Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Первый серийный бронеавтомобиль Armstrong-Whitworth, 1913

Оглавление

В 1913 году в Великобритании начались продажи бронеавтомобиля Armstrong-Whitworth. И по стечению обстоятельств, именно этой машине довелось стать первым серийным бронеавтомобилем Русской Императорской Армии.

Бронеавтомобиль Armstrong-Whitworth на базе шасси FIAT. Фотография в свободном доступе.
Бронеавтомобиль Armstrong-Whitworth на базе шасси FIAT. Фотография в свободном доступе.

История создания

Несмотря на большое количество проектов, созданных российскими конструкторами (и в некоторых случаях – весьма перспективными), в военном руководстве Российской Империи продолжали отдавать предпочтение иностранным образцам военной техники. Возможно, имела место финансовая заинтересованность, которую нынче модно называть «коррупционная составляющая», а может быть, в министерстве уже тогда бытовало устойчивое мнение, что всё заграничное – лучше.

Словно в угоду второму мнению, в 1913 году в Великобритании начались работы по созданию лёгкого пулемётного бронеавтомобиля, и уже в конце 1914 года в Петроград была отправлена телеграмма из Лондона. В ней говорилось, что некий Чарльз Джаррот (совладелец автомобильной компании «Charles Jarrott and Willam Letts») предлагает русскому военному министерству сорок бронированных автомобилей с вращающейся башней. Далее идёт скучное перечисление основных технических характеристик, но главное не в этом – компания «Charles Jarrott and Willam Letts» ранее не занималась производством бронеавтомобилей. То есть, русский офицер по закупке предложил своему руководству приобрести «кота в мешке».

Чарльз Джарротт, в прошлом - автогонщик, стал совладельцем автокомпании и "фонтанировал" идеями. Фотография в свободном доступе.
Чарльз Джарротт, в прошлом - автогонщик, стал совладельцем автокомпании и "фонтанировал" идеями. Фотография в свободном доступе.

Предложение высшее военное руководство страны заинтересовало, после чего они затребовали разъяснений технической части предлагаемых машин. И уже в середине января 1915 года, некий Джеймс Сегор, бывший в то время посредником между российскими и английскими компаниями и ведомствами, отправил подробную техническую документацию на имя начальника ГВТУ генерал-лейтенанта Гавриила Георгиевича Милеанта. В ней рассказывалось о двух типах бронеавтомобилей, которые отличались друг от друга лишь мощностью силовой установки. Но самое главное, что сделал Милеант после рассмотрения документации – отказался от машин на каркасе из «высококачественного английского ясеня», дескать, не автомобиль для господ хотим покупать, а военного назначения имущество.

Гавриил Георгиевич Милеант, "отец" российской бронетехники. Фотография в свободном доступе.
Гавриил Георгиевич Милеант, "отец" российской бронетехники. Фотография в свободном доступе.

Тогда англичанам передали эскизы несколько другой машины, с двумя пулемётными башнями (у читателей может быть, активируются некоторые воспоминания) и уже 17 марта 1914 года генерал-лейтенант Тимченко-Рубан (в тот момент военный агент в Великобритании) телеграфировал в Военное министерство о том, что в компании разработали проектную документацию на бронированный автомобиль по заданию Технического управления. И даже согласны начать работы по сборке автомобилей для Русской Императорской Армии. Первые два бронеавтомобиля могли быть построены в течении двух месяцев после оплаты поставки (1400 фунтов стерлингов за машину), а затем – по четыре автомобиля в неделю. После того, как военные обсудили целый ряд условий с поставщиками, заключили контракт на поставку десяти машин.

Здесь читатель может задать вопрос – почему публикация называется «Бронеавтомобили Armstrong-Whitworth», а в тексте нет ни одного упоминания? Дело в том, что Armstrong-Whitworth разрабатывали корпус, а «Charles Jarrott and Willam Letts» в содружестве с «Crossley» предоставили шасси.

Заказанные машины должны были доставить к августу 1915 года. Но не дожидаясь исполнения заказа, военные заказали ещё тридцать машин, но уже на шасси от компании «Фиат». Причиной этого являлись уже поставленные в Российскую Армию бронеавтомобили «Изотта-Фраскини», построенные на шасси «Фиат». Эти машины требовалось поставлять по четыре штуки каждую неделю до 1 декабря 1915 года. Машины на базе шасси «Жаррот» прибыли в Петроград примерно в сентябре-октябре 1915 года, там же и были осмотрены Комиссией по бронеавтомобилям. Выводы военных по автомобилям были несколько неутешительными:

  • Задние рессоры не прикрыты бронёй, чувствительны к поломкам;
  • Колёса велосипедного типа (со спицами) не защищены бронёй;
  • Отсутствуют крепления для пулемётов;
  • Нет места для офицера, который управляет огнём пулемётов;
  • Заднее зеркало обеспечивает неудовлетворительный обзор;
  • Место водителя не оснащено спинкой (заменена ремнём);
  • Всего один выход;

Работы по доведению машин до боевых кондиций, Комиссия по броневым автомобилям решила поручить мастерским Запасной броневой роты и Военной автошколы к маю 1916 года. По требованиям Комиссии требовалось установить новые передние оси, усилить задние мосты дополнительными распорками, усилить передние части рам при помощи дополнительных распорок, прорезать дополнительные визирные броневые планки, а на крышах башен установить броневые колпаки для увеличения угла склонения пулемётов. Не забыли и про броневую защиту пулемётов. Кроме того, высота существующих пулемётных башен не позволяет вести огонь под большими углами наклона стволов, следовательно, вокруг машины оставалась большая мёртвая зона. Тогда командир Запасной броневой роты, капитан Халепский предложил переделать крышу корпуса в передней его части следующим образом – сделать скос корпуса перед башней с крышкой, что открывается в сторону, противоположную направлению стрельбы. Такая коробка была осмотрена и всесторонне исследована генерал-майором Соколовым, после чего им же одобрена для переоснащения всех бронеавтомобилей Запасной броневой роты и Офицерской стрелковой школы. Причём такой модернизации подверглись не только машины на шасси «Жарротт», но и «Фиат».

Бронеавтомобиль Armstrong-Whitworth на испытаниях - отличить от "боевой" модели можно по задним колёсам. Фотография в свободном доступе.
Бронеавтомобиль Armstrong-Whitworth на испытаниях - отличить от "боевой" модели можно по задним колёсам. Фотография в свободном доступе.

В сравнении между собой, эти машины достаточно резко отличались по надёжности – те, что были построены на шасси «Фиат», оказались намного надёжнее. Но время было не то, чтобы разбираться – постепенно на фронт были отосланы все бронеавтомобили, а на базе некоторых из них проводились опытные работы по установке зенитных пулемётов. По итогу всех боевых действий, до 1919-1920 годов дожило всего несколько штук.

Описание конструкции

В целом, отличий от британских бронеавтомобилей того времени Armstrong-Whitworth не имели. Но благодаря целому ряду дополнений, внесённых уже на территории Российской Империи, машины были заметно усилены.

Бронированный корпус и башни

Корпус бронеавтомобиля – стандартный, коробчатой формы с привычным разделением на отсеки. В передней части располагалось МТО, сразу за ним шёл отсек управления, а в середине-корме располагалось боевое отделение. Экипаж составлял четыре человека – водитель, командир машины (он же командир «стрелкового отсека» и два пулемётчика. Весь корпус собирался из листов стальной катаной брони толщиной в семь миллиметров. Днище, крыша корпуса и башен собирались из листов стальной катаной брони толщиной в 4 миллиметра.

Задние колёса на броневиках меняли по мере поступления. Фотография в свободном доступе.
Задние колёса на броневиках меняли по мере поступления. Фотография в свободном доступе.

Капот в передней части был защищён двустворчатым люком, который разрешалось открывать на марше для лучшего охлаждения двигателя. В боевой обстановке эти створки необходимо было держать закрытыми. Кстати, створки эти располагались под рациональными углами наклона к краям, что обеспечивало несколько лучшую защиту передней части капота. Также рациональный угол наклона придали скосу корпуса в передней его части – этот же скос оснащался смотровыми щелями для ориентирования на поле битвы, а также щиток мог подниматься целиком для лучшего обзора на марше. Для посадки-высадки экипажа на машине была установлена одна-единственная дверь, прорезанная в левом борту корпуса над задним колесом.

Схема корпуса бронеавтомобиля Armstrong-Whitworth. Изображение с сайта zonwar.ru
Схема корпуса бронеавтомобиля Armstrong-Whitworth. Изображение с сайта zonwar.ru

Борта были в основном плоскими, лишь под башнями были сделаны цилиндрические утолщения для облегчения работы пулемётчиков. Сбоку от башни располагались укладки, в которых располагался боекомплект для пулемёта. Сами пулемётные башни располагались на крыше корпуса по диагонали. Башни имели цилиндрическую форму со скошенной на две стороны крышей, отверстие для пулемёта и прицельных приспособлений прорезаны в лобовой части башни.

Вооружение

В качестве основного вооружения на бронеавтомобили обеих модификаций устанавливались два пулемёта Максим образца 1910 года, калибра 7,62 мм. Пулемёты могли вести огонь в различном направлении (башни, правда, приходилось крутить вручную, по образу и подобию той, что устанавливалась на бронеавтомобиль Накашидзе-Шаррон. При стрельбе пулемёты издавали неимоверный грохот – шумоподавления на таких машинах ещё долго не будет, поэтому экипажу было весьма некомфортно. Какую-то долю шума удавалось купировать при помощи авиационных шлемов «с ушами», но комфорта в бронеавтомобилях всё равно не хватало. Боекомплект, как я уже говорил, размещался в укладках рядом с башней, и на каждый пулемёт приходилось двенадцать снаряжённых пулемётных лент (в общей сложности – три тысячи патронов).

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве силовой установки на бронеавтомобилях могли использоваться (в зависимости от шасси) двигатели на 38 лошадиных сил от компании Armstrong-Whitworth, либо 60-сильные двигатели FIAT. Агрегаты представляли собой рядные четырёхцилиндровые бензиновые двигатели карбюраторного типа с жидкостным охлаждением. Они позволяли разгонять машины до 35 километров в час (шасси «Джарротт») или 50 километров в час (шасси «Фиат») по ровной дороге.

Колёсная формула собрана по формуле 4х2. При отключении полного привода (делалось вручную на базах путём отключения дифференциала), приводное усилие передавалось на задние колёса. Коробка передач – четырёхскоростная, включала в себя три «передние» скорости и одну заднюю.

Подвеска – рессорная, зависимая, «перекочевавшая» на боевые машины с гражданских автомобилей. Колёса – велосипедного типа, с ярко выраженными спицевыми опорами. Передняя часть шасси – односкатная, выполнялась из металлических колёс с литым резиновым бандажом. Задняя часть опиралась на двускатные колёса, также выполненные из металла, но уже с пневматическим опорным бандажом.

Боевое применение

В силу малого количества бронеавтомобилей, на фронте их применяли весьма ограниченно и каких-то конкретных боевых успехов они не продемонстрировали. Однако, как и большинство бронеавтомобилей того времени, они демонстрировали отвратную проходимость по «лунному грунту» полей сражений. При этом поддержка наступающей пехоты ими осуществлялась по всем задуманным командованием планам.

На фронтах их использовали вместе с другими бронеавтомобилями, таким образом выясняя пригодность той или иной боевой машины к боевым действиям – других методик качественного сравнения различных типов бронеавтомобилей не существовало. Скорее всего, по итогам этих испытаний и было принято решение о непригодности бронеавтомобилей Armstrong-Whitworth к использованию на Западном театре боевых действий. Поэтому уцелевшие машины были возвращены в Петроград и вновь поступили на вооружение Офицерской стрелковой школы.

Заключение

По старинной русской традиции, первый блин оказался комом. Однако первый блин, оказавшийся комом, успешно послужил и Русской Императорской Армии, и впоследствии – РККА. Прослужил, конечно, по простой причине – раз принят на вооружение, то дослуживай, всё равно другого пока нет. Но он стал первым серийным бронеавтомобилем, вставшим на вооружение РИА – именно эти лавры первенства мы ему и воздаём.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!