Горный велосипед разительно отличается от шоссейного, и логично, что экипировка райдера тоже будет другой. Конечно, никто не запрещает кататься в обтягивающих шоссейных шортах или в широких туристических, но комфорт на трейле напрямую зависит от правильного выбора одежды и защиты, соответствующих стилю и условиям катания.
Безопасность – прежде всего. Независимо от того, едешь ли ты осторожно или дропаешь по камням без оглядки, твое тело должно быть прикрыто и защищено от веток, кустов, корней и камней.
В этой статье мы разберем ключевые моменты, которые помогут тебе собрать идеальный гардероб для катания на горном велосипеде.
Шорты для MTB и защита
Как и шоссейные трусы, модели для маунтинбайка обеспечивают свободу движений за счет эластичных материалов и имеют встроенный мягкий памперс, который снижает трение и отводит влагу. Однако в MTB экипировке подкладка и внешняя часть часто продаются отдельно, что дает больше свободы в выборе удобной комбинации.
Аэродинамика в горном велосипеде не играет решающей роли (за исключением гонок и кросс-кантри), поэтому шорты могут быть свободными и комфортными. Однако райдеры, ориентированные на скорость и эффективность педалирования, чаще выбирают более обтягивающие модели, которые обеспечивают компрессионную поддержку мышц.
Большинство шорт для MTB изготовлены из плотных и износостойких тканей, а также оснащены карманами. Чем больше шансы на контакт с препятствиями, тем крепче должен быть материал и длиннее шорты. Например, для даунхилла нужны более прочные и удлиненные модели, способные выдерживать падения и контакты с кустарником и камнями.
Защита и подкладка
Памперс в MTB-шортах обычно чуть тоньше, чем в шоссейных, так как посадка более вертикальная, а нагрузка постоянно меняется между положением сидя и стоя. В большинстве моделей подкладка съемная, что позволяет использовать отдельные лайнер-шорты или специальные велотрусы с памперсом. Главное правило – никогда не надевать обычное белье под велопамперс, иначе натирания и дискомфорт обеспечены. Выбор между встроенной подкладкой и отдельными велотрусами зависит исключительно от личных предпочтений.
Джерси для маунтинбайка
Футболки для MTB по своим функциям похожи на шоссейные джерси – они эффективно отводят влагу и обеспечивают комфорт во время катания. Однако крой у них обычно более свободный, особенно если речь идет о дисциплинах с уклоном в даунхилл или эндуро. Длинные рукава помогут защититься от веток, кустарника и солнца.
Если вы катаетесь с рюкзаком, карманы на спине вам вряд ли пригодятся. Но для тех, кто предпочитает легкость и минимализм, наличие карманов может быть полезным – в них удобно хранить ключи, перекус, набор для ремонта камеры, телефон или наличные.
Полезная деталь для тех, кто активно вкручивает или штурмует подъемы – вентиляционная молния спереди. Она особенно востребована у райдеров, катающихся в кросс-кантри стиле, поскольку позволяет быстро регулировать температуру тела во время интенсивной нагрузки.
Перчатки для маунтинбайка
MTB-перчатки отличаются от шоссейных двумя основными особенностями: наличием или отсутствием подкладки и длиной пальцев.
Поскольку на горных велосипедах грипсы уже имеют амортизацию, дополнительная прокладка в перчатках не является обязательной. Однако, если вы проводите в седле несколько часов подряд, она может значительно повысить комфорт. В то же время, перчатки без подкладки более легкие, лучше вентилируются и обеспечивают максимальную чувствительность руля – это особенно важно на скоростных, крутых или техничных спусках.
Что касается длины пальцев, то в маунтинбайке крайне редко встречаются перчатки без них. Пусть мокрые от пота руки и вызывают небольшой дискомфорт, но это ничто по сравнению с ссадинами и кровавыми костяшками. Поэтому полноразмерные перчатки – практически единственный разумный вариант для катания по трейлам.
Одежда для катания в холодную погоду
Правильно подобранная экипировка позволяет продлить сезон катания – зацепить раннюю весну и позднюю осень. Независимо от температуры, в рюкзаке всегда стоит держать защиту от ветра и дождя, а для холодных дней добавить утепляющие слои. Тогда даже внезапный холодный ветер не застанет вас врасплох.
Лайфхак: перед длинным подъемом лучше снять лишние слои, чтобы вам было слегка прохладно. Если стартовать в комфортном тепле, велика вероятность, что вскоре вы начнете перегреваться.
Велокуртки
Специфических моделей для маунтинбайка немного, но они отличаются от шоссейных более прочными материалами. Важно, чтобы куртка была именно велосипедной – она обеспечит лучшую защиту от ветра спереди, комфорт в плечах и достаточное покрытие спины, когда вы наклоняетесь над рулем.
Капюшон должен быть совместим с шлемом.
Если вам нужна максимальная защита, выбирайте дышащую водонепроницаемую куртку. Для коротких покатушек в переменчивую погоду можно взять ультралегкий ветрозащитный жилет или куртку, которую легко сложить в карман джерси.
Утепляющие слои
Верхняя одежда для холодной погоды должна сохранять тепло и эффективно отводить влагу. Хорошо подходят термобелье с длинным рукавом или легкая флисовая кофта. Важно: никаких хлопковых вещей! Они впитывают влагу и быстро охлаждают тело. Оптимальные материалы – шерсть, полипропилен или нейлон.
Велоштаны и велотайтсы
Когда на улице холодно, вместо обычных лайнер-шорт можно надеть утепленные велотайтсы – большинство из них имеют встроенный памперс. А если кататься предстоит в мокрую погоду, лучше запастись непромокаемыми дышащими штанами, аналогично велокуртке. Они защитят от грязи, дождя и ветра, не превращая ноги в парник.
Утепляющие аксессуары
Гетры на руки и ноги, а также шапка или бафф на голову – отличные варианты для дополнительного утепления. Их легко снять или надеть, если погода меняется во время поездки.
Голова особенно уязвима к холоду, поэтому тонкая подшлемная шапка или бафф помогут сохранить тепло без перегрева.
Обувь для маунтинбайка
Выбор обуви зависит от типа педалей и условий катания:
- Платформенные педали: Лучше подойдут кроссовки с цепкой резиновой подошвой, обеспечивающей хорошее сцепление с шипами педалей.
- Контактные педали: Требуются специальные велотуфли с креплениями для шипов. Некоторые модели можно использовать и без контактов, а позже добавить шипы.
Проходимость и удобство при ходьбе: Если маршрут предполагает пешие участки, выбирайте обувь с протекторной подошвой, обеспечивающей надежное сцепление с поверхностью. Чем мягче подошва, тем удобнее ходить, но тем хуже передается мощность при педалировании.
Жесткость для эффективного педалирования: Спортивные модели обуви для кросс-кантри и трейлов имеют жесткую подошву, что повышает эффективность передачи усилия, но делает ходьбу менее комфортной.
Защита от воды: Для мокрой и холодной погоды подойдут ботинки с водонепроницаемой мембраной. Альтернативный вариант – обычные велотуфли плюс бахилы, защищающие от воды и ветра.
Шлем для маунтинбайка
Выбор шлема зависит от стиля катания. Чем сложнее и экстремальнее трассы, тем больше защиты он должен обеспечивать.
- Кросс-кантри: Здесь важны легкость и вентиляция, так как подъемы играют не меньшую роль, чем спуски. Шлем похож на шоссе́йный и имеет открытую конструкцию.
- Трейл: Трассы сложнее, больше корней, камней и резких поворотов. Такой шлем закрывает голову глубже, особенно сзади и по бокам.
- Эндуро: Требуется усиленная защита, так как спуски сложнее, скорости выше. Хороший вариант – шлем с съемной челюстной дугой: поднимаетесь в легком варианте, а перед резким спуском защелкиваете защиту.
- Даунхилл и парковые трассы: Здесь уже не обойтись без полноценного интегрального шлема с защитой лица, как у мотоциклистов. Для лучшего обзора и защиты глаз часто используют маску, а не очки.
Защита для маунтинбайка
Чем агрессивнее стиль катания, тем больше защиты требуется.
- Кросс-кантри и трейл: Здесь подойдут облегченные наколенники. Опытные райдеры могут кататься без защиты на подъемах и надевать ее перед сложными спусками. Новичкам полезно добавить налокотники.
- Эндуро: Спуски длиннее и техничнее, поэтому нужны более плотные и длинные наколенники.
- Даунхилл и парковые трассы: Здесь защита максимально полная – наколенники, налокотники и защита голени. Многие райдеры используют защиту корпуса "черепаху" для груди и спины.
Главное – найти баланс между безопасностью и комфортом. Защита не должна стеснять движений, иначе управлять байком будет сложнее.
Рюкзаки для горного велосипеда
Если вы не участвуете в гонках или отправляетесь в очень короткую поездку, вам понадобится рюкзак для всего снаряжения, которое вы взяли с собой. Большинство велосипедистов предпочитают рюкзаки с встроенной питьевой системой (гидратором) или с возможностью её установки.
- Совместимость с гидратором – удобный доступ к воде во время поездки, объём 1,5–3 литра.
- Хранение и организация – отдельные карманы для основного снаряжения и велосипедного инструмента (мультитул, запасная камера, монтажки, насос/CO2 и т. д.).
- Комфорт и посадка – регулируемые лямки, вентилируемая спинка и плотное прилегание, чтобы рюкзак не болтался на кочках.
Объём рюкзака:
- Маленький (5–10 литров) – для коротких поездок.
- Средний (10–20 литров) – для катания на целый день.
- Большой (20+ литров) – для многодневных путешествий (байкпакинг).