и не могут инвестировать вдолгую. А производство не может быть инвестировано в короткую. Для профессионального восстановления нужны дорогие станки, которые производят сложные работы и измерения, непростые технологические операции, высококвалифицированные и обученные работники. Это целая самостоятельная индустрия.

Еще одна проблема — общие арендные ставки. Для производственных помещений, например, ставки по аренде и электричеству снижены. Есть понимание, что России нужно это производство. А у компаний, которые занимаются восстановлением запчастей, арендные ставки коммерческие, и за электричество они платят как любой бизнес-центр — никаких преференций. Отрасль не сможет развиться в России, если она не получит ОКВЭД и внимание, зеленый свет от государственных органов. В том числе нужны территориальные преференции, которые позволят размещать несколько смежных восстановительных производств на одной площадке. Предложение Союза Автосервисов — подходить к этим задачам как к стандартному производственному кластеру. Однако без ОКВЭД получить господдержку невозможно.

Кластер по восстановлению запчастей

Мировой опыт подсказывает, что централизация не приводит к хорошему результату. Илья Плисов считает, что достаточно будет документов, льготных условий и кластеризации по местам. Союз Автосервисов предлагает создать кластеры, где предприятия смогут взаимодействовать, обмениваться специалистами, обучением, помогать с логистикой. И это рабочая история для каждого региона, которая позволит вывести отрасль на новый уровень, увеличить количество восстановленных деталей и продлить срок службы автомобилей. Это важно, потому что собственное автомобильное производство не покрывает потребности рынка. Восстановление деталей для легковых и особенно для грузовых автомобилей, автобусного парка — прекрасная идея. Такие кластеры должны быть в каждом крупном индустриальном центре, чтобы снабжать местные станции техобслуживания.

Восстановленные запчасти и ремонт по ОСАГО

За 2022 год поднялись цены на ремонт и увеличились сроки поставки запчастей. Тогда Союз Автосервисов писал в Совет Федерации письмо, один из пунктов которого — проблема автоюристов. Они пользуются долгой поставкой запчастей, чтобы предъявить автосервисам и страховым штраф за просроченный ремонт. Но производственный процесс никак не изменился, больше времени занимает поставка запчастей и как результат — ремонт не выполнить в установленный срок.

Б/у и восстановленные запчасти всегда использовались в ремонте и будут использоваться вне зависимости от того, что мы думаем об этом. Закон об ОСАГО позволяет делать это при согласовании с владельцем авто.

-3

Но активная деятельность автоюристов мешает этому, что приводит к штрафам, пени и судебным искам.

Поможет ли принудительное использование б/у запчастей в ОСАГО? Вот что думает об этом Илья Плисов:

“Нужно понимать, что б/у запчасти происходят в основном от автомобилей после ДТП, а часть из них импортируется. Этот ресурс никогда не покроет потребности рынка. Законодательные изменения не решат проблему по той простой причине, что этих запчастей не хватит. Можно сейчас просто открыть все крупные классифайды и найти 5-7 капотов на конкретную модель в то время, как их нужно по стране десятки-сотни. Но откуда такое желание изменить закон об ОСАГО? Весной 22-го года произошло снижение ставок РСА по Единой методике расчета за счёт того, что разрешили использовать аналоговые запчасти, а это вплоть до - 80% стоимости оригинальной запчасти.Теперь страховые могут выплачивать 20% цены оригинальной запчасти. И есть ощущение, что коллеги воспользуются таким способом и с б/у запчастями: не для ремонта, а чтобы оценить сумму к выплате ещё ниже за счёт наличия в списке РСА б/у запчастей. А они будут дешевле аналога. Я считаю идею неудачной: она может привести к дополнительному снижению сумм выплат и ничем не поможет в ремонте авто”.
“Нужно понимать, что б/у запчасти происходят в основном от автомобилей после ДТП, а часть из них импортируется. Этот ресурс никогда не покроет потребности рынка. Законодательные изменения не решат проблему по той простой причине, что этих запчастей не хватит. Можно сейчас просто открыть все крупные классифайды и найти 5-7 капотов на конкретную модель в то время, как их нужно по стране десятки-сотни. Но откуда такое желание изменить закон об ОСАГО? Весной 22-го года произошло снижение ставок РСА по Единой методике расчета за счёт того, что разрешили использовать аналоговые запчасти, а это вплоть до - 80% стоимости оригинальной запчасти.Теперь страховые могут выплачивать 20% цены оригинальной запчасти. И есть ощущение, что коллеги воспользуются таким способом и с б/у запчастями: не для ремонта, а чтобы оценить сумму к выплате ещё ниже за счёт наличия в списке РСА б/у запчастей. А они будут дешевле аналога. Я считаю идею неудачной: она может привести к дополнительному снижению сумм выплат и ничем не поможет в ремонте авто”.

Как проверить качество б/у деталей

Давайте разберемся, что именно предлагают депутаты. Во-первых, принять закон о порядке утилизации машин с повторным использованием запчастей. Во-вторых, ввести маркировку б/у деталей и обязать российских и иностранных автопроизводителей заниматься восстановлением комплектующих на территории РФ.

Сейчас есть компании, которые продают восстановленные детали под видом новых, потому что законодательство не обязывает их указывать происхождение. Если у отрасли появится ОКВЭД и будет утвержден стандарт восстановления, то и маркировка поможет потребителю понять, что он покупает. Порядок маркировки — необходимая вещь, все страны этим пользуются. Но безопасно ли использовать такие детали?

“Автомобиль с каждым пройденным километром в процессе эксплуатации становится всё более бывшим в употреблении. Формально, он им становится, в момент выезда из ворот дилерского центра. На десятилетнем авто уже есть б/у запчасти. Остаточный ресурс узлов на самом автомобиле снижается регулярно и ни у кого это не вызывает вопросов. Никто не просит повторно сертифицировать ни тормозной диск, ни рулевую рейку. Простую диагностику подвески делает любой автосервис. Механик смотрит на детали подвески, проверяет целостность защитных кожухов, сайлентблоков, проверяет течь и люфты, после чего решает, использовать далее запчасти или заменить. Можно провести такую же диагностику любой демонтированной детали. Поэтому использовать подержанную запчасть в равной степени безопасно, как и ездить на десяти- или двадцатилетнем автомобиле. В таком случае вы уже используете авто с б/у запчастями. И к этой мысли надо как-то привыкнуть”, — считает Илья Плисов.
-5

Действительно, у всех запчастей есть ресурс. Когда оригинал не достать, используют аналог или б/у. Бывает даже так, что оригинальная б/у деталь более качественна, чем новая аналоговая. Сейчас происходит бум китайских поставок, пока этот рынок новый и непроверенный. Потребуется время, чтобы выбрать надежных производителей.

В целом инициатива депутатов удачна — считает Илья Плисов. “Если что-то происходит в этой жизни, оно должно быть в зоне видимости государства, должно быть государством поддержано”. А что думаете вы: поможет ли поддержка развитию отрасли?

Авто
5,66 млн интересуются