Если бы для жизненного цикла неблагородных металлов можно было выбрать девиз, то, наверное, он был бы таким: «Из праха руды мы созданы, в руду и обратимся». Сегодня поговорим о коррозии.
Практически всегда естественным состоянием металла (неблагородного) является пребывание в соединении с неметаллами, т.е. образовывание оксидов, сульфидов и прочих соединений, которые входят в состав руд.
Мы можем извлечь металл из руды, перевести его ну собственно в металлическое состояние. И в таком состоянии он бы и пребывал, если мы хранили металл в вакууме. Но очевидно из стремления эксплуатировать не только себе подобных, но и неодушевленные сущности, люди не дают металлу лежать без дела.
Эксплуатация в земных условиях предполагает соприкосновение металла всё с теми же обычными подозреваемыми: кислородом, хлором, серой, водой и т.д. Все эти ребята - прежние знакомцы металла по его рудному периоду жизни.
Рассмотрим молекулу кислорода. Чтобы чувствовать себя сильной и независимой ей не хватает двух электронов на внешней оболочке. Поэтому, летая по воздуху, молекула кислорода ищет случая, у кого бы эти два электрона позаимствовать.
А металлы как раз не сентиментальны и вообще рубаха-парни и довольно легко со своими электронами расстаются. Связано это с тем, что у металлов, как правило, не очень много электронов на внешней оболочке, а радиус атома сравнительно большой и поэтому связь этих электронов с ядром не такая сильная.
Когда кислород сталкивается с поверхностью металла, скажем железа, он стремится вступить с ним в реакцию, чтобы получить свою вожделенную пару электронов. В результате этой реакции образуется оксид железа.
А если такая реакция произойдет в присутствии молекул воды, то образуется гидратированный оксид железа, та самая бурая ржавчина, которую можно видеть практически на всех железных изделиях с незащищенной поверхностью.
Таким образом хотя обычно под коррозией металла понимают разрушение металла под воздействием окружающей среды, на деле это возвращение металла к более естественному его состоянию.