Найти в Дзене
Китайский специалист

McDonnell Douglas DC-X: ракета, которая была на 30 лет впереди времени. Часть 1

Оглавление

DC-X, или Delta Clipper Experimental, — проект, который доказал: вертикальный взлёт и посадка (VTVL) для ракет — это не фантастика, а вполне реальная штука. Эта небольшая, но амбициозная ракета была предшественницей современных многоразовых систем, вроде SpaceX Falcon 9. Давайте разберёмся, почему DC-X — это как iPhone до Стива Джобса: новаторская идея, опередившая свою эпоху.

Что такое DC-X?

DC-X был прототипом многоразового одноступенчатого аппарата (Single Stage To Orbit, SSTO), который разрабатывался в начале 1990-х годов. Проект финансировался DARPA (американское агентство перспективных исследований) и НАСА.

Основные цели:

  • Продемонстрировать технологию вертикального взлёта и посадки.
  • Проверить быструю повторную подготовку ракеты к полёту (аналог авиационного подхода).
  • Сделать космос доступным (или хотя бы попытаться).

Характеристики:

  • Высота: около 12 метров.
  • Диаметр: 4 метра.
  • Двигатели: 4 RL-10A-5 (те самые, которые до сих пор ставят на ракеты Atlas и Delta).
  • Топливо: жидкий водород и жидкий кислород.

Чем DC-X был крут?

  • Вертикальная посадка:
    DC-X мог взлетать и садиться на хвост, как корабли из фантастики. Представьте это в 1993 году, когда основной тренд космонавтики был «одноразовые ракеты, как коробки для пиццы».
  • Повторное использование:
    Команда хотела сократить время между полётами до двух недель. Для сравнения: Space Shuttle требовал нескольких месяцев.
  • Минимум персонала:
    Подготовка DC-X к запуску занимала небольшую команду и ограниченное оборудование. Это был намёк, что будущее космоса — не в огромных бюджетах, а в эффективных технологиях.
  • Автономность:
    Ракета использовала компьютерные системы для управления полётом и посадкой. Это был прорыв в автоматизации полётов.

Краткая история запусков

  • Первый полёт: август 1993 года. Полёт был коротким, но успешным — ракета взлетела, зависла в воздухе, а потом аккуратно приземлилась.
  • В течение 1993–1996 годов DC-X совершил 12 тестовых полётов. Каждый раз инженеры усложняли задачи: увеличивали высоту, тестировали манёвры и посадки.

Почему проект закрылся?

DC-X закрылся из-за классической проблемы: не хватило денег и политической воли. В 1995 году НАСА взяло проект под своё крыло, переименовав его в DC-XA. Однако в 1996 году прототип был разрушен из-за пожара при посадке.

Основные причины закрытия:

  • Скептицизм в отношении SSTO (на тот момент считалось, что одноступенчатая ракета не сможет вывести полезную нагрузку на орбиту).
  • Перераспределение бюджета в сторону Space Shuttle.
  • Отсутствие заинтересованных коммерческих инвесторов.

Наследие DC-X

Хотя DC-X так и не вышел за рамки прототипа, его идеи вдохновили новое поколение инженеров. SpaceX, Blue Origin и другие компании взяли на вооружение концепцию VTVL. Например:

  • SpaceX Falcon 9 садится на баржу — это прямой наследник идеи DC-X.
  • Blue Origin с её ракетой New Shepard практически повторяет логику полётов DC-X.

Итог

DC-X стал примером того, как большие мечты иногда сталкиваются с суровой реальностью. Он не изменил космонавтику в 90-х, но показал путь для инноваций в будущем. Как говорится, иногда нужно упасть, чтобы потом летать выше. DC-X упал, но его идеи продолжают жить.

Продолжение...

Здесь можно было бы сделать четыре подборки, но мы ограничились тремя:

Космос и космонавтика | Китайский специалист | Дзен
Лунная афера и конспирология | Китайский специалист | Дзен
Илон Маск | Китайский специалист | Дзен