Найти в Дзене
Formand

Как правильно заряжать аккумулятор электровелосипеда

Оглавление

Правильное обслуживание аккумулятора электровелосипеда – гарантия его максимальной производительности и долгого срока службы. Важно аккуратно подходить к процессу зарядки АКБ. Неправильная эксплуатация и неверные действия могут привести к снижению емкости, перегреву или даже повреждению аккумулятора. В этой статье мы подробно расскажем, как правильно заряжать аккумулятор электровелосипеда, чтобы он служил вам долго и эффективно.

Аккумулятор электровелосипеда, независимо от его типа и емкости, рано или поздно разряжается в процессе эксплуатации. Безусловно, это естественный процесс, связанный с использованием накопленной энергии для движения. Поэтому батарею необходимо периодически подзаряжать, чтобы и дальше наслаждаться поездками. Однако, правильная зарядка – это не просто подключение к сети. Это целый процесс, требующий внимания к деталям. От того, насколько грамотно проводится процесс зарядки аккумулятора, зависит его долговечность, производительность и безопасность. Рассмотрим, как это делать правильно.

Как правильно заряжать аккумулятор электровелосипеда?

1. Проверка состояния аккумулятора перед зарядкой

Перед тем, как «поставить» аккумулятор электровелосипеда на зарядку, необходимо убедиться, что он не имеет повреждений и дефектов (трещин, коррозии, вздутия, утечки электролита). Если есть дефекты, такой аккумулятор категорически нельзя заряжать, это может быть опасно!

Что делать? Конечно же, в первую очередь, прекратить использовать его по назначению, отключить от электровелосипеда, не заряжать. Не пытаться разобрать, починить самостоятельно! Не вскрывать! Отнести подальше от легковоспламеняющихся веществ, прямых солнечных лучей, изолировать. Оптимальный вариант – связаться с производителем, если есть такая возможность, или авторизированным сервисным центром, описать проблему, действовать согласно полученным инструкциям. Стоит помнить, что нельзя выбрасывать аккумулятор в обычный мусорный контейнер. Утилизировать его следует согласно правилам через специализированный пункт приема батарей и электроники.

2. Использование только оригинального зарядного устройства

Необходимо всегда применять только зарядное устройство, которое шло в комплекте с электровелосипедом. Оригинальное зарядное устройство разработано специально для конкретной модели аккумулятора. Оно обеспечивает правильное напряжение и ток заряда, что исключает риск перезаряда, недозаряда или перегрева. Неоригинальные ЗУ могут быть некачественными или не соответствовать требованиям АКБ, что может привести к перегреву, возгоранию или даже взрыву батареи. Кроме того, применение неоригинального ЗУ может привести к аннулированию гарантии на электровелосипед.

Используйте только оригинальное зарядное устройство, так как несовместимые зарядки могут повредить батарею
Используйте только оригинальное зарядное устройство, так как несовместимые зарядки могут повредить батарею

3. Правильное подключение зарядного устройства

Сначала нужно подключить ЗУ к аккумулятору, а затем уже к розетке с напряжением 220 В. Это поможет избежать скачков напряжения. При этом контакты должны быть чистыми и плотно соединены.

4. Отслеживание процесса зарядки аккумулятора

На зарядном устройстве или аккумуляторе обычно присутствуют индикаторы. Красный свет означает зарядку, зеленый – завершение процесса. Нельзя оставлять аккумулятор на зарядке без присмотра надолго.

5. Нельзя перезаряжать аккумулятор

Когда аккумулятор полностью заряжен, дальнейшая подача тока может вызвать перегрев, что особенно опасно для литий-ионных АКБ, чувствительных к высоким температурам. Перегрев может привести к повреждению внутренних элементов, вздутию и даже возгоранию. Перезарядка на постоянной основе также способствует быстрому износу аккумулятора и снижению его емкости. Современные зарядные устройства обычно отключаются автоматически при достижении 100%, но лучше не оставлять аккумулятор на зарядке надолго после полного заряда.

6. Нельзя допускать полную разрядку

Полная разрядка (до 0%) также может сократить срок службы батареи. Современные аккумуляторы (особенно литий-ионные) чувствительны к глубокому разряду. Когда уровень заряда падает до критически низкого значения, химические процессы внутри батареи нарушаются, что усиливает деградацию АКБ. Встроенная система управления аккумулятором (BMS) защищает его от переразряда, перезаряда и перегрева. Однако при полной разрядке BMS может выйти из строя, что сделает аккумулятор неработоспособным. Заряжать аккумулятор лучше всего, когда осталось 20-30% заряда.

Не стоит оставлять аккумулятор подключенным к зарядке после достижения 100%, чтобы избежать перезаряда. Также старайтесь не разряжать батарею полностью
Не стоит оставлять аккумулятор подключенным к зарядке после достижения 100%, чтобы избежать перезаряда. Также старайтесь не разряжать батарею полностью

7. Быстрая зарядка – не всегда хорошо

Если есть опция быстрой зарядки, использовать ее желательно только в крайних случаях. Быстрая зарядка может перегреть аккумулятор и также сократить его срок службы.

8. Отключение зарядное устройства сразу же после завершения процесса зарядки

После полной зарядки сначала нужно отключить ЗУ от розетки, а затем – от аккумулятора. Это поможет избежать перегрева.

Также важно заряжать аккумулятор электровелосипеда при температуре от +10°C до +25°C. Зарядка на морозе или в жару – не желательна. Заряжать следует в сухом, проветриваемом помещении, вдали от прямых солнечных лучей, влаги и источников тепла.

Даже если электровелосипед не часто используется по назначению, заряжать аккумулятор необходимо каждые 1-2 месяца, чтобы поддерживать его в хорошем состоянии. И хранить заряженным на 50-70%. Если аккумулятор быстросъемный, стоит периодически очищать контакты от пыли и грязи. Это улучшает качество соединения и предотвращает перегрев.

Питание электровелосипедов осуществляется чаще всего от литий-ионных (Li-ion) аккумуляторов, реже применяются литий-железо-фосфатные (LiFePO4) аккумуляторы. Эти типы АКБ наиболее популярны благодаря своим характеристикам, которые идеально подходят для использования в электротранспорте.

Правильная зарядка литий-ионных (Li-ion) аккумуляторов

Литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы широко применимы благодаря своей высокой энергетической плотности, долговечности и отсутствию эффекта памяти. Однако заряжать их следует внимательно, так как они чувствительны к перезаряду, переразряду и перегреву. Правильная зарядка Li-ion аккумуляторов требует использования оригинального или сертифицированного зарядного устройства, обеспечивающего правильное напряжение и ток. Заряжать лучше при температуре от +10°C до +25°C (чрезмерно высокая или низкая температура может повредить батарею). Нельзя допускать полной разрядки – оптимально начинать зарядку при остаточном уровне заряда 20–30%. Также важно не оставлять АКБ на зарядке после достижения 100%, чтобы избежать перегрева и перезаряда. При длительном хранении рекомендуется заряжать Li-ion аккумуляторы до 50–70% и держать их в прохладном и сухом месте.

Правильная зарядка литий-железо-фосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

LiFePO4 – выбор для тех, кто готов заплатить больше за повышенную надежность и долговечность. Литий-железо-фосфатные (LiFePO4) аккумуляторы отличаются высокой безопасностью, долговечностью и устойчивостью к переразряду, что делает их популярными для использования в электровелосипедах. Для правильной зарядки LiFePO4 аккумуляторов важно использовать зарядное устройство, специально предназначенное для этого типа батарей, так как они требуют определенного напряжения (обычно 3,6–3,65 В на элемент). Заряжать их можно в более широком диапазоне температур (от 0°C до +40°C), но оптимальная температура для зарядки составляет +15°C до +25°C. В отличие от литий-ионных аккумуляторов, LiFePO4 менее чувствительны к полной разрядке, но все же лучше заряжать их при уровне заряда 20–30%, чтобы продлить срок службы. Перезарядка также менее опасна для LiFePO4, но ее лучше избегать, так как это может привести к снижению емкости. Быстрая зарядка допустима, но не рекомендуется для регулярного использования, чтобы минимизировать нагрузку на батарею. При хранении LiFePO4 аккумуляторы следует заряжать до 50–70% и держать в прохладном, сухом месте. Благодаря своей стабильности и безопасности, LiFePO4 аккумуляторы менее склонны к перегреву и возгоранию, но все же важно регулярно проверять их состояние на наличие повреждений.

Электровелосипед со свинцово-кислотным аккумулятором
Электровелосипед со свинцово-кислотным аккумулятором

Правильная зарядка других типов аккумуляторов (менее распространенных)

Свинцово-кислотные аккумуляторы, несмотря на свою простоту и низкую стоимость, требуют внимательного подхода к зарядке для обеспечения долговечности и безопасности. Эти аккумуляторы чувствительны к перезаряду и глубокому разряду, поэтому важно использовать зарядное устройство с правильным напряжением (обычно 2,4–2,45 В на элемент для AGM/GEL или 2,15–2,35 В для стандартных жидкостных). Заряжать их следует в хорошо проветриваемом помещении, так как в процессе зарядки может выделяться взрывоопасный газ (водород). Температура зарядки должна быть в пределах +10°C до +25°C, так как на холоде эффективность зарядки снижается, а при высоких температурах увеличивается риск перегрева. Нельзя допускать глубокого разряда (ниже 20%), так как это может привести к сульфатации пластин и необратимому снижению емкости. Перезарядка также опасна, так как вызывает испарение электролита и коррозию пластин. Для жидкостных аккумуляторов важно регулярно проверять уровень электролита и при необходимости доливать дистиллированную воду. При хранении свинцово-кислотные аккумуляторы следует полностью заряжать и периодически подзаряжать, чтобы избежать сульфатации.

Эти простые правила помогут сохранить работоспособность аккумулятора на долгие годы.

✅ Каталог аккумуляторов для электровелосипедов ✅

Еще больше полезной информации – в нашем блоге на Дзене. Ну а за качественными электровелосипедами – добро пожаловать в магазин FORMAND!
Еще больше полезной информации – в нашем блоге на Дзене. Ну а за качественными электровелосипедами – добро пожаловать в магазин FORMAND!