Бронеавтомобили «Маннесманн-Мулаг» по праву считались первыми артиллерийскими бронеавтомобилями, принятыми на вооружение Русской Императорской Армии. При этом нужно сказать, что собирали их буквально «на скорую руку», используя не самые лучшие технические решения. Но обо всём по порядку.
История создания
Первые, пока ещё локальные позиционные стычки, начавшиеся уже спустя пару недель после начала Первой Мировой Войны, показали – в императорской армии просто необходимы бронеавтомобили с тяжёлым вооружением. Уже тогда на вооружении РИА стояли пулемётные бронеавтомобили Руссо-Балт, но их боевой мощи было недостаточно для позиционных боёв. Дело в том, что Руссо-Балт тип С вооружались только пулемётами, а они бессильны против лёгких полевых укреплений, окопов и блиндажей. С этой целью армии потребовались бронеавтомобили с артиллерийским вооружением. Причём по старинной русской традиции, новое оружие нужно было «вчера».
Поэтому к конструированию бронеавтомобиля приступили в дикой спешке – учитывая, что военному ведомству предоставили ряд «быстрых» бронеавтомобилей в начале-середине сентября, а первый образец собрали к началу октября, даже спешкой этот процесс не назвать.
За основу нового проекта был выбран немецкий 4-тонный грузовой автомобиль Mannesmann-Mulag (несколько машин прибыло в Россию незадолго до начала войны). Их быстро «забронировали» - полностью закрыт был только капот и кабина водителя, остальные части прикрывались довольно невысокими броневыми бортами. На корме машины располагался коробчатой формы бронещит, который прикрывал артиллерийский расчёт. Вот и вся история – как видите, броневик можно было определить хлёстким немецким словом «эрзац».
В ноябре Ижорский завод получил заказ на бронирование ещё двух немецких грузовиков, которые поставили на фронт в марте 1915 года. Машины второй серии несколько отличались от первого варианта бронемашины, как по технической части (использовалось шасси от более лёгкого грузовика), так и по вооружению. Всего бронеавтомобилей на базе Mannesmann-Mulag было выпущено три штуки, следы которых теряются после 1921 года.
Описание конструкции
В целом, назвать эту машину полноценным бронеавтомобилем сложно – мощной брони не было, особым переделкам гражданский автомобиль не подвергался. Но оно и понятно, учитывая необходимость быстрого ввода в строй подвижной артиллерии.
Корпус
Боевая машина не отличалась какими-то дизайнерскими или инженерными изысками – минимальное количество бронелистов, расположенных под рациональными углами наклона. Из них можно назвать лобовой лист, прикрывающий радиатор, лобовые листы кабины водителя, а также фронтальную часть защитного кожуха орудия. При этом, как я уже говорил выше, полностью бронированы были только капот (прикрывал силовую установку) и кабина водителя. Однако бронировано не бездумно – эксплуатационные люки, смотровые щели, защитные створки радиатора, всё это было продумано.
Моторный отсек получил полное бронирование толщиной в пять миллиметров. Сразу за ним располагалась двухместная бронированная кабина, в которой располагался механик-водитель и командир машины. С правой по продольной проекции части машины располагался водитель, с левой – командир, вооружённый пулемётом. Доступ в кабину осуществлялся через две довольно небольшие скруглённые двери. Иными путями в кабину было не попасть.
Сразу за кабиной расположилась открытая «палуба» - на ней, за относительно невысокими бортиками располагалась тумбовая установка для пушки, вращавшаяся на на 260 градусов. Между тумбой и кабиной, в борту, располагались две амбразуры со шкворневой установкой для монтажа пулемёта (он при необходимости перемещался справа налево и наоборот). Но про пулемёт справедливо только на первой машине – на остальных двух единицах пулемёта в кузове уже не было.
Вооружение
Орудием главного калибра, устанавливаемым на первый бронеавтомобиль, стала 47-мм морская пушка Гочкиса – нарезная скорострельная пушка, разработанная для лёгких кораблей. Орудие появилось в 1885 году, и к началу Первой Мировой Войны уже стремительно устаревало. Однако оно было оптимальным для бронеавтомобиля – лёгким и точным. Также можно сказать о её высоких бронебойных качествах (непосредственно у дульного среза она могла пробить до 80 мм брони) – хотя с бронированными целями ей бороться и не требовалось. Основным боеприпасом для этой пушки была осколочная граната в чугунном или стальном корпусе. Снаряд весил всего полтора килограмма и мог пролететь почти пять километров при угле возвышения в 10,5 градусов.
Машина имела огромный боекомплект – на неё грузили 1200 выстрелов для 47-мм пушки и 8 000 патронов (32 ленты) для пулемётов.
Однако последние две машины имели на вооружении 37-мм полуавтоматическую пушку Гочкиса, которую многие читатели знают под названием Puteaux SA18. У них был не менее внушительный боекомплект, зато большая скорострельность и легче обслуживание. Углы горизонтальной наводки были ограничены всего 16 градусами (виной тому короб), а в случае необходимости осуществлялся доворот всей тумбы.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
«Сердцем» первого бронеавтомобиля служил рядный бензиновый 4-цилиндровый двигатель Mannesmann-Mulag мощностью в 50 лошадиных сил, на следующих двух – такой же двигатель, но уже мощностью в 42 лошадки (вторая и третья были построены на базе облегчённой модели с грузоподъёмностью в три тонны). Коробка передач – механическая, четырёхступенчатая. Приводное усилие через цепи Галля передавалось на задний мост (колёсная формула 4х2), к которому присоединялись двускатные колёса с резиновыми бандажами (для пулестойкости). Оба моста покоились на зависимой подвеске, образованной полуэллиптическими стальными рессорами, что не придавало комфортности в движении.
Боевое применение
Все три бронеавтомобиля стояли на вооружении одного подразделения – Первой автопулемётной роты, которая практически всю войну не вылезала из боёв. За всё время боёв был потерян только один броневик – первый из серии, его сожгли немцы, попав в двигатель. При этом военные высоко оценили боевые машины, правда не столько за их эффективность, сколько за эффективность и самоотверженность их экипажей.
Например, в Википедии описан вот такой случай:
21 ноября 1914 года около 3 часов ночи 4-й взвод 1-й АПР (один броневик «Руссо-Балт тип С» и «Маннесманн-Мулаг») под командованием штабс-капитана П.В. Гурдова получил приказ выдвинуться по Ласскому шоссе, где немцы активно наседали на левый фланг 66-го Бутырского пехотного полка. Отправившиеся на подмогу броневики прибыли как раз тогда, когда немцы всё-таки смогли сбить бутырцев с их позиций — русские войска начали отступать, а немцы подступили к шоссе вплотную. Бронеавтомобили Гурдова врезались в наступавшие цепи немцев с ходу, открыв ураганный огонь из всех пулемётов. Ошарашенные немцы прекратили атаку и залегли, открыв ответный винтовочный огонь. Дистанция была предельно короткой — около 50 метров, и немецкие пули прошивали броню русских машин, раня их экипажи. Все бойцы Гурдова были ранены, сам штабс-капитан получил ранение в левую сторону шеи, четыре пулемёта из шести вышли из строя. Отстреливаясь из оставшегося оружия, раненые члены экипажей под огнём противника вручную откатили броневики к позициям Бутырского полка, откуда их впоследствии отбуксировали в тыл. За этот бой штабс-капитан Гурдов был награждён орденом Святого Георгия IV степени, став первым георгиевским кавалером роты.
Остальные две машины, я уверен, прошли не менее славный боевой путь, однако после Октябрьской революции, скорее всего, были захвачены РККА – по крайней мере, один из них участвовал в параде, посвящённом годовщине Октября. Куда делся второй, и был ли он захвачен РККА, я так и не нашёл, однако есть документ от мая 1921 года, согласно которому один броневик Mannesmann-Mulag отправлен на утилизацию по причине «крайнего износа и устарелости».
Заключение
Нельзя сказать, что данная модель бронеавтомобиля получилась хорошей – хотя тут можно всё списать на катастрофическую нехватку времени и квалификации. Создававшийся во многом «на свой страх и риск», в условиях практически полного отсутствия опыта боевого применения подобных машин и к тому же в сжатые сроки, «Маннесманн-Мулаг» обладал как сильными, так и слабыми сторонами. Огневая мощь броневика вполне соответствовала требованиям, хотя фугасные гранаты 47-мм орудия были несколько слабоваты. Установка на последующих машинах 37-мм орудия Гочкисса отчасти решила эту проблему, заодно повысив показатели скорострельности. Правда, размещение пулемётов было не совсем удачным — выдвигаясь в бой задним ходом (в соответствии с практиковавшейся в то время тактикой применения бронеавтомобилей), броневик практически не мог вести пулемётного огня по противнику. Поскольку стационарных кормовых пулемётных установок не предусматривалось, стрелять из пулемёта можно было только «с борта», при этом пулемётчик подвергал себя опасности быть серьёзно раненым. Серьёзным минусом было и неполноценное бронирование машины, не обеспечивавшее до́лжного уровня защищённости экипажа и узлов машины. Кроме того, броневик в целом был весьма громоздок и неповоротлив, что снижало его тактическую ценность. Зато это был бесценный опыт, который пригодится позже, при создании других моделей бронеавтомобилей.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!