Среди энтузиастов, интересующихся историей советской велосипедной промышленности, часто обсуждаются темы, представляющиеся довольно загадочными – в основном из-за недостатка информации или кажущейся нелогичности событий, касающихся этих тем. Сегодняшняя публикация приоткроет завесу тайны над одной из таких интересных тематик – речь пойдет о задней втулке с автоматическим тормозом под названием «Родина». Информация о существовании такой конструкции широко известна вследствие того, что в технических талонах, прилагавшихся к каждому велосипеду «Прогресс» модели В-110, изготовленному на московском автомобильном заводе имени Сталина (ЗиС), указывался тип задней втулки, устанавливавшейся на веломашину – «Торпедо» или «Родина»; при этом «Родина», как правило была вычеркнута работником ОТК. Некоторая информация об устройстве таких втулок встречается в книгах 1950-х годов по устройству и ремонту велосипедов, а также в статьях в популярных журналах того времени. Однако, полной информации о создателе этой конструкции и попытках внедрения серийного производства его изобретения нет даже в специальной литературе.
Забегая немного вперед, я уточню, что втулка «Родина» все же выпускалась серийно, причем миллионными тиражами в течении более чем 30 лет – она являлась штатным оснащением детских двухколесных велосипедов «Школьник», выпускавшихся на Горьковском Автозаводе!
В начале 2000-х годов я по случаю приобрел заднюю тормозную втулку со свободным ходом, внешне напоминавшую «школьниковскую», но явно больших габаритов. На корпусе стоял штамп «Родина» - «Металламп». С «Металлампом» все было ясно – это известный московский завод, производивший в основном различные бытовые металлические изделия. А вот про втулку «Родина» на тот момент внятной информации практически не было, кроме вышеозначенных упоминаний в техталонах велосипедов ЗиС В-110. Через десять лет я приобрел архив известного харьковского велотуриста, спортивного деятеля и энтузиаста велосипедной техники Юзефа Адольфовича Францкевича. Это человек удивительной и трудной судьбы – о нем я напишу отдельную публикацию, благо, что вся уцелевшая после выброса на свалку часть его архива в итоге попала ко мне. В его записных книжках я отыскал записи, касающиеся испытаний втулки «Родина», в которых он принимал участие в 1951 году. Из записей следовало, что эта втулка по ряду параметров, (вес, количество деталей и поверхностей качения, коэффициенту трения), оказалась совершеннее распространеннейшей втулки «Торпедо», выпускавшейся массово на советских велозаводах. Испытания проводились в Центральном Конструкторском Бюро Мотовелостроения в подмосковном Серпухове – запомните этот факт, он нам еще понадобится позднее…
Через несколько лет я плотно занялся изучением некоторых интересующих меня фондов Российского Государственного Архива Экономики и в нескольких документах нашел упоминание о некой «втулке Элланского». Дальнейшее изучение темы доказало тождественность ее со втулкой «Родина». Таким образом, прояснилась фамилия изобретателя. В результате изучения патентных архивов я отыскал авторское свидетельство на «тормозную втулку заднего колеса велосипеда», выданное по заявке В.И. Элланского от 7 июля 1951 года. У изобретателя появились инициалы! ;-)
Следующий виток поиска сложился благодаря операции по спасению части архива Отдела Главного Конструктора Харьковского Велозавода (ОГК ХВЗ) – среди документов, поступивших в коллекцию Веломузея, нашелся отчет испытательного велопробега на 3000 км, проведенного харьковчанами в 1949 году. Среди 12 велосипедов, принявших участие в этом рейде, было 5 машин, оборудованных втулками «Родина». Кроме того, оказалось, что одним из испытателей, принимавших участие в велопробеге, был сам В.И. Элланский. В таблице с указанием личных данных участников был указан его год рождения – 1907-й, и должность – инженер-испытатель Всесоюзного Конструкторского Бюро Мотовелостроения, располагавшегося в г. Серпухов Московской области. Эта информация перекликается с данными Ю.А. Францкевича о лабораторных испытаниях втулок «Родина» на базе ВКБ.
Одной из целей велопробега как раз было испытание длительной эксплуатацией втулок «Родина» конструкции Элланского. В отчете велопробега указывались положительные стороны конструкции втулок Элланского по сравнению со втулками «Торпедо» – меньшие количество деталей, вес, количество поверхностей качения и более выгодный коэффициент трения. Из недостатков была отмечена только сравнительно низкая эффективность тормозов, увеличивавшая тормозной путь велосипедов на 10-15%. Еще в отчете указывалось, что втулки «Родина» были изготовлены партией в 60 штук без использования специальных приспособлений (имелось в виду, что обработка частей производилась на станках вручную, так как изготовление специальной оснастки без производства крупной серией было нерентабельно). В качестве изготовителя втулок указан Харьковский Велозавод. В разделе «выводы» техническая комиссия указала, что надо улучшить показатель эффективности торможения, а в остальном втулки «Родина» по своим качествам превосходят «торпедовские».
С инженерной точки зрения, на мой взгляд кардинально улучшить тормозные свойства конструкции Элланского было невозможно по простой причине – площадь тормозной поверхности этой втулки была гораздо меньше, чем у втулки «Торпедо».
Несмотря на энтузиазм В.И. Элланского, проявлявшего большую активность в продвижении своего изобретения в массовое производство, в крупную серию в своем первоначальном виде эти втулки так и не пошли. В начале 1950-х небольшую серию втулок из нескольких тысяч штук изготовили на заводе «Металламп» для комплектации ими велосипедов «Прогресс» производства автозавода ЗиС. Достоверной информации о тираже велосипедов с втулками «Родина» пока не найдено.
Потерпев неудачу в внедрением в массовое производство втулок на ЗиСе, В.И. Элланский предложил использовать их на детских велосипедах «Школьник» моделей В-025, (с закрытой мужской рамой) и В-026, (с дамской открытой рамой), производство которых предполагалось развернуть на Горьковском Автозаводе имени Молотова (ГАЗ). Единственный недостаток конструкции втулки – недостаточная эффективность торможения отчасти компенсировался тем, что вес детского велосипеда вместе с седоком был значительно меньше, нежели у взрослого, поэтому тормозные свойства втулки признавались вполне удовлетворительными. Кроме того, экономия по массе «Родины» по сравнению со втулкой «Торпедо» была довольно ощутимой. В результате, втулка Элланского была переработана в сторону уменьшения ее габаритных размеров, что дало еще больший выигрыш в весе, после чего она стала штатным компонентом для велосипедов «Школьник», выпуск который на ГАЗе начался в 1956 году.
Обзор велосипеда ГАЗ В-026 "Школьник" из коллекции Веломузея можно посмотреть здесь:
Вскоре проявился производственный дефект задней втулки - в какой-то момент изнашивались прижимные лепестки, и тронуться с места становилось крайне трудно – педали прокручивались вхолостую, не обеспечивая вращения колеса. Деталь требовала замены, но отцы нетерпеливых велосипедистов, как правило, разбирали втулку, подгибали пассатижами эти самые лепестки, что давало эффект – очень ненадолго. Сколько было разбито коленок, выбито об руль молочных зубов в результате «прокрутов» – не счесть. Надо сказать, что этот дефект не был следствием недостатков конструкции, а проистекал из недоработки технологов и неправильного выбора материала для одной, но ответственной детали. Жалобы на завод поступали регулярно, но в ответах жалобщикам сообщалось, что предприятие не несет ответственности за неправильный ремонт, к тому же до появления неисправности велосипеды служили не один сезон, с лихвой «отхаживая» гарантийный срок. В 1982 году модель, выпускавшаяся без каких-либо кардинальных изменений целых 26 лет – а это рекорд для советской велопромышленности - была заменена на конвейере новой, усовершенствованной в соответствии с требованиями времени, получившей индекс 519-021. Название решили не менять, но новый «Школьник» спроектировали с универсальной – «унисекс» рамой. Тормозная втулка в его комплектации осталась прежняя и выпускалась до середины 1990-х годов.
Вернемся, однако, к В.И. Элланскому… До недавнего времени никакой биографической информации об этом изобретателе мне найти не удавалось. Но буквально пару месяцев назад на одну из моих публикаций откликнулась его племянница – Ольга Валентиновна Элланская, сообщившая некоторые биографические сведения, которых мне так не хватало для полной картины. За это ей - огромная наша благодарность! Итак, изобретателя звали Владимир Иванович Элланский, он родился в 1908 году, (по данным отчета о велопробеге 1949 года, в котором он принимал участие – в 1907-м), в селе Кези Черниговского уезда Черниговской губернии, в семье священника. Никакой информации об его образовании и деятельности в 1920-30-х годах в этой ветви семьи, к сожалению, не сохранилось. Из других источников мне известно, что Владимир Иванович закончил технический ВУЗ, стал инженером, а над конструированием велосипедной втулки работал еще с 1939 года. В 1943-м В.И. Элланский был призван в армию. На фронте служил заряжающим миномётного расчета и за боевые заслуги был награждён Орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Закончил войну в Берлине.
После войны работал инженером в различных организациях. Достоверно известно, что с 1946-го как минимум по середину 1950-х он был инженером-испытателем Всесоюзного Конструкторского Бюро Мотовелостроения в Серпухове, которое позднее было преобразовано во Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Мотоциклетной Промышленности (ВНИИ Мотопром). Именно к этому периоду относится его работа по конструированию и внедрению втулки «Родина». Известно, что он был автором еще нескольких изобретений и рационализаторских предложений в различных отраслях техники.
Владимир Иванович Элланский умер в 1987 году.
В настоящее время известно несколько «большеформатных» втулок «Родина», изготовленных московским заводом «Металламп», хранящихся в частных коллекциях и бессчетное количество «уменьшенных» вариантов от велосипедов «Школьник».