Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

10 древних китайских изобретений, которые вас удивят !!!

Оглавление

Древнему Китаю приписывают большой список известных изобретений, которые можно найти по всему миру. Вот 10 древних китайских изобретений, которые могут вас удивить.

Модель колесницы южной точки CAD, ок. 2600 г. до н. э.; с летающим змеем, автор Вэнь Юнчэнь
Модель колесницы южной точки CAD, ок. 2600 г. до н. э.; с летающим змеем, автор Вэнь Юнчэнь

Богатая цивилизация древнего Китая, возможно, не была передана остальному миру так же хорошо, как греки или римляне . Процветая в плодородном бассейне рек Хуанхэ и Янцзы, китайская наука и технологии начали появляться в самых отдаленных древних временах. Вот 10 лучших изобретений древнего Китая, которые изменили ход истории, какой мы ее знаем.

10. Сейсмографы: древнекитайское изобретение

Хоуфенг Дидонг И, копия китайского сейсмографа, через Pressfrom
Хоуфенг Дидонг И, копия китайского сейсмографа, через Pressfrom

Китай, обычно не ассоциируемый с землетрясениями, тем не менее, является высокосейсмичным регионом. Столетия исторических отчетов о землетрясениях говорят нам, что проблемы Китая с землетрясениями были и остаются весьма значительными. Когда земля трясется, высокие горы сползают, и огромные площади земли искривляются. Сыма Цянь (司马迁), знаменитый великий историк древнего Китая, упомянул в 91 г. до н. э. в своих «Анналах» , как землетрясение такой силы в 780 г. до н. э. изменило течение 3 рек. Текст 10-го века «Тайпин Юйлань» (太平御览) записывает более 600 землетрясений в истории.

Катастрофы были серьезным делом для имперских правительств. Отправка ресурсов для спасения своих подданных была первостепенной задачей, как с моральной точки зрения, так и потому, что если адекватная помощь не прибывала вовремя, большие слои населения, скорее всего, страдали от голода и болезней. Последующий хаос мог привести к потере власти и народным восстаниям и мятежам.

Чжан Хэн и его сейсмограф , через El Dispensador
Чжан Хэн и его сейсмограф , через El Dispensador

Поэтому знание того, что в какой-то области произошло бедствие, было капитальным. К тому времени, как новость достигала дворца, у правительства могло уже не быть достаточно времени, чтобы организовать помощь и собрать солдат. В результате ученый, математик и изобретатель Чжан Хэн (张衡– 78-139 гг. н. э.) придумал китайское изобретение для измерения землетрясений, известное сегодня как сейсмограф .

Сейсмограф представлял собой большой сосуд из «тонкой литой бронзы» с крышкой. Вокруг сосуда на равном расстоянии друг от друга располагались 8 голов драконов с бронзовыми шарами во рту. Вокруг основания сосуда располагались 8 соответствующих бронзовых жаб с широко открытыми ртами. Шар, если его толкать или «трясти», падал в рот соответствующей жабе.

Хотя его иногда называют «системой раннего оповещения», он только предупреждал, что землетрясение произошло в определенном направлении. Сейсмограф , известный как Хоуфенг Дидун И (候风地动仪), можно примерно перевести как «инструмент для измерения сезонных ветров и движений земли». Он считал, что землетрясения были вызваны движением воздуха или ветра.

9. Водяное колесо: рабочая сила в Древнем Китае

Изображение водяного колеса в «Тянь Гун Кай У», через Routledge Handbooks Online
Изображение водяного колеса в «Тянь Гун Кай У», через Routledge Handbooks Online

До появления парового двигателя, двигателя внутреннего сгорания или электрической батареи машины работали за счет людей, животных, ветра и воды. В речной культуре древнего Китая люди стремились использовать окружающие их природные силы. Водяное колесо , используемое как горизонтально, так и вертикально, было важным китайским изобретением и шагом вперед в технологических и промышленных возможностях древнего мира. Оно продемонстрировало механическое понимание средств производства, а также понимание физических свойств потока воды и силы, необходимой для ее создания и работы машин.

Развитие водяного колеса, устройства, использующего поток воды , было инструментальным элементом экономического развития Хань. Приведение в действие инструментов кузнецов, мельников и фермеров было технологической революцией. Водяное колесо заменило ручное вращение педалей для приведения в действие цепных насосов. Множество оборудования, используемого в сельском хозяйстве, орошении или кузнечном деле, извлекало выгоду из этой гидравлической энергии, поднимая воду в оросительные канавы или в общегородские системы водоснабжения.

Водяное колесо династии Сун из «Иллюстрированной истории Китая в Кембридже», 1999 г.
Водяное колесо династии Сун из «Иллюстрированной истории Китая в Кембридже», 1999 г.

Ду Ши (杜詩), инженер во времена династии Хань , впервые спроектировал его для управления мехами для кузнечного дела, поскольку он усовершенствовал ножной наклонный молот с уровнем и точкой опоры для гидравлического дробления и полировки. Горизонтальное водяное колесо обычно работало с цепными насосами, вращающимися на шестернях и горизонтальной балке, однако известны вертикальные примеры, которые использовались для управления отбойными молотами для шелушения риса или дробления руды.

8. Древний текст, который можно прочитать и сегодня

Надписи на гадательных костях династии Шан , в Национальном музее китайской письменности, через Smithsonian Magazine
Надписи на гадательных костях династии Шан , в Национальном музее китайской письменности, через Smithsonian Magazine

По сравнению с более простыми фонетическими алфавитными письменностями, такими как греческая, ханьцзы (汉字– китайская письменность) является логографическим письмом. Особенностью ханьцзы является то, что его изучение является длительным процессом, но после усвоения он преодолевает фундаментальные языковые и диалектные барьеры. Будучи высокограмотной формой письма, он сформировал текстовый лингва франка , посредством которого речь и произношение между регионами и обществами могли быть взаимно непонятными. Тем не менее, грамотные люди могли читать и понимать то же значение из классического китайского языка.

Китайское изобретение иероглифов традиционно приписывается мифическому министру Желтого императора Цан Цзе (倉頡), который создал их в подражание птичьим следам. Говорили, что у Цан Цзе было четыре глаза, что давало ему возможность видеть и знать больше, чем другие.

11 символов культуры Давэнькоу, Шаньдун
11 символов культуры Давэнькоу, Шаньдун

Самые ранние полные китайские тексты впервые появляются на твердых материалах, таких как кости и бронзовые сосуды. Можно предположить, однако, что архаичные формы китайских иероглифов изначально, вероятно, использовались на деревянных пластинах или других недолговечных материалах. Некоторые предшественники этих иероглифов обнаружены на керамике неолитического периода Эрлиган культуры Давэнькоу.

Таким образом, самые ранние свидетельства китайской письменности появляются во времена правления короля У Дина (1324-1266 до н. э.) династии Шан, хотя, вероятно, они старше. В основном найденные в руинах Инь (Аньян, Хэнань), самые ранние образцы записывают результаты гадания. Поскольку сохранившиеся образцы письменности в основном касаются гаданий и политической воли, ведутся споры о первоначальном функциональном использовании письма как политического инструмента или как инструмента для ведения записей, как это встречается в других культурах мира.

7. Механика и шестерни, указывающие на юг

Реконструкция колесницы , указывающей на юг, Чжоу Кунг; Хуан Ти, Китай, 1122-55 гг. до н.э.; 2698-2598 гг. до н.э., через Science Museum Group, Лондон
Реконструкция колесницы , указывающей на юг, Чжоу Кунг; Хуан Ти, Китай, 1122-55 гг. до н.э.; 2698-2598 гг. до н.э., через Science Museum Group, Лондон

Колесница , указывающая на юг (指南车) была механическим устройством, которое использовало вращение колес, позволяя статуе всегда указывать на юг. Это, вероятно, одно из самых сложных устройств древнего Китая. Это была большая повозка со статуей, установленной наверху с поднятой и указывающей на юг рукой. Это гениальное китайское изобретение 3-го века нашей эры всегда указывало на юг, куда бы вы ни повернули.

Согласно легенде, карета, указывающая на юг, была впервые построена герцогом Чжоу как средство доставки домой некоторых посланников, прибывших издалека. Страна центрального Китая представляла собой бескрайнюю равнину, из-за чего можно было легко потерять ориентиры. Герцог сделал это транспортное средство таким образом, чтобы в любых погодных условиях можно было различать стороны света. В отличие от компаса, который использует магнитные камни и магнетизм, такая машина, если бы она работала, несомненно, была бы важным инструментом для определения ориентира и картографирования местности.

Колесница, указывающая на юг, использовала дифференциальные передачи , как у автомобиля. Когда колесное транспортное средство поворачивалось, колеса на его противоположной стороне вращались с разной скоростью. Дифференциальные передачи работали с помощью механизма, соединяющего колеса с осью и связывающего их с комбинацией шестерен, колес и маховиков.

Модель колесницы южной точки CAD , около 2600 г. до н.э., через Gradcab
Модель колесницы южной точки CAD , около 2600 г. до н.э., через Gradcab

Если вы склонны верить легенде, то это сложное механическое устройство может датироваться примерно 1030 годом до нашей эры. Более достоверным доказательством является то, что Ма Цзюнь (徳衡) ( из Цао Вэй эпохи Троецарствия; 200-265 гг. н. э.), знаменитый строитель и инженер, должен быть удостоен чести его изобретения и строительства.

6. Лак: натуральный пластичный материал

Чаша с геометрическим узором , II в. до н. э., предоставлена ​​Метрополитен-музеем, Нью-Йорк
Чаша с геометрическим узором , II в. до н. э., предоставлена ​​Метрополитен-музеем, Нью-Йорк

Использование лака — чисто китайское изобретение . Этот натуральный пластик получают путем выдавливания сока из стволов коренного и распространенного в центральном Китае лакового дерева ( Rhus vernicifera ). Его использование в качестве лака обусловлено его особыми свойствами, такими как легкость, прочность, устойчивость к кислотам и щелочам, умеренная устойчивость к нагреванию, воде и бактериям.

Свидетельства о лаке восходят к эпохе династии Шан, где его использовали для покрытия деревянных скульптурных предметов и для сохранения стен погребальных камер Чжоу. Возможно, что лак также использовался для украшения канавок бронзовых сосудов. Гробница «королевы» Шан Фу Хао, обнаруженная в 1970-х годах в Аньяне, Китай, содержала богатую коллекцию лака. Однако самое древнее свидетельство о лаке датируется 17 веком до нашей эры и было найдено в 1980 году на месте Эрлитоу. Его производили в гораздо больших количествах в период Восточного Чжоу (771-256 гг. до н. э.) и достигло своего пика во время династии Хань.

Лакированные изделия династии Хань, найденные в гробнице в Мавандуе , Чанша, Китай, 202 г. до н.э. - 9 г. н.э., через Lumen Learning
Лакированные изделия династии Хань, найденные в гробнице в Мавандуе , Чанша, Китай, 202 г. до н.э. - 9 г. н.э., через Lumen Learning

К 3 веку до н. э. поистине замечательное мастерство лака использовалось для украшения коробок и блюд мотивами людей и животных, часто в подражание бронзовым мотивам. Во времена династии Хань он заменил бронзу как часть предметов, помещаемых в гробницы, как показывают 3 могилы маркиза Джая в Мавандуе, содержащие более 400 лаковых предметов.

Лаковая промышленность была строго регламентированным делом. Высоко ценимый материал, одна лакированная деревянная винная чаша могла быть изготовлена ​​7 мастерами и 5 чиновниками компании. Она использовалась для кухонной утвари, приготовления и подачи горячей пищи и считалась гораздо более ценным материалом, чем бронза. Она также использовалась для мебели, экранов, подушек, коробок, носилась как шляпы и обувь, и украшала оружие. Очень податливый материал мог принимать любую форму, что открывало свободу художественного самовыражения посредством этой среды.

5. Бронзы с литьем в формы

Изготовление бронзовых деталей в китайском стиле , 1400-1300 гг. до н.э., в книге «Литье деталей, выплавляемых восковых моделей и композитные технологии китайского бронзового века», через Semantic Scholar
Изготовление бронзовых деталей в китайском стиле , 1400-1300 гг. до н.э., в книге «Литье деталей, выплавляемых восковых моделей и композитные технологии китайского бронзового века», через Semantic Scholar

Литье бронзы — это техника, весьма характерная для китайских методов производства бронзы. Первые медные и бронзовые изделия появились сравнительно поздно, около 3000 г. до н. э. Появление бронзовых сплавов с оловом или свинцом совпадает с возникновением династии Шан . Примерно к 1500 г. до н. э. в центральном Китае на месте Эрлитоу производились богато украшенные ритуальные литые бронзы. Производимые в больших количествах, бронзы изготавливались с использованием процесса формовки деталей.

Необычное китайское изобретение, техника литья деталей состояла в вырезании глиняных форм с поверхностными украшениями, вырезанными на них до того, как расплавленная бронза была залита в глиняную форму. Значительные отрасли литья бронзы были обнаружены во многих местах династии Шан. Китайские мастера по металлу развили весьма успешную техническую способность изготавливать очень сложные формы со сменными частями. Этот метод позволил им производить сложные бронзовые изделия в больших количествах, поскольку сплавы меди, олова и свинца, используемые для изготовления бронзы, не могли быть выкованы в листы.

Сосуд типа Дин эпохи династии Шан , ок. 1600-1046 гг. до н. э., предоставлено Метрополитен-музеем, Нью-Йорк
Сосуд типа Дин эпохи династии Шан , ок. 1600-1046 гг. до н. э., предоставлено Метрополитен-музеем, Нью-Йорк

Причина предпочтения методам литья по частям по сравнению с другими методами литья , такими как метод выплавляемого воска, вероятно, была связана с плохой пластичностью бронзовых сплавов в Древнем Китае. Тем не менее, предпочтение этому, возможно, не было случайным, поскольку различные соотношения мышьяка или олова могли обеспечить различные цвета бронзы.

4. Воздушные змеи для войны и науки

«Летящий змей» Вэнь Юнчэня , Christie’s
«Летящий змей» Вэнь Юнчэня , Christie’s

Популярный вид спорта и времяпрепровождение сегодня, китайское изобретение воздушных змеев насчитывает тысячи лет. На первый взгляд воздушные змеи могут показаться не таким уж впечатляющим изобретением, но они объединяют множество отраслей промышленности и понимание подъемной силы и силы сопротивления.

Еще в V веке до нашей эры полулегендарный персонаж Лу Бань (鲁班) делал воздушных змеев, похожих на птиц, которые могли летать в течение нескольких дней и делать сальто. Говорят, что философ Моцзы (ок. IV века до н. э.), основатель философии моизма , потратил 3 года на создание воздушного змея. Моисты, важные соперники конфуцианцев , помимо прочего, были знатоками физики и математики и, как таковые, интересовались осадным оружием.

Высокая прочность шелка на разрыв, а также прочность и легкость бамбука, вероятно, были материалами, которые использовались для изготовления воздушных змеев до изобретения бумаги. Истории упоминают, что воздушные змеи использовались для связи, измерений и проверки ветра. Генерал Хань Синь (00) из династии Хань использовал воздушного змея, чтобы измерить расстояние, которое его солдаты должны были выкопать, чтобы добраться до городского дворца из своего лагеря. Помимо войны, воздушные змеи, прикрепленные к крючкам, использовались для рыбалки, а также для развлечения .

3. Арбалет: стандартное оружие древнекитайских изобретений для армий

Спусковой механизм бронзового арбалета с золотыми и серебряными инкрустациями в Нанкинском музее, через China Online Museum
Спусковой механизм бронзового арбалета с золотыми и серебряными инкрустациями в Нанкинском музее, через China Online Museum

Арбалеты , найденные среди оружия Терракотовой армии в гробнице первого императора Китая, были одним из самых распространенных китайских изобретений, использовавшихся в военных действиях на протяжении столетий.

Его самые ранние описания встречаются в трактатах моистов ок. 4 в. до н. э. и « Искусстве войны» Сунь Цзы (Sūnzǐ). Однако литые бронзовые арбалетные замки, датируемые 650 г. до н. э., были найдены во многих частях центрального и северного Китая. Упоминания встречаются в более поздних текстах, таких как « Хуайнаньцзы», сообщающих своим читателям, что арбалетчики неэффективны в мягких болотах.

Арбалет, относительно небольшое, но сложное метательное оружие, был любимым оружием династии Хань. Он стал стандартным оружием для армий Хань, их производили массово, по оценкам, сотни тысяч арбалетов. Стреляя стрелами с бронзовыми наконечниками, они были чрезвычайно мощным оружием на близких дистанциях. Однако, поскольку они медленно перезаряжались, их ограничивали стационарным или оборонительным использованием.

Арбалет династии Хань
Арбалет династии Хань

Арбалет в значительной степени приписывают успеху империй Цинь и Хань, и он положил конец архаичной колесничной войне предыдущих династий. Он давал им явные преимущества над врагами, поскольку его производство требовало специальных знаний, как и его эффективное использование в бою.

2. Чугунное литье

Китайские доменные печи
Китайские доменные печи

Изобретение китайцами технологии литья чугуна привело ко многим важным разработкам. С момента открытия материала железные артефакты использовались как для оружия, так и для инструментов. Для литья чугуна требуется более высокая температура, чем для блюминга, но это менее трудоемко, чем ковка каждой детали по отдельности. Впервые произведенный в период Весны и Осени (770 г. до н.э. - 473 г. до н.э.), чугун производился в Китае на протяжении тысяч лет. Однако примитивный чугун, ставший возможным благодаря гидравлической силе водяного колеса, был хрупким, негибким и его было трудно затачивать.

Температура плавления железа составляет 1535 градусов по Цельсию, и ранние кузнецы не могли ее получить в кузнице. Поэтому самые ранние методы кузнецов состояли в выплавке железных руд при более низких температурах, но не в их плавлении, создавая таким образом кусок железа, смешанный с другими материалами, известный как «крича». Примеси были выбиты почти полностью, но этот метод был трудоемким и мог дать только простые конструкции.

Однако китайские кузнецы узнали, что железная руда, смешанная с древесным углем, может расплавить железо в жидкость. Температура плавления комбинации железа и углерода составляет 1130 градусов по Цельсию, но рабочие использовали богатую фосфатом «черную землю», которая снизила температуру плавления до 950. Затем жидкое железо можно было легко залить в форму, чтобы получить твердое, но хрупкое железо. Эта технология получила широкое распространение к 300 году до нашей эры, а к династии Хань они научились производить сталь.

Более дешевые методы литья из чугуна использовались постоянно, особенно для орудий, не требующих остроты или устойчивости к ударам. Более трудоемкий и дорогой процесс кованого железа или стали обычно использовался для производства оружия.

1. Бяньчжун или настроенные колокольчики: музыкальные изобретения Китая

Музей Нанкина, набор Бяньчжун , 206 г. до н.э.-9 г. н.э., через The Mercury News
Музей Нанкина, набор Бяньчжун , 206 г. до н.э.-9 г. н.э., через The Mercury News

Древний китайский музыкальный инструмент, бяньчжун (编钟) — мелодичный ансамбль бронзовых колокольчиков, подвешенных на деревянной раме. Как и литофон, бяньцин (編磬), мелодичный ансамбль плоских камней в форме буквы L, подвешенных на деревянной раме, карильон колоколов — один из самых религиозных инструментов древнего Китая. Вероятно, произошедшие от нефритовых колокольчиков, настроенные колокола представляют собой чрезвычайно впечатляющий подвиг музыкальности, металлургии и математики. Впервые появившись в 2100 году до нашей эры как колокола (без языка), они были организованы во времена династии Чжоу в ансамбль колоколов размером от 153 до 9 сантиметров в высоту. Благодаря линзообразной, отчетливой форме устья и 36 симметричным выступам снаружи, каждый колокол мог издавать два разных тона.

Оркестровый набор маркиза И Цзэна (曾侯乙編鐘) , 433 г. до н.э., в Музее провинции Хубэй, Ухань, через Китайский онлайн-музей
Оркестровый набор маркиза И Цзэна (曾侯乙編鐘) , 433 г. до н.э., в Музее провинции Хубэй, Ухань, через Китайский онлайн-музей

Полный набор из 65 церемониальных колоколов был обнаружен в гробнице маркиза И (умер около 430 г. до н. э.), правителя Цзэна в государстве Чу (曾侯乙墓). Музыкальный диапазон набора составлял 5 октав, из которых 3 были полностью хроматическими. Этот конкретный набор все еще можно использовать сегодня. К 6 веку до н. э. их тонкая настройка для достижения точных нот была особой заботой. Музыкальные колокола указывают на то, что в Древнем Китае было сложное понимание музыки и тональности и, как следствие, сложное понимание математических принципов, лежащих в ее основе.

Изготовление музыкальных колокольчиков было очень скрупулезным делом, требующим точной смеси в сплаве, передовых методов литья и хорошего тона. Некоторые колокольчики имеют следы бритья, когда литой колокольчик был немного не в порядке. Точное расстояние между нотами требует точных размеров колокольчиков, которые являются частью широкой и сложной системы измерений и стандартов. Таким образом, неудивительно, что колокольные карильоны ( Bianzhong ) были ценным и весьма символичным достоянием элиты