Основанный в 1913 году Кирстенбош (Kirstenbosch) считается одним из самых красивых ботанических садов в мире. И дело здесь не только в его наполнении, но и в расположении. Сад раскинулся на восточных склонах Столовой горы и является частью охраняемой территории капской флористической области. С его титулом сложно не согласиться, ведь с садом ли или без него — здесь уже кругом живописно :)
Походим задумчиво по его тропинкам и прислушаемся к историям, которые нам поведает сад...
На входе нас встречают две композиции очень популярного и очень современного фигуративного скульптора Дилана Льюиса (Dylan Lewis). У художника есть свой сад скульптур в Стелленбосе, который непременно рекомендуем посетить в перерывах между блужданиями по местным винодельням.
Скульптуры в Кирстенбоше периодически меняют. Нам достался «Гепард, преследующий оленя». Современное африканское искусство, к которому мы только что имели удовольствие приобщаться в музее Цайца, решило отпускать нас постепенно :)
В Кирстенбоше разветвлённая сеть тропинок, причём часть из них уходит гулять по подножию Столовой горы, а по некоторым вообще можно забраться на самый её верх.
Конечно, увидеть всё за одно посещение невозможно и, возможно, не нужно. Поэтому мы пошли гулять по саду туда, куда глядели наши многочисленные глаза...
И первым делом оказались перед витриной, где нам рассказывают и показывают местный финбос.
Финбос, как мы помним, это собирательное имя местных мелких кустарников, которое придумали первые голландские поселенцы. Ну как придумали — просто взяли два своих голландских слова: фин — мелкий, бос — кустарник. Подробнее о его уникальности и о том факте, что мы сейчас находимся в объекте всемирного природного наследия Юнеско, можно прочитать здесь.
* * *
Дальше нас встретил эвкомис осенний (Eucomis autumnalis), или как его ещё называют за отдалённое сходство цветка этого растения с ананасом — ананасная лилия.
Никакого отношения спаржевый эвкомис к бромелиевым ананасам «из Пятёрочки» не имеет. Зато из-за своих небывалых целебных свойств находится под угрозой исчезновения в дикой природе, о чём нам и сообщает табличка невероятных размеров, загораживающая добрую четверть куста.
А ещё эти цветы опыляются только лишь помпилидами (не путать с помполитами :), по-нашему — дорожными (или паучьими) осами, охотящимися на пауков, чтобы отложить в них потомство. Информация не столь важная, кроме разве что мелочи, закравшейся в наши головы — если есть осы, то где-то рядом есть и пауки :)
* * *
Следом мы прошли под деревом с забавными плодами в виде набалдашников от булавы. Наверное, кто-то может узреть в них далёких родственников наших отечественных каштанов.
Вот ровно так же узрел и Вильям Бурчел (тот самый, в честь которого зебры :), давший этому дереву народное имя капский каштан — за сходство с обычным, «конским». В действительности же это калодендрум капский (Calodendrum capense), что с греко-латинского означает «капское прекрасное дерево».
Далёкий родственник цитрусовых — это можно почувствовать, пошамкав его листочек в руках. Прекрасным же он становится во время цветения, когда вся крона превращается в розовое облако цветов, из-за чего его активно используют в декоративном озеленении.
К сожалению, сейчас на дворе южноафриканская осень, поэтому нам досталось лишь пожинать его плоды.
* * *
По тенистым сказочным тропинкам мы продолжили своё путешествие по саду...
И вышли на очередную лужайку, подпоясанную великолепным баньяном. Это — фикус кратеролистный (Ficus craterostoma), который носит ещё имя лесного фикуса, а также более интригующее — фикус-душитель.
Начиная свою эпифитную жизнь в трещинках коры другого ничего не подозревающего дерева, фикус активно разрастается и завоёвывает своё жизненное пространство. Крона фикуса начинает забирать себе весь солнечный свет, а воздушные корни, прикоснувшись к земле, одревесневают, образуя вокруг носителя новый ствол, сотканный из сотен переплетённых корней.
Иногда это заканчивается печально для первого дерева. Такую драматичную сцену мы видели в Китае, о чём обязательно расскажем в одной из следующих историй :)
* * *
Съел ли кого этот фикус, мы не выясняли, потому что наше внимание привлекла куссония метельчатая (Cussonia paniculata), или горное капустное дерево.
В Африке оно ходит под ещё одним именем — киперсольское дерево (Kiepersol tree), что в переводе со смеси Бог знает каких языков означает «зонтичное» из-за сходства розеток листьев с маленькими бумажными зонтиками от солнца.
В городке провинции Мпумаланга, названном в честь этого дерева Kiepersol, ходит занятная легенда.
Во время англо-бурской войны трое английских солдат были замечены бегущими по саванне от дикого льва в сторону высокого дерева с криком: «Kiepersol, Kiepersol, Kiepersol!»…
А о том, чем закончилась эта легенда — читайте уже в следующей истории!
* * *
Подписывайтесь, если понравилось! Это лучшее «спасибо», о котором только может мечтать автор любого канала :)
Оглавление
- ЮАР. Часть 18. Истории из сада Кирстенбош, или If ye seek his Monument, look around
- продолжение следует...