«Руссо-Балт тип С» образца 1914 года был первым серийным бронеавтомобилем отечественного производства, принятым на вооружение Русской Императорской Армии. В начале XX века, на заре механизации армий, автомобильная промышленность стремительно развивалась, открывая новые горизонты для военных технологий. В этой статье мы подробно рассмотрим историю создания, конструкцию, боевое применение и значение «Руссо-Балт» тип C в контексте мировой военной истории.
История создания
Незадолго до начала Первой Мировой Войны военное руководство Российской Империи начинало понимать – будущая война будет непривычной для всего мира. Широко шагающая по Европе механизация различных частей, не оставляла никаких сомнений – надвигающаяся война станет первой, где моторы сыграют решающую роль. Именно поэтому военные подумали, что будет неплохо поставить на вооружение новую технику – бронированный автомобиль отечественного производства с пулемётным вооружением.
Однако достойных проектов к тому времени не было – князь Накашидзе, как мы помним, погиб и его бронеавтомобили как-то забыли. Кроме него действительно годного проекта пока никто не предложил, поэтому военному министерству пришлось закупать иностранные бронеавтомобили Armstrong-Whitworth и рассматривать иные образцы зарубежной боевой техники. Однако такое не было тепло встречено на самом верху – чем закупать иностранную технику, не лучше ли производить отечественную?
Но отечественной техники пока не было, и Военное министерство решило поступить согласно старой традиции – если добровольцев нет, то их нужно назначить. И добровольцем стал полковник Лейб-гвардии Егерского полка Александр Николаевич Добржанский. В инженерно-конструкторской среде он новичком не был – в 1913 году он разработал бронебойный патрон для винтовки Мосина образца 1891 года, а также активно «проповедовал» необходимость создания «блиндированных автомобилей для армейских нужд». Военное министерство, узнав о пылком нраве полковника, справедливо рассудило – хочешь создания такой техники, изволь участвовать в процессе. И поручило ему создать бронированную автомобильную пулемётную батарею, которая с лёгкой руки Военного министра Российской Империи стала 1-й пулемётной автомобильной ротой.
Чтобы сэкономить время (бронеавтомобили нужны были «вчера»), решили использовать готовое серийное шасси от гражданского автомобиля, на которое будет посажен лёгкий бронированный корпус. В этом нет ничего нового – таким образом были построены все бронеавтомобили начала ХХ века. К шасси полагалось разработать пространственную раму и придумать, как крепить на неё бронелисты. Более того, сами листы брони тоже нужно было создать – разработать оптимальный состав, чтобы добиться нужной плотности и вязкости для защиты экипажа от пуль и осколков.
На помощь в работах по созданию корпуса пришёл инженер Андрей Яковлевич Грауэн (он, кстати, тоже работал над созданием бронеавтомобиля собственной конструкции). Именно он разработал оптимальный состав брони, способы её закалки и разработал корпус бронемашины, создав настоящую техническую карту для его сборки. Окончательную сборку бронеавтомобилей решили проводить в Колпино, на мощностях Ижорского завода, а точнее – в бронепрокатной мастерской №2. Именно туда были отправлены сразу восемь шасси Руссо-Балт С24/40 серии XIII-бис – готовые машины Добржанский получил уже в первых числах октября 1914 года. 12 октября сформированная 1 автомобильная рота, в составе которой было восемь броневиков Руссо-Балт тип С, один бронеавтомобиль Mannesmann-Mulag и несколько небронированных грузовиков, предстала пред лицем императора Николая II в Царском селе, где продемонстрировала свои возможности. И уже спустя четыре дня, 16 октября, после пламенной речи и напутственного молебна, проведённого лично императором, рота отправилась на фронт.
Описание конструкции
В силу отсутствия внятного опыта в конструировании подобной техники, Добржанский и Грауэн делали всё по наитию. Однако проект получился достаточно годным – достаточно вспомнить, что бронеавтомобили данной конструкции за всё время Первой Мировой Войны не понесли потерь.
Бронированный корпус
Корпус бронеавтомобиля был без изысков – однако кое-что полезное Грауэн применить сумел. В его задачи входило разработать простой и лёгкий корпус, способный защитить экипаж от осколков снарядов и винтовочных пуль противника. И он, можно сказать, со своей задачей справился, работая в паре с Добржанским. Листы хромникелевой броневой стали особой закалки, толщиной от 3 до 5 мм, установили преимущественно под углами рационального наклонения, что увеличило вероятность рикошета, а также повысить уровень защиты без повышения веса.
Капот в передней его проекции был прикрыт 5-мм бронелистом, расположенным под углом в 45-50° к вертикали, для повышения защиты радиатора. В боевом положении радиатор прикрывался распашным двустворчатым люком, разделённым горизонтально. Причём нижнюю створку разрешалось опускать только во время остановки бронеавтомобиля – в противном случае, при любом препятствии на пересечённой местности, нижний щиток заметно тормозил машину (учитывая мощность силовой установки и общую массу машины в 3 с лишним тонны) или вовсе выходил из строя от физических повреждений.
Борта имели скошенную кверху и книзу форму, кормовая плита, расположенная под уклоном в 45-50° к вертикали, представляла собой единый шестиугольный кусок стали, с прорезанным в ней отверстием для установки кормового пулемёта. В верхней части бортовой брони прорезались оконца для установки пулемёта (их расположение можно было менять за счёт хитрой установки), а в нижней – люки для доступа экипажа. Лобовая деталь представляла собой плоский щит сложной формы, тоже расположенный под рациональным углом наклона. В ней прорезались люк для водителя, сквозь который он мог наблюдать за дорогой (в боевой обстановке прикрываемый щитком с прорезями), а также отверстие для установки курсового пулемёта.
Корпус был разделён на два отсека – моторный и обитаемый. В передней части обитаемого отсека размещался механик-водитель и командир машины, а за ними – боевое отделение, оснащённое сразу тремя пулемётами Максим образца 1910 года, к каждому из которых был прикреплён отдельный член экипажа. Удобств в корпусе было немного – их делать на военной технике того времени не умели, да и не хотели особо. Армия предназначена для того, чтобы страну защищать, а не удобства солдатам создавать – весь упор на смертоносность конструкции и никак иначе.
Вооружение
Всё вооружение бронеавтомобиля было представлено тремя пулемётами Максим образца 1910 года. Согласно первоначальным инструкциям, их полагалось размещать по одному в носу и корме боевой машины, а бортовой – перемещать с борта на борт при необходимости. Однако в действительности операторы пулемётов применяли две основные компоновки:
- На марше все машины, кроме замыкающей, двигались с двумя пулемётами по бортам и одним в носовой части. У замыкающей третий пулемёт располагался в корме;
- В бою все машины двигались с одним пулемётом в кормовой части и двумя по бортам.
Боекомплект ко всем пулемётам составлял 9000 патронов, заряженных в 36 металлических лент, уложенных в патронные коробки. Каждый пулемёт обслуживался одним членом экипажа, в случае выхода из строя бойца, кто-то из экипажа мог его заменить.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Сердцем бронеавтомобиля выступал рядный четырёхцилиндровый бензиновый двигатель карбюраторного типа, произведённый на заводах Руссо-Балт. При объёме в 4,5 литра он выдавал 40 лошадиных сил мощности и всю эту мощность при помощи карданного вала передавал на ведущий задний мост. Коробка передач механическая, четырёхскоростная.
Подвеска – листовая, рессорная полуэллиптической формы. Рессор в бронеавтомобиле было шесть – четыре из них приходилось на задний мост, две на передний. Никакой независимой подвески на бронеавтомобиле не было, соответственно, проходимость машины была ограничена. Более того, по пересечённой местности бронеавтомобиль не мог выдать более 20 км/ч, а по шоссе – максимум 40, с серьёзным риском перегрева силовой установки.
Боевое применение
Боевое крещение 1 автомобильная рота получила во время боёв в Польше, в районе города Лодзь. 10 ноября 1914 года шесть бронеавтомобилей под командованием капитана Шулькевича провались через городок Стрыков. Далее, при поддержке ещё двух бронеавтомобилей «Паккард» с артиллерийским вооружением взяли в клещи немецкие позиции, выбили противника из города, поддержав, таким образом, наступление двух стрелковых полков.
Следующим, широко известным боем с применением бронеавтомобилей Руссо-Балт тип С, стал бой у Пабьянице – там четыре бронеавтомобиля под командованием штаб-капитана Гурдова «выдвинулся вперёд по шоссе Ласк без прикрытия и, приблизившись на 150 шагов к наступающей колонне противника, нанёс ей большой урон и привёл её в полное расстройство, продолжая действовать несмотря на то, что штабс-капитан Гурдов и все пулемётчики были ранены, причём все автомобили, хотя и повреждены, были вывезены из боя».
Благодаря этим боям, 11 февраля 1915 года по войскам Русской Императорской Армии разослали «Инструкцию для боевого применения бронированных автомобилей», ставшую первым в отечественной истории учебником для будущих бронетанковых войск. А успехи 1 автомобильной пулемётной роты полковника Добржанского были отмечены в записях даже самим Николаем II.
В марте 1915 года подразделение пополняется ещё тремя бронеавтомобилями, и продолжает вести боевые действия на Западном фронте. Такая ситуация сохранялась до конца года, пока 1 АПР не вывели на ремонт (перерыв занял три месяца). После этого 1 АПР переименовали в 1-й броневой дивизион, пополнив новое подразделение пулемётными автомобилями «Остин». И тут же перебросили подразделение в Финляндию, прикрывать расположенные там войска РИА от возможного немецкого десанта. Это было летом 1917, а осенью, после начала известных событий, подразделение срочно перебросили в район Даугавпилса, сдерживать слишком резвое продвижение немецких войск. Там подразделение и встретило март 1918 года, после которого их нахождение в Прибалтике сочли бесполезным.
Оставшиеся на ходу машины с переменным успехом применялись в годы Гражданской войны обеими сторонами, но уже тогда сказывалась их изношенность и отсутствие запасных частей. Окончательно история бронеавтомобилей закончилась в период с 1921 по 1923 годы, когда уже советское руководство приняло решение – в силу невозможности проведения ремонтных работ (бесполезно и дорого), эти боевые машины решили разобрать и утилизировать.
Заключение
Добржанский и Грауэн не создали чего-то, что не смогли создать в других странах, но они фактически положили начало созданию автобронетанковых сил Русской Императорской Армии, переросших позже в танковые войска. И пусть их бронеавтомобили не были венцом творения – в то время ещё никто, мягко говоря, не понимал, какими должны быть боевые бронированные машины, своё дело они делали.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!