Императрица У Цзэтянь была единственной женщиной-императором за всю 4000-летнюю историю Китая. Она правила во времена династии Тан (618-907 н. э.) и была одним из самых эффективных и противоречивых монархов в истории Китая.
Императрица У Цзэтянь (императрица-консорт У, У Хоу, У Мэй Нян, Мэй-Нян и У Чжао, л. 624-705 н. э., пр. 690-704 н. э.) начала свою жизнь при дворе как наложница императора Тайцзуна. После его смерти она вышла замуж за его сына Гаоцзуна (годы правления 649-683 н. э.) и стала императрицей-консортом, но на самом деле была силой, стоящей за императором.
Когда Гаоцзун умер в 683 н. э., У взяла под контроль правительство как вдовствующая императрица, посадив двух своих сыновей на трон и почти так же быстро отстранив их. Она была силой, стоящей за троном, со смерти Гаоцзуна в 683 н. э., пока она не провозгласила себя открыто в 690 н. э. и правила как император Китая до года до своей смерти в 705 н. э., в возрасте 81 года.
Ранний период жизни
У Цзэтянь родилась в уезде Вэньши провинции Шаньси в 624 году н. э. в богатой семье. Она была дочерью У Шихуо, канцлера династии Тан. В отличие от большинства молодых девушек в Китае того времени, отец поощрял У читать и писать, а также развивать интеллектуальные навыки, которые традиционно были предназначены для мужчин. У также научилась играть на музыке, писать стихи и хорошо выступать на публике.
Она была очень красива и была выбрана императором Тайцзуном (годы правления 626 - 649 н. э.) в качестве одной из своих наложниц, когда ей было 14 лет. Именно Тайцзун назвал ее «Мэй-Нян», что означает «красивая девушка» (одно из имен, которое часто и ошибочно приписывают ей в качестве имени при рождении). Хотя функция наложницы в Китае почти всегда связана с сексом, женщина в этом положении могла иметь ряд несексуальных обязанностей, от повседневных задач, таких как стирка, до более специализированных навыков, таких как беседа, чтение стихов и игра на музыке.
У начала свою жизнь при дворе, занимаясь стиркой королевского белья, но однажды осмелилась заговорить с императором, когда они были одни, и поговорить о китайской истории. Тайцзун был удивлен, что его последняя наложница умела читать и писать, и был очарован ее красотой и остроумием в разговоре. Тайцзун был настолько впечатлен ее интеллектуальными способностями, что забрал ее из прачечной и сделал своим секретарем. На своем новом посту она постоянно участвовала в государственных делах на самом высоком уровне и, должно быть, хорошо выполняла свои обязанности, потому что стала фавориткой Тайцзуна.
Она привлекла внимание многих молодых людей при дворе, и одним из них был принц Ли Чжи, сын Тайцзуна, который стал следующим императором, Гаоцзуном. У завязал роман с Ли Чжи, которая в то время была замужем, все еще будучи привязанной к Тайцзуну как наложница. Ли Чжи был глубоко влюблен в У, но ничего не мог с этим поделать, потому что она принадлежала его отцу, и, кроме того, он уже был женат.
Когда Тайцзун умер, У и его другие наложницы обрили головы и отправили в храм Ганье, чтобы начать свою жизнь в качестве монахинь. Это было обычной практикой после смерти императора. Наложницы императора не могли передаваться для использования другими, но были вынуждены закончить свое время при дворе и начать новую жизнь целомудрия в религиозном ордене. Однако, когда Ли Чжи стал императором и взял имя Гаоцзун, одним из первых действий, которые он сделал, было послать за У и вернуть ее ко двору в качестве первой из своих наложниц, хотя у него были и другие, и супруги.
Приход к власти
У получила привилегированное положение первой наложницы, хотя по закону она должна была остаться в храме монахиней. Жена Гаоцзуна, леди Ван, и его бывшая первая наложница, Сяо Шуфэй, ревновали друг к другу, но еще больше завидовали вниманию, которое Гаоцзун уделял У. Согласно собственному рассказу У, они сговорились против нее, но, по словам других историков, У начала и закончила проблемы, которые у нее были с ними.
У леди Ван не было детей, а у леди Сяо были сын и две дочери. В 652 году н. э. У родила сына Ли Хуна, а в 653 году н. э. у нее родился еще один сын Ли Сянь. Ни один из этих мальчиков не представлял угрозы для леди Ван или леди Сяо, потому что Гаоцзун уже выбрал преемника; его канцлер Лю Ши был дядей леди Ван, и Гаоцзун назначил сына Лю Ши, Ли Чжуна, наследником. Тем не менее, это не означало, что женщины не завидовали милости, которую император оказал У теперь, когда она родила двух сыновей подряд.
В 654 году н. э. у У родилась дочь, которая умерла вскоре после рождения. Ребёнка задушили в колыбели, и У утверждала, что госпожа Ван убила её из-за ревности. Ван была последней, кого видели в комнате, и у неё не было алиби. У также обвинила госпожу Ван и её мать в колдовстве, обвинение так же коснулось и госпожи Сяо; госпожа Ван была признана виновной по всем обвинениям, как и остальные. Гаоцзун развелся со своей женой, запретил матери появляться во дворце и сослал госпожу Сяо. Дядя госпожи Ван, канцлер Лю Ши, был отстранён от должности, что означало, что его сын был отстранён от наследства Гаоцзуна. Теперь У была повышена до положения первой жены Гаоцзуна и императрицы Китая. Её также заверили, что её сыновья будут править страной после смерти её мужа.
Смерть дочери У
Леди У играла роль застенчивой, почтенной жены императора на публике, но за кулисами она была настоящей властной женщиной. Она тщательно устраняла всех потенциальных врагов при дворе, после того, как леди Ван и леди Сяо отправились в изгнание, леди У их убила. Хотя в рассказе У утверждается, что леди Ван убила ее дочь, более поздние китайские историки сходятся во мнении, что возможно убийцей была У, и она убила своего ребенка, чтобы подставить леди Ван.
Во время убийства это было слово леди У против слова леди Ван, и более поздние историки решили встать на сторону леди Ван против У; но это не значит, что они выбрали правильную сторону.
История об убийстве У своей дочери и подставе леди Ван с целью получения власти является самым печально известным и наиболее часто повторяемым инцидентом в ее жизни, но на самом деле нет никакой возможности узнать, произошло ли это так, как записали историки.
Любой историк, писавший о леди У, следовал тем данным, которые изложены в трудах более поздних чем период жизни этой исторической личности, без критического исследования, но у этих историков были свои собственные планы, которые не включали восхваление женщины, которая в их глазах "осмелилась" править как мужчина. Историки всегда изображают У как безжалостную, коварную, интригующую и кровожадную женщину, приписывая все негативные черты, и она по их мнению могла быть всем этим, она могла даже убить свою дочь, чтобы заполучить трон, но любое из этих утверждений следует принимать только после тщательного, объективного рассмотрения их источника.
Женщина, занимающая самую влиятельную должность в правительстве, угрожала традиционному патриархату, и придворные советники, министры и историки утверждали, что У нарушила равновесие природы, присвоив себе власть, принадлежавшую "всегда" мужчине.
Вскоре после того, как она заняла трон, произошло землетрясение, которое так же было истолковано как дурное предзнаменование.
«Послание было ясным: женщина в положении верховной власти была мерзостью, отклонением от естественного и человеческого порядка».
Предзнаменования были чрезвычайно важны для людей Древнего Китая и играли значительную роль в политике Тан. В 683 году н. э., когда У начала манипулировать событиями, как это сделал бы мужчина, один конфуцианский ученый написал, что природа была перевернута «узурпаторшей женщиной» и «по всей империи в каждой префектуре куры превратились в петухов или наполовину изменились».
Когда после землетрясения появилась гора, это также было истолковано как восстание самой природы против правления У. У Чжао смотрела на ситуацию иначе: она утверждала, что гора была добрым предзнаменованием, которое отражало буддийскую гору рая, Сумеру. Она назвала гору горой Фелисити и утверждала, что она выросла в честь ее и ее правления. Хотя многие при дворе поздравляли ее с благосклонностью богов, многие другие этого не делали. После того, как появилась гора Фелисити, и У заявила, что это предзнаменование в ее пользу, один из ее министров написал:
Ваше Величество, женщина-правительница ненадлежащим образом заняла мужское положение, которое перевернуло и изменило твердое и мягкое, поэтому эманации земли затруднены и разделены. Эта гора, рожденная внезапным сотрясением земли, представляет собой бедствие. Ваше Величество может считать это «горой счастья», но ваш подданный чувствует, что праздновать нечего. Чтобы должным образом ответить на порицание Небес, вам следует вести тихую жизнь вдовы и развивать добродетель, иначе я боюсь, что нас постигнут дальнейшие бедствия.
У Чжао выслушала своего министра и обдумала его аргументы
«У Чжао, не имея ни малейшего намерения «вести тихую жизнь вдовы», отвергла эту интерпретацию и немедленно сослала мужчину в болотистую, охваченную болезнями Южную страну».
Этого конкретного министра заставили замолчать, но это не заставило замолчать остальных; они просто были более осторожны, чтобы не высказывать свое мнение в ее присутствии. Их антагонизм по отношению к женщине-правителю в конечном итоге нашел свое отражение в историях, зафиксировавших ее правление, и стал «фактами», которые будущие поколения воспримут как истину.
Эти историки утверждают, что У приказала убить госпожу Ван и госпожу Сяо ужасным способом: она отрубила им руки и ноги, а затем бросила их в чан с вином, чтобы они утонули. Это очень похоже на историю императрицы Лу Чжи (241-180 до н. э.) династии Хань, которая избавилась от своей соперницы Цицзы таким же образом (хотя Цицзы утопили в свинарнике и выкололи ей глаза). Лу Чжи была мгновенно узнаваемым злодеем для народа Китая, и связь У с ней через убийства работала на разрушение репутации У. У могла убить свою дочь, но ее положение женщины в мужской роли принесло ей множество врагов, которые были бы рады выдать слух за правду, чтобы дискредитировать ее.
У занимает трон
Начиная с 660 г. н. э., У фактически была императором Китая. Она не носила этот титул, но была силой, стоящей за офисом, и занималась императорскими делами, даже будучи беременной в 665 г. н. э. своей дочерью Тайпин. Одним из примеров ее влияния был случай в 666 г. н. э., когда она повела группу женщин на гору Тай (древний церемониальный центр), где они проводили ритуалы, которые традиционно выполнялись только мужчинами.
Будучи воспитанной отцом в вере в то, что она равна мужчинам, У не видела причин, по которым женщины не могли бы выполнять те же практики и занимать те же должности, что и мужчины. Она не спрашивала разрешения у мужчин, чтобы вести этих женщин на гору Тай; она чувствовала, что знает, что лучше всего, и делала это. Она также организовала военные кампании против Кореи в 668 году н. э., которые были настолько эффективными, что низвели Корею до статуса вассального государства.
Император Гаоцзун не имел никакого отношения ни к одному из этих событий, хотя его имя было связано с походами против Кореи. Гаоцзун подхватил болезнь, которая поразила его глаза (возможно, инсульт), и ему нужно было, чтобы ему читали отчеты. У либо читала ему то, что ей хотелось, а затем принимала собственные решения, либо читала ему настоящие отчеты, а затем продолжала действовать самостоятельно. В 674 году н. э. Гаоцзун принял титул Тянь Хуан (Император Небес), а У изменила свой на Тянь Хоу (Императрица Небес). Они правили как божественные монархи до смерти Гаоцзуна в 683 году н. э.
У посадила на трон своего первого сына, который принял королевский титул Чжунцзун. Он отказался хорошо сотрудничать со своей матерью, и его жена, леди Вэй, взяла на себя слишком много власти. Вэй назначила своего отца главным министром своего мужа и пыталась протолкнуть другие меры в пользу своей семьи. Когда У больше не могла терпеть выходки и неуважение своей невестки, а также отказ сына дисциплинировать ее и подчиняться приказам У, она обвинила его в измене и изгнала вместе с женой.
Она заменила Чжунцзуна своим вторым сыном, который стал императором Жуйцзуном. Она держала Жуйцзуна под своего рода домашним арестом, заперев его во Внутреннем дворце. Жуйцзун также был для нее разочарованием, и поэтому она заставила его отречься от престола в 690 году н. э. и провозгласила себя императором Зейтан, правительницей Китая, первой и единственной женщиной, восседавшей на Троне Дракона и правившей от своего имени и своей собственной властью.
Ее фамилия «У» связана со словами «оружие» и «военная сила», и она выбрала имя «Зейтан», что означает «Правитель Небес». Она хотела дать понять, что новый тип правителя занял трон Китая и наступил новый порядок.
Правление и реформы У Цзэтянь
Первое, что она сделала, это изменила название государства с Тан на Чжоу (на самом деле Тяньчжоу или Тяньсоу). Было принято, когда менялась династия, переустанавливать историю. Каждая династия считалась новым началом, и когда У изменила название с Тан на Чжоу, она следовала этой традиции, но пошла дальше, чтобы дать понять, что она была началом совершенно новой эпохи, назвав свое правление Тяньчжоу («дарованное небесами»). Чтобы обеспечить безопасность своего нового правления, она заключила в тюрьму всех членов королевской семьи династии Тан (включая будущего императора Сюаньцзуна) и провозгласила себя воплощением Будды Майтрейи, назвав себя императрицей Шэнсэн, что означает «Святой Дух».
Она заказала статуи Майтрейи в пещерах Лунмэнь за пределами Лояна. У постановила, что рабочие должны вылепить лицо самой большой из этих статуй, чтобы оно напоминало ее, а также убедила монахов святилища в Лояне подделать Большую облачную книгу, чтобы обосновать ее притязания на роль Майтрейи. Другие статуи (которые все еще можно увидеть в гротах Лунмэнь) также были сделаны, чтобы возвысить ее статус божественной правительницы, которая знала, что лучше для людей, и была божественно назначена применять любые законы или политику, которые она считала нужными.
Еще в 660 году н. э. У организовала тайную полицию и шпионов при дворе и по всей стране. Она установила политику, согласно которой информаторам можно было платить за поездки на общественном транспорте для предоставления отчетов двору. Эта шпионская система хорошо послужила ей, давая ранние предупреждения о любых заговорах и позволяя ей устранять угрозы ее правлению до того, как они становились реальными проблемами.
Императрица У использовала собранные ею сведения, чтобы заставить некоторых высокопоставленных чиновников, которые не справлялись со своими обязанностями, уйти в отставку; других она просто изгнала или казнила. Она реформировала структуру правительства и избавилась от всех, кто, по ее мнению, не справлялся со своими обязанностями, и таким образом сократила государственные расходы и повысила эффективность. На их место она назначила интеллектуалов и талантливых бюрократов, не обращая внимания на семейное положение или связи.
Чтобы еще больше отделить свою династию Чжоу от Тан, она создала новые иероглифы для китайской письменности, которые сегодня известны как китайские иероглифы императрицы У или иероглифы Цзэтянь. Эти иероглифы должны были заменить от 10 до 30 старых иероглифов и были попыткой У изменить образ мышления и письма ее народа. Хотя эти иероглифы были удалены после ее правления, они все еще существуют как китайский диалект в письменной форме. Историки считают их важными, потому что они показывают, как далеко зашла У в попытках создать новый мир в Китае во время ее правления: она даже хотела изменить слова, которые они использовали.
Ни одна область китайской жизни не осталась незатронутой императрицей У, и ее реформы были так популярны, потому что предложения исходили от народа. При старых режимах предложение или жалоба должны были пройти через ряд различных офисов, прежде чем они когда-либо доходили до кого-то, кто мог что-то с этим сделать. У устранила всю бюрократию, установив прямую линию связи между собой и народом.
У приказал сделать ящик для петиций, который изначально имел четыре слота: один для мужчин, чтобы рекомендовать себя в качестве должностных лиц; один, где граждане могли открыто и анонимно критиковать решения суда; один, чтобы сообщать о сверхъестественных явлениях, странных предзнаменованиях и тайных заговорах, и один, чтобы подавать обвинения и жалобы.
«Хотя, по всей видимости, она выражала большую обеспокоенность положением своего народа, ящик в основном служил цели получения информации по подстрекательским вопросам».
Хотя наблюдение Карлтона верно, ящик также предоставил У ряд идей для реформ, которые исходили непосредственно от народа, а не от правительственных чиновников, которые могли бы извлечь из них выгоду, и которые У эффективно реализовала.
У Цзэтянь улучшила систему государственного образования, наняв преданных своему делу учителей и реорганизовав бюрократию и методы обучения. Она также реформировала департамент сельского хозяйства и систему налогообложения, вознаградив чиновников, которые производили наибольшее количество урожая и облагали своих людей наименьшими налогами. У Цзэтянь приказала написать и распространить руководства по сельскому хозяйству. Она организовала команды для обследования земель и строительства оросительных каналов, чтобы помочь выращивать урожай, и перераспределила землю так, чтобы у всех была равная доля для обработки. Сельскохозяйственное производство во время правления У возросло до небывало высокого уровня.
У также реформировала армию, введя обязательные военные экзамены для командиров, чтобы показать компетентность, которые были созданы по образцу ее императорских экзаменов для государственных служащих. Военные экзамены были предназначены для оценки интеллекта и принятия решений, и кандидаты проходили личное собеседование, а не назначались просто из-за семейных связей или фамилии.
Ее успех в кампаниях против Кореи вселил уверенность в ее генералов, и решения У по военной обороне или экспедициям никогда не оспаривались. Ее шпионская сеть и тайная полиция останавливали восстания до того, как они начинались, а военные кампании, которые она отправляла, расширяли и обеспечивали безопасность границ страны. У Цзэтянь также смогла вновь открыть Шелковый путь, который был закрыт из-за чумы 682 г. н. э. и последующих набегов кочевников. У также вернула земли, которые были захвачены готюрками во время правления Тайцзуна, и распределила их так, чтобы они не все принадлежали аристократам.
Отречение У
В 697 году н. э. власть У начала ослабевать, когда она стала более параноидальной и начала проводить больше времени со своими молодыми любовниками, чем управлять Китаем. Два брата, известные как братья Чжан, были ее любимцами, и она проводила большую часть времени в закрытых помещениях с ними. Это считалось скандальным из-за ее преклонного возраста и того, насколько молоды были братья Чжан, но это даже не обсуждалось бы, если бы У была мужчиной, спящим с гораздо более молодыми женщинами. Практика, когда император имел молодых женщин в качестве наложниц, была обычной, но когда императрица решала развлекаться с молодыми мужчинами, это внезапно становилось скандальным.
Ее паранойя привела к чистке ее администрации. Любой, кого она подозревала в нелояльности по любой причине, был изгнан или казнен. Эффективность ее двора снизилась, поскольку она проводила все больше времени с братьями Чжан и пристрастилась к разным видам афродизиаков. В 704 году н. э. придворные чиновники с двойными стандартами больше не могли терпеть поведение У и приказали убить братьев Чжан. У была вынуждена отречься от престола в пользу своего изгнанного сына Чжунцзуна и его жены Вэй. К тому времени она и так была в очень плохом состоянии здоровья и умерла год спустя.
Заключение
После смерти У Чжунцзун правил, но только номинально; реальная власть находилась в руках госпожи Вэй, которая использовала У Цзэтянь в качестве образца для подражания, чтобы манипулировать своим мужем и двором. В то же время другая политическая фракция сформировалась вокруг другого сына У, Жуйцзуна, которого поддерживала дочь У, Тайпин. В 710 году н. э. Чжунцзун умер после того, как его отравила Вэй, которая спрятала его тело и скрывала его смерть, пока ее сын Чун Мао не стал императором. Принцесса Тайпин положила конец ее планам, когда она убила Вэй и ее семью и посадила на трон своего брата Жуйцзуна.
Два года спустя, в 712 году н. э., Жуйцзун отрекся от престола после того, как однажды ночью увидел комету, и, следуя толкованию, предложенному Тайпином, воспринял это как знак того, что его правление окончено. Его сын Ли Лунцзи стал его преемником, правив как император Сюаньцзун (годы правления 712-756 гг. н. э.). Принцесса Тайпин защищала Ли Лунцзи от своей матери, когда он был молод, и поддерживала его в его попытках занять трон. Она, как и госпожа Вэй, уделяла пристальное внимание правлению У Цзэтянь и думала, что сможет манипулировать Сюаньцзуном, как ее мать Гаоцзуном.
Когда она поняла, что не сможет контролировать двор, как ее мать, она покончила с собой, а Сюаньцзун постановил, что ни одному члену семьи У не будет позволено занимать государственные должности из-за их безжалостных интриг и закулисной политики. Тем не менее, Сюаньцзун продолжила многие из политик У, включая ее реформы в налогообложении, сельском хозяйстве и образовании. Во время правления Сюаньцзуна Китай стал самой богатой страной в мире того времени.
Императрица У была похоронена в гробнице в округе Цянь провинции Шаньси, рядом с Гаоцзуном. Огромная стела была возведена снаружи гробницы, как это было принято, на которой позже историки должны были написать великие деяния императрицы У, но маркер остался пустым. Несмотря на все ее реформы и процветание, которое она принесла стране, У запомнили в основном за ее преступления против друзей и членов семьи — особенно за убийство дочери — и люди не считали ее достойной надписи.
Также могло быть так, как это было в Египте после правления царицы Хатшепсут, что никто у власти не хотел записывать правление женщины и надеялся, что императрица У будет забыта. Если так, то их надежды были напрасны; императрица У Цзэтянь сегодня помнят как одну из величайших правительниц в истории Китая. Китайский телесериал «Женщины династии Тан» (2013) с актрисой Хуэй Инхун в роли У Цзэтянь был очень популярен, что свидетельствует о сохраняющемся интересе к первой и единственной женщине-правительнице Китая.
Хотя современные историки, как восточные, так и западные, пересмотрели древнее описание У Цзэтянь как коварной узурпаторши, этот взгляд на ее правление все еще сохраняется во многом, что написано о ней. Женщина, которая считала, что она способна руководить страной так же, как и любой мужчина, продолжает подвергаться поношению, даже если писатели теперь смягчают свою критику, но нет никаких сомнений в том, что при У Цзэтянь Китай пережил изобилие и стабильность, которых он никогда не знал прежде. Ее реформы и политика заложили основу для успеха Сюаньцзуна как императора, под чье правление Китай стал самой процветающей страной в мире.
#история #троецарствие #империя #У Цзэтян #древняя литература #китай #общество #династия тан #сон в красной палате #поднебесная #нанкин #произведения #шелковый путь #каллиграфия #У Чжоу #Вторая Чжоу #Шэньду #Лоян #Абсолютная монархия
Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора 👍 :)