Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Каким был настоящий фарфор династии Мин, и почему он так ценен

Оглавление
Подборка сине-белого фарфора эпохи династии Мин (1368-1644 гг. н. э.). Из правления Чэнхуа, 1465-1487 гг. н. э.
Подборка сине-белого фарфора эпохи династии Мин (1368-1644 гг. н. э.). Из правления Чэнхуа, 1465-1487 гг. н. э.

Династия Мин (1368-1644 н. э.) по праву славится своей прекрасной керамикой и особенно кобальтово-синим и белым фарфором, производимым в таких городах, как Цзиндэчжэнь в провинции Цзянси. Фарфор династии Мин, по-прежнему высоко ценимый коллекционерами сегодня, оказал большое влияние на керамику многих других стран.

Эволюция и развитие

Фарфор времен династии Мин в Гугуне
Фарфор времен династии Мин в Гугуне

Фарфор — это всего лишь один из многих видов керамики , но он обычно ценится больше других из-за гладкости своей поверхности, чистой белизны и полупрозрачности. Используя особую смесь глины и минералов и обжигая ее при очень высоких температурах (1280–1400 ºC), фарфор впервые был произведен столетиями ранее, но во времена Мин он был развит до новых высот совершенства.

-3

Первым двигателем этой эволюции был рост внутреннего спроса, поскольку керамика, наряду с другими ремеслами, такими как резьба по нефриту и лакированные изделия, наконец, начали соперничать с живописью и каллиграфией как наиболее ценимые из всех китайских искусств. По мере того, как экономическое процветание росло при Мин, богатые стремились выразить свой новый статус не только демонстрацией предметов искусства, но и демонстрацией глубоких познаний в этом. Таким образом, развивалось гончарное дело, и, следовательно, социальный статус прекрасных художников также рос.

-4

Цзиндэчжэнь (Чинтечен) крупный центр фарфора династии Мин, но были и другие города гончаров, производившие высококачественные изделия, в частности, Дэхуа и Фошань. Однако Цзиндэчжэнь был первым таким центром, и благодаря богатым местным месторождениям глины его производство керамики восходит к династии Хань (206 г. до н. э. - 202 г. н. э.). Город производил керамические сосуды для императоров династии Тан (618-907 г. н. э.), и ко времени правления династии Мин он стал одним из крупных промышленных центров Китая и, вероятно, одним из первых в мире, достигших таких масштабов производства. Императорский двор был крупным заказчиком, регулярно делая огромные заказы на фарфор из этого отдаленного южного города.

Фарфоровая чаша эпохи династии Мин
Фарфоровая чаша эпохи династии Мин

В первый период правления династии Мин сине-белый фарфор ценился больше всего, как и при монгольских правителях династии Юань (1215-1368 гг. н. э.). Синий цвет (оксид кобальта, поступавший из Центральной Азии, в частности из Ирана) наносился на фарфоровую основу, а затем покрывался глазурью под названием Инцин. Альтернативным, но менее распространенным цветом был красный и оранжевый, достигаемый путем использования меди вместо кобальта. Ранние дизайны часто были обусловлены высоким спросом со стороны арабских клиентов, которые хотели, чтобы декор на фарфоре имитировал замысловатые абстрактные цветочные узоры их собственных тканей и ковров. С XV века н. э. декор стал более сдержанным и нежным, причем птицы и цветы — сюжеты и стили, популярные в пейзажной живописи — были особенно распространены, но при этом гораздо больше фарфора оставалось белым. Действительно, фарфор Мин из Дэхуа был известен своими чисто белыми изделиями.

Декор фарфора все более усложнялся, опять же, возможно, в ответ на иностранный спрос, особенно в Японии и Европе. Фарфор стал основным экспортным товаром, наряду с шелком и лакированными изделиями, и обменивался, в частности, на испанское серебро. Таким образом, дизайны XVI века н. э. включали многоцветные сцены с использованием красного, синего, желтого и зеленого цветов, часто с человеческими фигурами в замысловатых одеждах.

Фарфоровая чаша династии Мин с драконом
Фарфоровая чаша династии Мин с драконом

В частности, Цзиндэчжэнь пережил саму династию Мин как мировой производитель керамики, причем настолько, что к XVIII веку н. э. город мог похвастаться 100 000 рабочих занятых в данном деле, а совершенство технологий стало настолько специализированным, что одно фарфоровое изделие могло пройти через руки 70 рабочих, прежде чем считаться готовым. Тем не менее, общее качество продукции снижалось по мере роста объемов, и даже кобальт, необходимый для отличительного синего декора, стал дефицитным после спада торговли со Средней Азией по политическим причинам.

-8

Была и другая обратная сторона всей этой промышленной деятельности, поскольку Цзиндэчжэнь стал печально известен как «город круглогодичного грома и молнии» (Доусон, 228) с его бесчисленными печами, извергающими в небо беспрестанный огонь и дым. Такова была слава и доминирование китайского фарфора на мировом рынке керамики, что все тонкие, твердые как кость и белые фарфоровые изделия часто просто назывались «Китай». Поскольку эти тонкие изделия сочетали в себе красоту и очарование их таинственного производства — только в XVIII веке нашей эры секреты производства фарфора были изучены в Европе — на Западе даже развилось их коллекционирование, и многие из этих коллекций с тех пор были переданы музеям по всему миру. Время от времени исключительные произведения появляются на престижных аукционах, например, высокая ваза Мин, проданная на аукционе Sotheby's в Гонконге в 2011 году нашей эры за кругленькую сумму в 21,6 миллиона долларов.

Подставка для кистей из фарфора эпохи Мин
Подставка для кистей из фарфора эпохи Мин

Формы

Фарфор мог принимать практически любую форму, кроме традиционных ваз (от маленьких цветочных ваз до больших винных сосудов), кувшинов, чашек (с ножками и ручками или без них), неглубоких мисок и тарелок, давно известных в китайской керамике. Были фляги (включая характерные плоские и круглые «лунные фляги»), винные кувшины, похожие на чайники, лампы, подставки для кистей — часто в форме горного хребта, держатели для кистей, чернильницы, коробки с крышками всех форм и размеров, курильницы, плитки, керамические подушки и даже кормушки для птиц. Элегантные изгибы, чистые линии и узкие горлышки являются общими особенностями ваз.

Декоративные конструкции

Популярные сюжеты для декора включали стилизованные цветы, виноград, волны, свитки лотоса, свитки виноградной лозы, тростник, фруктовые ветки и другие мотивы, обычно используемые в картинах и текстиле. Эти мотивы обычно ограничиваются краями изделий. Распространены были сцены с рыбами или птицами, включая певчих птиц и цапель, а также, казалось бы, менее элегантные, такие как гуси и куры (особенно распространены на небольших винных кубках). Пейзажи были еще одним сюжетом, заимствованным из живописи. Популярны были мифические существа, особенно дракон, символизирующий удачу в китайской культуре . Другой популярной темой было сочетание сосен, сливовых деревьев и бамбука, известное как «Три друга холодного сезона». По мере развития династии Мин художники-керамисты отдавали предпочтение большему натурализму в своих дизайнах.

Ручка для кисти из фарфора эпохи Мин
Ручка для кисти из фарфора эпохи Мин

Одним из особых видов декора была перегородчатая эмаль, то есть «окрашивание» всего глазурованного предмета яркой эмалевой пастой, помещенной между очень тонкими полосками металла . Обожженный снова и отполированный, сосуд получал яркий блеск, подобный драгоценным камням. Действительно, некоторые образцы из королевских гробниц на самом деле имеют полудрагоценные камни. Изделия перегородчатой ​​эмали продолжали пользоваться большой популярностью в последующую династию Цин (1636-1912 н. э.) и часто подражали в Европе. Во времена династии Мин изделия перегородчатой ​​эмали, как правило, предназначались для императорского двора и храмов, поскольку ученый класс считал их слишком безвкусными для украшения собственных домов.

Китайский фарфор Династия Цин
Китайский фарфор Династия Цин

Строго говоря, это не часть декора, но, тем не менее, важным событием в китайской керамике стала привычка добавлять даты правления императора Мин на изделия, что было совсем необычно для керамики предыдущих китайских династий. К XVI веку нашей эры для художников стало обычным подписывать свои керамические изделия, что могло сильно повлиять на их цену; такова была репутация некоторых художников.

Фарфор эпохи правления династии Мин
Фарфор эпохи правления династии Мин

Как уже упоминалось, на декор Мин оказало влияние иностранное искусство, например, цветочные узоры персидских и арабских народов и высокостилизованные цветы тибетского искусства. Часто на изделиях также имелись надписи на персидском, арабском и тибетском языках, что иллюстрировало широкое географическое распространение рынка фарфора Мин. Несмотря на это внешнее влияние на некоторые изделия, также верно, что традиционные китайские формы и украшения, используемые во многих фарфоровых изделиях Мин, оказали большое влияние на иностранных гончаров в таких местах, как Япония, Юго-Восточная Азия, Турция, Иран и, в конечном итоге, Европа.

#история #чай #китай #мин #цин #сун #тан #династии #гончар #чайная церемония #культура #император #вазы #чайные #фарфор #чашки #китайский фарфор #историческая ценность #музей

Путешествия | Перо и Пыль Истории | Дзен