Найти в Дзене

Замена Ан-2: композитная «Аннушка» ТВС-2ДТС на МАКС-2017

Государственная программа по развитию малой авиации «Перспективный лёгкий многоцелевой самолёт» стартовала еще в 2011 году. На первом этапе была замена силовой установки на американский турбовинтовой двигатель, далее – композитные крылья и оперение, вариант подкосного высокоплана и, наконец, на МАКСе был представлен окончательный вариант самолета – цельнокомпозитный. В свой первый полет самолет отправился всего за восемь дней до открытия авиасалона с аэродрома Ельцовка (испытательная база ГУП АК «Новосибирское Авиационное ПО им. В. П. Чкалова»), а спустя шесть дней совершил беспосадочный перелет в Жуковский. От Ан-2 данный проект взял лучшее: общую компоновку и конструктивно-силовую схему биплана. Принципиальным отличием является цельнокомпозитная конструкция и безрасчалочная бипланная коробка крыльев.

А теперь поднимемся на борт! Все, кто летал или хотя бы бывал внутри салона Ан-2 замечали важную особенность. Высота салона 1,85 м, что позволяло находиться в нем в полный рост даже людям с ростом выше среднего. Современный американский «кукурузник» Cessna Grand Caravan этим похвастаться не может: по салону нужно пробираться в три погибели!

Как видим, из оборудования внутри только грузовой пол, больше ничего нет, но это и хорошо: прекрасная возможность изучить конструкцию современного фюзеляжа из композиционных материалов, коричневый цвет выдает это. Из конструктивных элементов только два силовых шпангоута (загрунтованы серым) изготовлены из алюминиевого сплава. По левому борту добавлена еще одна дверь.

На какое количество пассажиров рассчитан данный самолет? Ан-2 был 12-местным, а по современным нормам на одномоторном самолете можно перевозить только девять. Уже упомянутая Cessna Grand Caravan по разрешению Федерального управления гражданской авиации США допущена для перевозки 13 пассажиров. По словам директора СибНИА, Владимира Евгеньевича Барсука, объем кабины самолета такого типа позволяет относительно свободно разместить порядка 16–19 человек и в России никто не мешает сделать собственные правила и стандарты. А что касается его применения, то, по его словам, в большей степени задача этого самолета - не пассажирские, а грузовые перевозки. Пассажиропоток на местных воздушных линиях существенно сократится в связи с развитием информационных технологий. А вот грузопоток, напротив, увеличится. Если раньше было 80% пассажиров и 20% грузов, то сегодня 70 — это груз и только 30 - пассажиры. Преимущества нового легкого самолета в том, что он может из большого города забрать 2 тонны груза и увезти на расстояние 2,5 тыс. км, произвести посадку на необорудованную площадку или грунтовую полосу, разгрузиться и забрать людей, которым требуется попасть обратно в районный центр.

А теперь, в кабину! Остекление кабины пилотов, с одной стороны, уникально круговым обзором, даже частично направленным вниз (наследие антоновского «Аиста», то есть немецкого «Storch»), а с другой стороны, имеет множество переплетов. Современные же «стекольные» технологии позволили сохранить преимущество и существенно уменьшить количество переплетов и, в результате чего, обзор стал еще лучше!

С точки зрения перспективных опытно-конструкторских работ данный проект не просто интересен, а скорее уникален. Планы испытаний и сертификации были таковы, чтобы к 2019-2020 году выйти на серийное производство 25-30 самолетов в год на производстве, рассчитанном на коллектив 70-80 человек. Такой проект готовит СибНИА для Минпромторга. Вот только кто выкупит эти самолеты? За прошедшие четыре года модификации этого самолета так и не стали бороздить российское небо в массовом количестве. Композитный самолет – это, безусловно современно, но себестоимость 1 кг авиационной конструкции из композиционных материалов дороже, по сравнению с традиционными алюминиевыми сплавами, более чем в 100 (!) раз. Данную ошеломляющую информацию я почерпнул тут же в ЖЖ, в публикации на странице официального блога ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация".

Сколько будет стоить новый аэроплан?

Что композиты дали хорошего этому проекту?

Во что выльется себестоимость производства этого самолета?

Оправдана ли такая цена и кто будет это оплачивать?

И еще, экологические проблемы производства композитных конструкций...