Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Древняя Китайская литература, имеющая колоссальное влияние на культуру современного Китая

Оглавление

Китайская литература — одна из самых изобретательных и интересных в мире. Точность языка приводит к идеально реализованным образам, будь то поэзия или проза, и, как и во всей великой литературе, темы неподвластны времени. Китайцы высоко ценили литературу и даже имели бога литературы по имени Вэнь Чан , также известного как Вэньди, Вэнь Ти.

Каллиграфия Ли Бо, Ли Бай
Каллиграфия Ли Бо, Ли Бай

Вэнь Чан следил за всеми писателями в Китае и за тем, что они создавали, чтобы вознаграждать и наказывать их в зависимости от того, насколько хорошо или плохо они использовали свои таланты. Считалось, что этим богом когда-то был человек по имени Чжан Я, блестящий писатель, который утопился после разочарования и был обожествлен. Он руководил не только письменными работами и писателями, но и самой китайской письменностью .оизведений.

Древняя китайская письменность развилась из практики гадания во времена династии Шан (1600-1046 гг. до н. э.). Пиктограммы, сделанные на гадательных костях прорицателями, стали письменностью, известной как Цзягувэнь (ок. 1600-1000 гг. до н. э.), которая развилась в Дачжуань (ок. 1000-700 гг. до н. э.), Сяочжуань (700 г. до н. э. по настоящее время) и Лишу (так называемое «письменное письмо», ок. 500 г. до н. э.). Из них также развились Кайшу, Синшу и Каошу, курсивные письменности, которые писатели позже использовали в прозе, поэзии и других видах художественных произведений.

Точно неизвестно, когда в Китае впервые появилась письменность , поскольку большинство письменных работ делалось на недолговечных материалах, таких как дерево, бамбук или шелк.

«В Китае, как и везде, письменность, однажды принятая, оказывает глубокое влияние на социальные и культурные процессы».

Бюрократия Китая стала полагаться на письменные записи, но в конечном итоге письмо стало использоваться для самовыражения, чтобы создать некоторые из величайших литературных произведений в мире. Бумага была изобретена примерно в 105 г. до н. э. во время династии Хань (202 г. до н. э. - 220 г. н. э.), а процесс ксилографии развился во время династии Тан (618-907 г. н. э.), и к тому времени Китай уже разработал впечатляющий корпус литературных произведений.

Ранние рассказы

«Терраса Шанъян», единственный сохранившийся пример каллиграфии Ли Бо, подаренный Мао Цзэдуну в 1950-х гг. частным коллекционером, хранится в дворцовом музее в Пекине
«Терраса Шанъян», единственный сохранившийся пример каллиграфии Ли Бо, подаренный Мао Цзэдуну в 1950-х гг. частным коллекционером, хранится в дворцовом музее в Пекине

Самые ранние письменные произведения в Китае — это истории о привидениях и мифы. Эбрей пишет, что ранняя литература Хань «богата ссылками на духов, предзнаменования, мифы, странное и могущественное, бросающее вызов смерти и ослепительное». Китайцы были особенно обеспокоены призраками, потому что появление кого-то умершего означало, что живые каким-то образом подвели их, обычно из-за неподобающих почестей при погребении , и мертвые будут преследовать живых, пока несправедливость не будет исправлена. Если мертвые не могли найти свою семью, они находили кого-нибудь поблизости.ми и почитание своих сограждан.

Одна известная история о пяти братьях, которых посетил призрак маленькой девочки. Они не могли избавиться от призрака, пока, наконец, не запечатали ее в полом бревне, не заткнули оба конца и не бросили его в реку. Призрак благодарит их за то, что они устроили ей надлежащие похороны, и уплывает. В другой истории призрак матери, чья могила была осквернена, возвращается, чтобы рассказать сыну и попросить его отомстить за ее бесчестье. Сын ни на мгновение не сомневается в видении и сообщает о событии властям, которые задерживают преступников и казнят их. Истории о призраках служили для того, чтобы подчеркнуть важные культурные ценности, такие как надлежащее обращение с мертвыми и почитание своих сограждан

Истории о привидениях служили для того, чтобы подчеркнуть важные культурные ценности, такие как надлежащее обращение с умершими и уважение к своим согражданам.

История, которая иллюстрирует это, — известная история о человеке по имени комендант Ян. Ян жил эгоистично и причинил большой вред многим людям, не задумываясь. Когда он умер и отправился в загробную жизнь, он оказался перед трибуналом. Царь подземного мира спросил его, как ему удалось накопить так много грехов на своей душе. Ян сохранил свою невиновность и сказал, что не сделал ничего плохого..

Царь подземного мира приказал принести и прочитать свитки. Пока Ян стоял на суде, клерк зачитывал дату и время его грехов, на кого повлияли его действия и сколько людей умерло из-за его решений. Ян был осужден, и появилась гигантская рука и раздавила его в кровавое месиво.

Могила Ли Бо, уезд Данту, Аньхой, КНР
Могила Ли Бо, уезд Данту, Аньхой, КНР

В другой истории человек по имени Ли Гробовая Голова — хулиган, который охотится на кошек и собак. Однажды к нему приходят двое мужчин, одетых в темно-фиолетовые одежды. Они говорят ему, что он был осужден в загробной жизни за жестокое обращение с животными. Ли Гробовая Голова отказывается им верить и спрашивает, кто подговорил их на эту шутку. Они говорят ему, что они призраки, посланные с загробной жизни, а затем представляют официальный документ, в котором души 460 кошек и собак зарегистрировали жалобы на него за их жестокое обращение и смерть. Ли Гробовая Голова осуждается и забирается. Жестокое обращение с живыми существами, будь то люди или животные, считалось тяжким грехом против общества, и истории о привидениях о безнравственных поступках таких людей, как комендант Ян и Ли Гробовая Голова, служили предостерегающими историями о том, что случается с людьми, которые ведут себя плохо

Истории о привидениях сопровождались мифами о горах Куньлунь, где жили боги и великие люди прошлого. Эти мифы также выражали культурные ценности и запечатлевали свои уроки в аудитории. Один из ранних мифов касается полубога Гуна, который пытался остановить великий потоп во времена династии Ся (ок. 2070-1600 гг. до н. э.). Гун терпит неудачу и либо убивает себя, либо его изгоняют, а император назначает своего сына Юя завершить работу.вления.

Юй понимает, что его отец потерпел неудачу, потому что он пытался сделать слишком много сам, не прося других о помощи, отказался уважать силы природы и переоценил свои собственные способности. Юй извлек урок из ошибок своего отца и пригласил всех помочь ему контролировать наводнение. Поощряя участие своих соседей и уважая их способности и силу природы, он преуспел и стал известен как Юй Великий, который основал династию Ся и установил порядок правления

Во времена династии Хань очень популярным мифом была королева-мать Запада.

Ее рай изображался как земля чудес, где росли деревья бессмертия и текли реки бессмертия. Мифические птицы и звери были ее постоянными спутниками, включая трехногую ворону, танцующую жабу, девятихвостую лису и кролика, производящего эликсир.

Миф стал настолько популярным, что превратился в культ, который заставил администрацию Хань заказать святилища Королеве-матери Запада и признать ее поклонение законной верой. Популярность мифа пришла из его обещания вечной жизни, если кто-то примет Королеву-мать Запада в свои сердца. Последователи носили талисманы, изображающие ее, на нитках вокруг шеи и носили тексты этой истории.

«Это движение было первым зафиксированным мессианским, милленаристским движением в историтая. Оно совпало с пророчествами, предсказывающими конец династии».

В это время неопределенности люди ухватились за миф, который поддерживал важные ценности прошлого; в данном случае этой ценностью было постоянство. Династия Хань могла пасть, но благодаря вере в Королеву-мать Запада человек мог продолжать жить вечно. Тексты о ней, которые, по-видимому, были очень популярны и широко распространены, в основном были написаны от руки во времена династии Хань и позже. Однако во времена династии Тан стал популярным процесс, который сделал письменные тексты еще более доступными для людей и помог сохранить культурное наследие страны.

Ксилография и книги

Китайцы создавали поэзию, литературу, драму, исторические произведения, личные эссе и все остальные мыслимые виды письма, все это делалось вручную, а затем копировалось. Создание ксилографии, которая получила широкое распространение во времена династии Тан при втором императоре Тайцзуне (годы правления 626-649 н. э.), сделало книги более доступными для людей. До изобретения ксилографии любой текст приходилось копировать вручную; этот процесс занимал много времени, а копии были очень дорогими. Ксилография была своего рода печатным станком, с помощью которого текст можно было быстро и легко копировать, вырезая символы рельефно на деревянных блоках, которые затем покрывались чернилами и прижимались к бумаге.

Китайская гравюра на дереве
Китайская гравюра на дереве

Этот метод позволил писателям охватить более широкую аудиторию, чем раньше. Несмотря на то, что технология ксилографии была известна со времен династии Цинь , она не использовалась в значительной степени. Во времена династии Тан поэтов, таких как великий Ван Вэй (около 701-761 гг. н. э.), читали и ценили люди, которые никогда раньше не слышали о его творчестве.

«Ван Вэй был не только поэтом, но и искусным художником. Некоторые говорили, что его картины вошли в его поэзию, а его стихи были наполнены образами его картин».

Большинство поэтов были также художниками, и современники Ван Вэя создали свои собственные шедевры, равные или превосходящие его.

В прошлом поэтов, таких как Ван Вэй, читала только элита, которая могла себе позволить книги, но после того, как ксилография стала более распространенной, любой человек с небольшим располагаемым доходом мог купить книгу. Те, у кого не было денег, могли найти книги в библиотеке. Эта практика привела к резкому росту грамотности в Китае, и авторы, эссеисты, историки, ученые, медицинские специалисты, поэты, философы и все другие писатели обнаружили, что могут охватить все более широкую аудиторию своими работами.

Литературные произведения

Ли Бо, рисунок пером, автор — Лян Кай, XIII век, Токийский национальный музей
Ли Бо, рисунок пером, автор — Лян Кай, XIII век, Токийский национальный музей

Китайские литературные произведения слишком многочисленны, чтобы перечислить их здесь, охватывая около 2000 лет, но среди самых влиятельных — произведения династии Тан. Величайшим поэтом династии Тан был Ли Бо (также известный как Ли Бай, 701-762 н. э.), чье творчество было настолько популярно в его время, что считалось одним из трех чудес света (наряду с умением Пэй Миня владеть мечом и прекрасной каллиграфией Чжан Сюй). Благодаря процессу печати на дереве его работы были широко распространены по всему Китаю, и более 1000 его стихотворений сохранились до наших дней.

Его близкий друг Ду Фу (также известный как Ту Фу, l. 712-770 н. э.) был столь же популярен, и оба считаются важнейшими поэтами династии Тан, за ним следует Бай Цзюйи (также известный как Бо Цзюйи, l. 772-846 н. э.). Поэма Бай Цзюйи « Песнь вечной печали» представляет собой романтизированную версию трагической любовной истории императора Сюаньцзуна (712-756 г. н. э.) и леди Ян. Она стала настолько популярной, что вошла в программу государственных школ, и ученикам приходилось заучивать ее частично или полностью, чтобы сдать экзамены. Эта поэма до сих пор является обязательным чтением в китайских школах.

Старые работы философов, таких как Конфуций, Мо Ди, Мэн-цзы, Лао-цзы, Дэн Ши и других из Ста школ мысли, также были широко доступны со времен династии Тан. Наиболее важными из этих философских сочинений, если говорить о китайской культуре, являются тексты, известные как «Пять классических произведений» и «Четыре книги» (И-Цзин, «Классика поэзии», «Классика обрядов», «Классика истории», «Весенние и осенние летописи», «Лунь Юй», «Труды Мэн-цзы», «Учение о середине» и «Великая книга учения»). Хотя эти работы не являются «литературой» в художественном смысле, они занимали центральное место в китайском образовании и остаются столь же важными в Китае сегодня, как и в прошлом.

Эти девять работ обеспечивали культурный стандарт, которому люди должны были соответствовать, если они хотели работать на правительство, и гарантировали, что кандидат был грамотным и квалифицированным как один из элиты. Однако на эстетическом уровне они считались личностно обогащающими и читались для самосовершенствования и простого удовольствия. Философы и поэты Китая создали много важных художественных произведений, которые до сих пор вызывают восхищение и которые внесли вклад и дополнили произведения литературной прозы, которые также были созданы.

Хань Юй (768-824)
Хань Юй (768-824)

Величайшим мастером прозы эпохи Тан был Хань Юй (годы жизни 768-824 гг. н. э.), которого считают «китайским Шекспиром», чей стиль оказал влияние на каждого писателя, писавшего после него. Хань Юй известен как эссеист, отстаивавший конфуцианские ценности, и поэтому его также высоко ценят как философского писателя. Шэнь Ко (годы жизни 1031-1095 гг. н. э.) был энциклопедистом династии Сун (960-1234 гг. н. э.), чьи труды на научные темы были чрезвычайно влиятельными. Между XIV и XVIII веками н. э. литературная фантастика достигла своих высот благодаря четырем великим классическим китайским романам: «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна (1280–1360 гг. н. э.), «Речные заводи» Ши Найаня (1296–1372 гг. н. э.), «Путешествие на Запад» У Чэнъэня (1500–1582 гг. н. э.) и «Сон о красных палатах» Цао Сюэциня (1715–1764 гг. н. э.). Из этих четырех «Сон о красных палатах» считается величайшим литературным шедевром в китайской письменности из-за своего стиля, темы и масштаба. Он был опубликован в 1791 году н. э. и с тех пор остается бестселлером в Китае.

Наследие

Сцена клятвы в Персиковом саду из главы 1 романа, справа налево: Гуань Юй, Чжан Фэй, Лю Бэй. Иллюстрация периода династии Мин печатного издания романа от 1591 года из коллекции Пекинского университета
Сцена клятвы в Персиковом саду из главы 1 романа, справа налево: Гуань Юй, Чжан Фэй, Лю Бэй. Иллюстрация периода династии Мин печатного издания романа от 1591 года из коллекции Пекинского университета

Эти произведения читались по всему Китаю, и те, кто не умел читать сам, слышали, как их читают. Китайская письменность была принята Японией , Кореей и Вьетнамом и стала основой для письма киданей (Монголия), письма чжурчжэней (маньчжуров) и письма и коренных народов провинции Юньнань, которое отличается от традиционного китайского письма. Китайские литературные произведения, наряду с «Пятью классиками» и «Пятью книгами», стали основой для развития всех этих письменностей, и поэтому китайская мысль значительно повлияла на эти культуры. Такие книги, как «Сон о красных палатах» или «Троецарствие», стали такими же популярными в других культурах, как и в Китае, и повлияли на темы литературных произведений этих культур.

посредством китайской литературы, особенно поэзии, мы приглашаемся в мир писателя и непосредственно переживаем жизнь, «читая их описания дома и семьи, пейзажей, дворцов и войны , и как они говорят от имени бедных и угнетенных».

Древние китайские литературные произведения сегодня столь же трогательны и впечатляющи, как и тогда, когда они были написаны, потому что, как и любая великая литература, они рассказывают нам то, что нам нужно знать о себе и мире, в котором мы живем. В своих работах великие китайские мастера писали о своем личном жизненном опыте и, делая это, выражали весь человеческий опыт.

Вопросы и ответы

Каковы 5 классических произведений китайской литературы?

Пять классических произведений — «И-Цзин», «Классика поэзии», «Классика обрядов», «Классика истории», «Весенние и осенние анналы».

Какая литература популярна в Китае?

Четыре великих классических романа Китая — «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна, «Речные заводи» Ши Найаня, «Путешествие на Запад» У Чэнъэня и «Сон о красных палатах» Цао Сюэциня.

Каковы четыре великие книги китайской литературы?

В классических китайских текстах «Четыре книги» — это «Лунь Юй» Конфуция, «Труды Мэн-цзы», «Учение о середине» и «Великая книга учения».

#история #троецарствие #империя #ли бо #древняя литература #китай #общество #династия тан #сон в красной палате #поднебесная #нанкин #произведения #голосвремен #каллиграфия #Тайцзуне #императрица

Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора 👍 :)