Найти тему
Андрей Мятиев

Загадочная велосипедная тормозная втулка под названием "Родина" и ее изобретатель - В.И. Элланский. По материалам коллекции Веломузея.

Среди энтузиастов, интересующихся историей советской велосипедной промышленности, часто обсуждаются темы, представляющиеся довольно загадочными – в основном из-за недостатка информации или кажущейся нелогичности событий, касающихся этих тем. Сегодняшняя публикация приоткроет завесу тайны над одной из таких интересных тематик – речь пойдет о задней втулке с автоматическим тормозом под названием «Родина». Информация о существовании такой конструкции широко известна вследствие того, что в технических талонах, прилагавшихся к каждому велосипеду «Прогресс» модели В-110, изготовленному на московском автомобильном заводе имени Сталина (ЗиС), указывался тип задней втулки, устанавливавшейся на веломашину – «Торпедо» или «Родина»; при этом «Родина», как правило была вычеркнута работником ОТК. Некоторая информация об устройстве таких втулок встречается в книгах 1950-х годов по устройству и ремонту велосипедов, а также в статьях в популярных журналах того времени. Однако, полной информации о создателе этой конструкции и попытках внедрения серийного производства его изобретения нет даже в специальной литературе.

Талон техпаспорта велосипеда ЗиС В-110 "Прогресс" с указанием возможности комплектования его втулкой "Родина". 1954 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Талон техпаспорта велосипеда ЗиС В-110 "Прогресс" с указанием возможности комплектования его втулкой "Родина". 1954 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Забегая немного вперед, я уточню, что втулка «Родина» все же выпускалась серийно, причем миллионными тиражами в течении более чем 30 лет – она являлась штатным оснащением детских двухколесных велосипедов «Школьник», выпускавшихся на Горьковском Автозаводе!

В начале 2000-х годов я по случаю приобрел заднюю тормозную втулку со свободным ходом, внешне напоминавшую «школьниковскую», но явно больших габаритов. На корпусе стоял штамп «Родина» - «Металламп». С «Металлампом» все было ясно – это известный московский завод, производивший в основном различные бытовые металлические изделия. А вот про втулку «Родина» на тот момент внятной информации практически не было, кроме вышеозначенных упоминаний в техталонах велосипедов ЗиС В-110. Через десять лет я приобрел архив известного харьковского велотуриста, спортивного деятеля и энтузиаста велосипедной техники Юзефа Адольфовича Францкевича. Это человек удивительной и трудной судьбы – о нем я напишу отдельную публикацию, благо, что вся уцелевшая после выброса на свалку часть его архива в итоге попала ко мне. В его записных книжках я отыскал записи, касающиеся испытаний втулки «Родина», в которых он принимал участие в 1951 году. Из записей следовало, что эта втулка по ряду параметров, (вес, количество деталей и поверхностей качения, коэффициенту трения), оказалась совершеннее распространеннейшей втулки «Торпедо», выпускавшейся массово на советских велозаводах. Испытания проводились в Центральном Конструкторском Бюро Мотовелостроения в подмосковном Серпухове – запомните этот факт, он нам еще понадобится позднее…

Записи харьковского велотуриста и спортивного деятеля Ю.А. Францкевича об испытаниях втулки "Родина". 1951 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Записи харьковского велотуриста и спортивного деятеля Ю.А. Францкевича об испытаниях втулки "Родина". 1951 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Записи харьковского велотуриста и спортивного деятеля Ю.А. Францкевича об испытаниях втулки "Родина". 1951 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Записи харьковского велотуриста и спортивного деятеля Ю.А. Францкевича об испытаниях втулки "Родина". 1951 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Через несколько лет я плотно занялся изучением некоторых интересующих меня фондов Российского Государственного Архива Экономики и в нескольких документах нашел упоминание о некой «втулке Элланского». Дальнейшее изучение темы доказало тождественность ее со втулкой «Родина». Таким образом, прояснилась фамилия изобретателя. В результате изучения патентных архивов я отыскал авторское свидетельство на «тормозную втулку заднего колеса велосипеда», выданное по заявке В.И. Элланского от 7 июля 1951 года. У изобретателя появились инициалы! ;-)

Авторское свидетельство на велосипедную втулку конструкции В.И. Элланского. 1959 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Авторское свидетельство на велосипедную втулку конструкции В.И. Элланского. 1959 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Авторское свидетельство на велосипедную втулку конструкции В.И. Элланского. 1959 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Авторское свидетельство на велосипедную втулку конструкции В.И. Элланского. 1959 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Следующий виток поиска сложился благодаря операции по спасению части архива Отдела Главного Конструктора Харьковского Велозавода (ОГК ХВЗ) – среди документов, поступивших в коллекцию Веломузея, нашелся отчет испытательного велопробега на 3000 км, проведенного харьковчанами в 1949 году. Среди 12 велосипедов, принявших участие в этом рейде, было 5 машин, оборудованных втулками «Родина». Кроме того, оказалось, что одним из испытателей, принимавших участие в велопробеге, был сам В.И. Элланский. В таблице с указанием личных данных участников был указан его год рождения – 1907-й, и должность – инженер-испытатель Всесоюзного Конструкторского Бюро Мотовелостроения, располагавшегося в г. Серпухов Московской области. Эта информация перекликается с данными Ю.А. Францкевича о лабораторных испытаниях втулок «Родина» на базе ВКБ.

Обложка Технического отчета испытательного велопробега на 3000 км, проведенного Харьковским Велозаводом в 1949 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Обложка Технического отчета испытательного велопробега на 3000 км, проведенного Харьковским Велозаводом в 1949 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Одной из целей велопробега как раз было испытание длительной эксплуатацией втулок «Родина» конструкции Элланского. В отчете велопробега указывались положительные стороны конструкции втулок Элланского по сравнению со втулками «Торпедо» – меньшие количество деталей, вес, количество поверхностей качения и более выгодный коэффициент трения. Из недостатков была отмечена только сравнительно низкая эффективность тормозов, увеличивавшая тормозной путь велосипедов на 10-15%. Еще в отчете указывалось, что втулки «Родина» были изготовлены партией в 60 штук без использования специальных приспособлений (имелось в виду, что обработка частей производилась на станках вручную, так как изготовление специальной оснастки без производства крупной серией было нерентабельно). В качестве изготовителя втулок указан Харьковский Велозавод. В разделе «выводы» техническая комиссия указала, что надо улучшить показатель эффективности торможения, а в остальном втулки «Родина» по своим качествам превосходят «торпедовские».

Страница технического отчета испытательного велопробега на 3000 км, проведенного Харьковским Велозаводом в 1949 году, на которой описан ход испытаний задних втулок "Родина" конструкции В.И. Элланского. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница технического отчета испытательного велопробега на 3000 км, проведенного Харьковским Велозаводом в 1949 году, на которой описан ход испытаний задних втулок "Родина" конструкции В.И. Элланского. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

С инженерной точки зрения, на мой взгляд кардинально улучшить тормозные свойства конструкции Элланского было невозможно по простой причине – площадь тормозной поверхности этой втулки была гораздо меньше, чем у втулки «Торпедо».

Несмотря на энтузиазм В.И. Элланского, проявлявшего большую активность в продвижении своего изобретения в массовое производство, в крупную серию в своем первоначальном виде эти втулки так и не пошли. В начале 1950-х небольшую серию втулок из нескольких тысяч штук изготовили на заводе «Металламп» для комплектации ими велосипедов «Прогресс» производства автозавода ЗиС. Достоверной информации о тираже велосипедов с втулками «Родина» пока не найдено.

Задняя тормозная втулка "Родина" конструкции В.И. Элланского. Начало 1950-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Задняя тормозная втулка "Родина" конструкции В.И. Элланского. Начало 1950-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Задняя тормозная втулка "Родина" конструкции В.И. Элланского. Начало 1950-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Задняя тормозная втулка "Родина" конструкции В.И. Элланского. Начало 1950-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Задняя тормозная втулка "Родина" конструкции В.И. Элланского. Начало 1950-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Задняя тормозная втулка "Родина" конструкции В.И. Элланского. Начало 1950-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Потерпев неудачу в внедрением в массовое производство втулок на ЗиСе, В.И. Элланский предложил использовать их на детских велосипедах «Школьник» моделей В-025, (с закрытой мужской рамой) и В-026, (с дамской открытой рамой), производство которых предполагалось развернуть на Горьковском Автозаводе имени Молотова (ГАЗ). Единственный недостаток конструкции втулки – недостаточная эффективность торможения отчасти компенсировался тем, что вес детского велосипеда вместе с седоком был значительно меньше, нежели у взрослого, поэтому тормозные свойства втулки признавались вполне удовлетворительными. Кроме того, экономия по массе «Родины» по сравнению со втулкой «Торпедо» была довольно ощутимой. В результате, втулка Элланского была переработана в сторону уменьшения ее габаритных размеров, что дало еще больший выигрыш в весе, после чего она стала штатным компонентом для велосипедов «Школьник», выпуск который на ГАЗе начался в 1956 году.

Обзор велосипеда ГАЗ В-026 "Школьник" из коллекции Веломузея можно посмотреть здесь:

Вскоре проявился производственный дефект задней втулки - в какой-то момент изнашивались прижимные лепестки, и тронуться с места становилось крайне трудно – педали прокручивались вхолостую, не обеспечивая вращения колеса. Деталь требовала замены, но отцы нетерпеливых велосипедистов, как правило, разбирали втулку, подгибали пассатижами эти самые лепестки, что давало эффект – очень ненадолго. Сколько было разбито коленок, выбито об руль молочных зубов в результате «прокрутов» – не счесть. Надо сказать, что этот дефект не был следствием недостатков конструкции, а проистекал из недоработки технологов и неправильного выбора материала для одной, но ответственной детали. Жалобы на завод поступали регулярно, но в ответах жалобщикам сообщалось, что предприятие не несет ответственности за неправильный ремонт, к тому же до появления неисправности велосипеды служили не один сезон, с лихвой «отхаживая» гарантийный срок. В 1982 году модель, выпускавшаяся без каких-либо кардинальных изменений целых 26 лет – а это рекорд для советской велопромышленности - была заменена на конвейере новой, усовершенствованной в соответствии с требованиями времени, получившей индекс 519-021. Название решили не менять, но новый «Школьник» спроектировали с универсальной – «унисекс» рамой. Тормозная втулка в его комплектации осталась прежняя и выпускалась до середины 1990-х годов.

Вернемся, однако, к В.И. Элланскому… До недавнего времени никакой биографической информации об этом изобретателе мне найти не удавалось. Но буквально пару месяцев назад на одну из моих публикаций откликнулась его племянница – Ольга Валентиновна Элланская, сообщившая некоторые биографические сведения, которых мне так не хватало для полной картины. За это ей - огромная наша благодарность! Итак, изобретателя звали Владимир Иванович Элланский, он родился в 1908 году, (по данным отчета о велопробеге 1949 года, в котором он принимал участие – в 1907-м), в селе Кези Черниговского уезда Черниговской губернии, в семье священника. Никакой информации об его образовании и деятельности в 1920-30-х годах в этой ветви семьи, к сожалению, не сохранилось. Из других источников мне известно, что Владимир Иванович закончил технический ВУЗ, стал инженером, а над конструированием велосипедной втулки работал еще с 1939 года. В 1943-м В.И. Элланский был призван в армию. На фронте служил заряжающим миномётного расчета и за боевые заслуги был награждён Орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Закончил войну в Берлине.

Владимир Иванович Элланский в Берлине. Май 1945 года. Фото из семейного архива Ольги Валентиновны Элланской,
Владимир Иванович Элланский в Берлине. Май 1945 года. Фото из семейного архива Ольги Валентиновны Элланской,

После войны работал инженером в различных организациях. Достоверно известно, что с 1946-го как минимум по середину 1950-х он был инженером-испытателем Всесоюзного Конструкторского Бюро Мотовелостроения в Серпухове, которое позднее было преобразовано во Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Мотоциклетной Промышленности (ВНИИ Мотопром). Именно к этому периоду относится его работа по конструированию и внедрению втулки «Родина». Известно, что он был автором еще нескольких изобретений и рационализаторских предложений в различных отраслях техники.

Владимир Иванович Элланский в Берлине. 1960-е годы. Фото из семейного архива Ольги Валентиновны Элланской,
Владимир Иванович Элланский в Берлине. 1960-е годы. Фото из семейного архива Ольги Валентиновны Элланской,

Владимир Иванович Элланский умер в 1987 году.

В настоящее время известно несколько «большеформатных» втулок «Родина», изготовленных московским заводом «Металламп», хранящихся в частных коллекциях и бессчетное количество «уменьшенных» вариантов от велосипедов «Школьник».

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Задняя тормозная втулка "Родина" конструкции В.И. Элланского начала 1950-х годов (справа) в сравнении со втулкой велосипеда "Школьник" 1970-х (слева). Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Задняя тормозная втулка "Родина" конструкции В.И. Элланского начала 1950-х годов (справа) в сравнении со втулкой велосипеда "Школьник" 1970-х (слева). Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Задняя тормозная втулка "Родина" конструкции В.И. Элланского начала 1950-х годов (слева) в сравнении со втулкой велосипеда "Школьник" 1970-х (справа). Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Задняя тормозная втулка "Родина" конструкции В.И. Элланского начала 1950-х годов (слева) в сравнении со втулкой велосипеда "Школьник" 1970-х (справа). Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.