Такси — пожалуй, одно из самых старых проявлений автомобиля, если рассматривать его через призму истории. Представьте, как ещё в древности владельцы конных экипажей возили пассажиров и получали плату в зависимости от того, сколько они проезжали. Вот и появляется первый прообраз городского такси. Долгая история этой профессии начинается не только с наемных повозок, но и с первых автомобилей, оснащённых механическим счётчиком — таксометром, который был изобретён задолго до всех своих "потомков".
История таксометров уходит корнями в далёкую античность, и их изобретателем считается выдающийся учёный Герон Александрийский. В первом веке до нашей эры он изобрёл одометр — устройство, которое отслеживало количество оборотов колес простейшей повозки. Оригинальный механизм этого прибора до сих пор остаётся загадкой, но принцип был удивительно точным: система шестерёнок и червячных передач вращала диск, через отверстия в крышке которого падали маленькие камешки или шарики. Их количество и определяло, какой путь преодолел экипаж и, соответственно, какую сумму должен был заплатить пассажир.
Позднее в более совершенных моделях одометр был усовершенствован: вместо камешков и шариков, цифры показывали количество пройденных километров. Но, так или иначе, именно этот древний механизм стал прародителем всех современных таксометров.
Первые в мире таксометры и такси
Много веков спустя, старинные изобретения были возрождены и адаптированы к современным условиям. Слово «таксометр», которое мы сегодня используем, стало всемирно понятным термином, обозначающим «счётчик стоимости». Эти устройства были механическими и включали в себя несколько цифровых барабанов, которые отсчитывали пройденный путь и вычисляли цену за проезд. Изначально таксометры устанавливались на конные экипажи, но с развитием технологий они перекочевали в автомобили, образовав новый вид транспорта — такси, или, как их называли, таксомоторы.
Вторичное изобретение таксометра произошло в 1889 году, когда немецкий инженер Фридрих Вильгельм Густав Брюн создал первый рабочий одометр для конных экипажей. Он запатентовал своё изобретение в ноябре 1892 года, и именно это устройство стало основой для дальнейшего развития таксометров, которые мы используем сегодня.
Одним из самых значимых достижений Фридриха Брюна стало участие в создании первого в мире автомобиля-такси под названием Taxametr Droschke. Этот уникальный транспорт был построен на базе четырёхместной самоходной повозки Daimler Motorkutsche, оснащённой таксометром и четырёхсильным мотором, расположенным в задней части. Заказчиком машины стал местный предприниматель, владелец конных колясок, который в мае 1897 года привёз своё новшество на улицы Штутгарта. Здесь, на глазах удивлённых горожан, этот инновационный автомобиль стал первым такси, готовым зарабатывать деньги с помощью счётчика, точно отслеживающего стоимость проезда.
Кроме того, Фридрих Брюн стал первым, кто оснастил таксометры специальными ручными откидными рычажками с табличками, которые информировали пассажиров, свободен ли автомобиль или занят. В последующие годы Брюн продолжил усовершенствование своих устройств, получив несколько патентов на новые модели таксометров, которые имели прямоугольную и цилиндрическую форму. Он демонстрировал свои изобретения по всему миру, привлекая внимание различных стран, и в конце концов основал несколько фабрик, которые начали массовое производство таксометров, сделав этот инновационный прибор доступным для широкой аудитории и обеспечив будущий рост индустрии такси.
Первые шаги таксометров и такси
В первые годы, когда такси ещё не имели специализированных автомобилей, люди ориентировались на традиционные конные повозки, конструкции которых были отработаны веками. Французы вдохновлялись своими знаменитым фиакрами, англичане — величественными и строгими кэбами, в Центральной Европе популярными были дрожки, а в России — извозчичьи пролётки. Когда пришло время перевести эти транспортные средства на моторы, задача решалась довольно просто: из экипажа вынимали лошадь и вставляли вместо неё лёгкий бензиновый двигатель, который приводил в движение задние колеса. Вот и получалось моторное такси!
Такси конца XIX — начала XX века внешне почти не отличались от обычных легковых автомобилей, за исключением торчащих с разных сторон таксометров. Их продолжали называть по старинке: моторными фиакрами, кэбами или дрожками. Такие машины могли быть оснащены различными двигателями и кузовами — открытыми или закрытыми, с козырьками или навесами, которые защищали как пассажиров, так и водителей от солнца и дождя. Важно было, чтобы «моторный извозчик» имел хороший обзор и свободу маневра, а также возможность общаться с пешеходами, полицейскими и другими водителями, что, по сути, сохраняло атмосферу старинного уличного транспорта.
Эти первые моторные такси, хоть и не отличались высоким уровнем удобства и комфорта, имели свои преимущества: они были лёгкими, маневренными и вполне вместительными. Багаж пассажиров легко размещался на разных частях машины — на площадке за местом водителя, на подножках, на задней стенке кузова или даже на крыше.
Среди множества различных моделей такси того времени особой популярностью и славой пользовалась лёгкая машина Renault AG-1, с 12-сильным мотором и ярко-красным четырёхместным кузовом. Эта модель производилась с 1907 по 1914 год.
Этот скромный и хрупкий гражданский автомобиль сыграл неожиданно важную роль в истории, став частью одного из самых знаковых моментов Первой мировой войны. В сентябре 1914 года, когда немецкие войска уже форсировали реку Марна и угрожали Парижу, французская армия оказалась в нужде в срочном пополнении. Тогда на помощь пришли именно эти лёгкие такси — Renault AG-1, которые, несмотря на свою гражданскую предназначенность, оказались идеальными для быстрой транспортировки резервистов.
В дореволюционной России тем, кто стремился создать службу такси, пришлось сначала конкурировать с извозчиками, которые занимали важную роль в городах и процветали. Официальное таксомоторное обслуживание в Санкт-Петербурге было запущено в мае 1907 года, а в Москве одно из первых моторных такси появилось уже в сентябре того же года. Для этих машин использовались исключительно импортные легковые автомобили, преимущественно от небольших, но известных западных производителей.
Редкими исключениями в мире такси были опытные электромобили (история о которых будет рассказана позже), автомобили с передними ведущими колёсами и горизонтальными моторами, а также английские и французские такси-кэбы. Эти машины отличались тем, что место водителя располагалось высоко, за крытым пассажирским салоном, что придавало им особый стиль и функциональность.
Тяжелые и громоздкие таксометры постепенно заменялись более компактными цилиндрическими моделями, которые устанавливались в специальных местах, удобных для обоих — водителя и пассажира. Их размещали перед лобовым стеклом, в дверных проемах, на спинках сидений и в других видимых местах, чтобы все могли легко следить за показаниями.
Такси на пути возмужания
В 1920-е годы в Западной Европе завершился переход от конных экипажей к более прочным, современным и функциональным автомобилям-такси, построенным на базе серийных легковых автомобилей. Эти машины внешне отличались лишь тем, что таксометры были вынесены в сторону от кузова. В сложный межвоенный период, когда стремление к экономии стало приоритетом, появились миниатюрные и доступные народные такси от известных производителей, таких как Renault, Citroën, Hanomag, Dixi и других.
Для удобства посадки и высадки пассажиров на некоторых машинах стали устанавливать трансформируемые кузова, однако эта идея так и не получила широкого распространения.
Для того чтобы такси было легко заметить в городском потоке, их начали окрашивать в яркие цвета, а кузова украшать жёлтыми полосами или особыми поясными лентами в черно-белую клетку — «шашечками». Существует версия, что эту идею предложил какой-то остроумный человек, вдохновившись шляпной лентой, которую носили женщины лёгкого поведения, чтобы привлекать внимание.
После завершения расчетов с пассажирами на большинстве такси включался откидной рычажок с надписью «Свободен» на разных языках. Также на таких табличках и вдоль бортов часто можно было увидеть надпись For Hire (наёмный), а в некоторых случаях включались яркие световые огоньки разных цветов, привлекавшие внимание потенциальных клиентов.
В 30-е годы в Великобритании началось массовое производство так называемых «лондонских такси» — просторных и солидных автомобилей, которые всегда были окрашены исключительно в черный цвет. Со временем эти машины завоевали популярность не только в Лондоне, но и по всей Европе, благодаря своей уникальной конструкции. Они отличались оригинальной планировкой салона, наличием внутренней перегородки, специального места для крупного багажа и съемной решётки на крыше, что делало их удобными и функциональными для перевозки пассажиров и их вещей.
Главной особенностью этих такси был вместительный багажный отсек, расположенный с передней левой стороны машины, с полностью открытым доступом снаружи. Это обеспечивало удобство при загрузке и выгрузке багажа. Во Франции также выпускали аналогичные такси, но с расширенными дверями, что облегчало посадку пассажиров и доступ к багажу.
С окончанием Первой мировой войны свою деятельность начала крупная шотландская компания Beardmore, которая выпускала сразу четыре типа вместительных такси с достаточно необычной внешностью. Эти автомобили были предназначены для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием и отличались высоким дорожным просветом, что обеспечивало им хорошую проходимость и удобство при поездках по различным маршрутам.
В начале 20-х годов небольшой американской компанией Checker был налажен выпуск собственных такси, а вскоре к ним присоединилась фирма Yellow Cab, использовавшая серийные шасси от корпорации General Motors. Обе компании стали уникальными примерами в автомобильной истории, так как они практически полностью специализировались на производстве оригинальных многоместных такси, которые отличались ярким желтым цветом, ставшим их фирменной особенностью.
В июне 1925 года на улицы Москвы выехали первые 15 легковых автомобилей Renault KZ, которые быстро получили прозвища «утюги» или «браунинги» из-за своей необычной внешности и блестящей черной окраски. Для пассажиров, никогда не видевших подобных машин, самым интересным был ящик с бегущими цифрами — таксометр. Людей поражало, как точно и быстро он считал, не сбиваясь, и они с любопытством спрашивали, как этот прибор «угадывает», сколько вёрст уже пройдено.
В 1932 году Горьковский автозавод начал выпуск легковых такси ГАЗ-А, которые имели перегородку в салоне, среднее откидное сиденье и специальное место для багажа рядом с водителем. Позже категорию такси пополнил ГАЗ М-1, известный как «эмка», оснащённый таксометром, установленным над лобовым стеклом, задней откидной багажной решёткой и фонарем с яркой надписью «Такси», что делало его легко узнаваемым на улицах.
К концу межвоенного периода появились более современные и компактные механические таксометры, которые предоставляли расширенный набор данных, таких как дата, время начала и окончания поездки, пройденное расстояние и другие сведения. Для их работы использовались мягкие валики или гибкие тросики, которые передавали крутящий момент от коробки передач через специальные редукторы. Эти маленькие таксометры начали перемещаться внутрь кузова, устанавливаясь на панели приборов, где они вместе со спидометрами образовывали единый комплекс с двумя независимыми функциями. Снаружи их часто заменяли световые табло на крыше с надписью «Taxi», создавая впечатление, что внутри машины вовсе нет таксометра.
А это живописная сцена на лондонском вокзале: чемоданы загружаются в открытый багажный отсек и на крышу автомобиля-такси Morris Commercial G1 1929 года выпуска.
А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новинок, интересных фактов и практичных советов, обязательно подпишитесь на мой канал. Так же рекомендую ознакомиться с другим моим материалом 👇