Буддийские монастыри были частью японского культурного ландшафта с 7 века н. э., и они оставались как мощными, так и социально значимыми институтами вплоть до средневекового периода. Сегодня многие из лучших образцов древней и средневековой архитектуры Японии находятся в храмовых комплексах, многие из которых классифицированы как объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Монахи, которые жили, работали и медитировали в буддийских монастырях, не только служили своим местным общинам на пути к просветлению, но и создали некоторые из лучших исторически важных произведений искусства Японии в области живописи, скульптуры и каллиграфии.
Буддизм в Японии
Буддизм был впервые привезен в Японию из материковой Азии в VI веке н. э., а монастыри строились с VII века н. э., тенденция, впервые продвигаемая регентом принцем Сётоку (годы жизни 574-622 гг. н. э.). Сётоку курировал строительство 46 буддийских монастырей и храмов, наиболее важными из которых были Ситэннодзи (593 г. н. э.), Хокодзи (596 г. н. э.) и Хорюдзи (607 г. н. э.).
Буддийским монастырям часто предоставлялась бесплатная земля и освобождение от налогов императорами, которые хотели получить благословение на свое правление, и это привело к тому, что они стали как экономически могущественными, так и политически влиятельными. Монастыри даже могли платить за своих собственных вооруженных служителей. Монастыри отплачивали местному сообществу, проводя похоронные ритуалы и предоставляя школы и помещения для высшего образования, библиотеки, а также еду и кров нуждающимся. Монахи также помогали в общественных проектах, таких как строительство дорог, мостов и ирригационных систем, и они возносили молитвы как за местные, так и за национальные дела.
Следующий скачок вперед для монастырей произошел в XII веке н. э., когда из Китая был завезен буддизм дзен (риндзай) . Эта новая упрощенная версия религии сделала ее более доступной для большего количества людей, и последовал рост числа тех, кто хотел продолжить монашескую жизнь. Также дзен оказал влияние на монастырскую архитектуру и особенно на их сады. Однако бум был кратковременным, поскольку введение буддизма чистой земли, который уделял гораздо меньше внимания важности медитации, означало, что религию теперь можно было легко исповедовать за пределами монастыря. Следовательно, наблюдался упадок монастырей, пока интеллектуальное возрождение конфуцианских идеалов не подняло религию в целом в Японии с XVII века н. э.
Буддизм в Японии в значительной степени был мужским на протяжении всей своей истории, с редкими периодами, когда к женщинам относились более благосклонно. Некоторые священные горы, на которых было много монастырей, такие как гора Коя, были даже закрыты для всех женщин. Также существовало интеллектуальное предубеждение против них, поскольку женщины считались ниже мужчин из-за веры в то, что они не могут достичь высших духовных состояний. Секта Чистой Земли действительно относилась к женщинам на равных, и в средневековый период женщины действительно вступали в женские монастыри из-за религиозных убеждений. Кроме того, не было редкостью для женщин вступать в монастырь, чтобы избежать брака по договоренности или когда они становились вдовами.
Здания буддийского монастыря
Буддийские храмовые комплексы содержали (и, конечно, содержат сегодня) множество зданий, каждое из которых имело определенную функцию и все они находились на определенной территории. Есть здания для поклонения, собраний, молитв, обучения, для размещения реликвий и произведений искусства, а также все жилые помещения и сооружения, необходимые для повседневных нужд монахов. До средневековья считалось благоприятным иметь определенное расположение и количество зданий в комплексе, но эта идея уступила место практическим соображениям удовлетворения потребностей монашеской общины.
Хотя каждый храм уникален, основными постройками большинства японских буддийских храмовых комплексов являются:
Ворота (Moн) - сооружения, используемые, наряду с периметральными стенами в некоторых случаях, для обозначения границ между священным местом храма и внешним миром. Другие ворота, возведенные внутри комплекса, могут разграничивать особо священные области, которые имеют ограниченный доступ, возможно, даже целый внутренний двор.
Колокольня (Шоро) — имеет колокол, который используется для созыва монахов на молитву и другие ритуалы.
Главный зал (Хондо или Буцудо) — здесь хранятся самые священные религиозные изображения.
Пагода (То) — деревянная башенная конструкция со шпилем, построенная для хранения священных реликвий, особенно телесных останков Будды, таких как зуб или кость.
Лекционный зал (Кодо или Хатто) — здесь лекции читаются, и лектор обычно стоит перед рядом буддийских статуй вдоль одной стены (за исключением залов дзен, в которых нет скульптур).
Зал медитации (Зэндо) — место, где монахи могут практиковать сидячую медитацию.
Хранилище сутр (Кёдзо) — место, где хранятся важные буддийские писания и тексты.
Зал Основателя (Кайсандо) — зал почитания основателя храма.
Покои настоятеля (Ходзё) — резиденция настоятеля, которая часто соединена с лекционным залом крытым переходом.
Подхрамы (тачу) — обычно небольшие здания, финансируемые богатыми покровителями.
Чайный домик (тясицу или сукия) — в некоторых монастырях есть чайный домик, где проводится традиционная японская чайная церемония. Чай впервые стал популярен благодаря китайским буддийским монахам со II века до н. э., а японцы добавили целый ритуал к его подаче и распитию, включая специальное место для него, традиционно небольшой деревенский дом из простых материалов и простой мебели. Чайный домик может быть расположен в собственном специальном саду (родзи), предназначенном для успокоения посетителя перед началом церемонии. Пропитанная принципами дзен, чайная церемония сегодня часто проводится для посетителей буддийских монастырей.
Синтоистские святилища (дзиндзя). Буддизм и синтоизм всегда в той или иной степени пересекались в Японии (до официального разделения в XIX веке н. э.), и во многих буддийских местах есть святилища, посвященные определенному покровительственному синтоистскому божеству или ками.
Сады — многие храмовые участки имеют большие сады, которые часто благоустраиваются, чтобы представлять видение буддийского рая. В садах могут быть различные области определенных деревьев, таких как сосны и цветущая вишня, или области мха и бамбука. Часто есть водные объекты, такие как водопады и пруды, в которых часто цветут лотосы — символ просветления, поскольку цветок вырастает из илистых глубин, — и карпы — символ настойчивости, поскольку они плывут вверх по течению, чтобы нереститься.
В случае с монастырями дзен, может быть сад камней (karesansui), содержащий тщательно подобранные камни, которые располагаются на ложе из безукоризненно разровненного гравия или песка, все для того, чтобы способствовать медитации. В сады камней не ходят, но обычно их можно увидеть с деревянных веранд соседних зданий.
Архитектурные стили буддийских монастырей
К периоду Камакура (1185-1333 н.э.) буддийские храмы в Японии строились в соответствии с тремя архитектурными стилями или их комбинацией, в зависимости от конкретной школы буддизма, для которой был построен храм. В ранний современный период из Китая был привнесен четвертый стиль. Таким образом, четыре архитектурных стиля буддийских храмов в Японии следующие:
- Японский стиль (вайо) - этот стиль стал распространенным с периода Нара (710-794 гг. н. э.) и сочетает в себе японские элементы с идеями, используемыми в китайской династии Тан (618-907 гг. н. э.). Японские элементы включают оставление дерева необработанным и неокрашенным, акцент на изогнутых линиях и общую простоту в декоре. Два известных храма, построенных в этом стиле, были оригинальными версиями Кофукудзи и Тодайдзи.
- Стиль Великого Будды (Дайбуцуё) — в средние века также известный как индийский стиль (Тэндзикуё), но на самом деле демонстрирующий элементы южнокитайской архитектуры; наиболее известными образцами этого стиля являются Зал Великого Будды и Великие Южные ворота в Тодайдзи.
- Стиль Дзен - также известный как китайский стиль ( Karayo ) в средневековой Японии, стиль Дзен пришел из Китая династии Сун (960-1279 н. э.) и был популярен с периода Камакура . Известные особенности включают изогнутые веерные стропила и колоколообразные окна.
- Стиль Обаку — завезенный из Китая в середине XVII века н. э., этот стиль характеризуется крытыми проходами между зданиями, настенными кронштейнами с четырьмя ярусами, весьма декоративными перилами и основаниями колонн, украшенными искусной резьбой.
Распорядок дня буддийского монаха
Конкретные ритуалы монахов во многом зависели (и все еще зависят) от конкретной формы буддизма, практикуемой в их монастыре. Тем не менее, можно сказать, что повседневная жизнь современного монаха не сильно отличается от жизни, которую практиковали их коллеги в древние и средневековые периоды в Японии.
Монастыри возглавляются настоятелем, которому помогают несколько старших монахов или прелатов. Монахи должны сначала пройти период предварительной подготовки в храме, прежде чем они будут официально рукоположены и им будет разрешено войти в учебный монастырь. Чтобы монах стал священником храма, ему потребуется до трех лет обучения. Чтобы монах стал наставником новых монахов, он должен пройти полную программу обучения в храме, которая может занять не менее 12 лет.
В средневековье в храмах могли жить сотни монахов, но в наши дни 30 или около того — это большое число. Как и следовало ожидать, существовали правила, гарантирующие монахам строгую жизнь, которая считалась необходимой для того, чтобы их умы могли сосредоточиться на достижении просветления. Правила различались в зависимости от секты и конкретного настоятеля, но включали такие вещи, как ношение грубой одежды, запрет мяса, рыбы, сакэ и острой пищи, соблюдение целибата и поощрение монахов не плевать и не сморкаться слишком громко.
Буддийские монахи, пожалуй, наиболее известны во внешнем мире своими практиками медитации. Медитация может принимать форму простого сидения и размышления ( дзадзэн в дзен-буддизме) или размышления над загадками ( коан ), например, какой звук у хлопка одной ладони или каким было ваше лицо до рождения? Во время медитации монах может смотреть на стену в некоторых сектах или на центр комнаты или на вид комнаты в других. Сеанс медитации часто измеряется временем, необходимым для сгорания палочки благовония (30-40 минут).
В качестве альтернативы сидячей медитации, ум может быть сосредоточен посредством выполнения простых задач, таких как пение сутр, повторение коротких фраз или мантр, разгребание гравия в сухом ландшафтном саду, медленная ходьба по территории или создание мандалы — сложного узора на полу с использованием цветного песка, который визуально представляет учение Будды. Дзенские монахи, например, должны медитировать около семи часов в день, и в любом случае все ежедневные задачи, которые они выполняют, должны выполняться с медитативным умом. Даже пережевывание пищи должно заставить дзенского монаха размышлять о пяти вещах: оценке пищи, своем достоинстве, своей чистоте, лечебной ценности пищи и благодарности за еду.
Когда монахи не медитируют, они занимаются другими делами, такими как изучение религиозных текстов, выполнение необходимых трудовых задач, таких как уборка, садоводство и выращивание продуктов питания, или просят милостыню у местного сообщества. В храмах, которые являются популярными туристическими достопримечательностями, монахи могут быть рядом, чтобы помогать посетителям и выступать в качестве гидов. Трапезы общие и часто принимаются в тишине.
Типичный день современного дзен-буддийского монаха выглядит следующим образом:
- 4 утра Подъем
- 4.10 - 5 утра Пение сутр
- 5-7 утра Дзадзэн и интервью с настоятелем
- 7 утра. Завтрак состоит из рисовой каши, соленых слив и соленых огурцов.
- 8.00 - 10.50 Уборка и выполнение рабочих обязанностей
- 11:00 Обед, обычно ячменный рис, суп мисо, вареные овощи и маринованный редис.
- 13:00 - 15:50 Дежурство
- 16:00 Легкий прием пищи, похожий на обед.
- 17:00 - 20:30 Дзадзэн и интервью с настоятелем
- 9 вечера. Отбой.
- 9 - 11 вечера Ночные посиделки.
Хотя, возможно, сегодня это не так распространено, древние и средневековые монахи часто были великими художниками, скульпторами и каллиграфами, создававшими работы для своих собственных храмов, правителей и более широкого сообщества. Кукай (774-835 н. э.), основатель буддизма Сингон, был ученым, поэтом и художником, который, как известно, сделал каллиграфию формой искусства в Японии. Одним из величайших художников страны был монах Сэссю (настоящее имя Тоё, 1420-1506 н. э.), который специализировался на суйбоку, то есть на использовании только черных чернил и воды на белых бумажных свитках. Таким образом, очевидно, что буддийские монастыри и их монахи внесли свой вклад во многих отношениях в повседневную жизнь Японии, как в прошлом, так и сегодня.