После небольшого перерыва мы вновь продолжаем своё путешествие!
Город Херманус, где нас оставил вчерашний день, славится на весь мир своими китами. Знающие люди говорят, что летом и осенью вода здесь буквально кипит от их жизнедеятельности! А зимой они все расплываются по своим делам и Херманус превращается в обычный тихий городок на побережье Атлантики.
Поэтому, собрав вещи и простившись на время с океаном, мы тронулись в путь.
Сегодня мы хотим навестить винодельни Франcхука, а по пути проехаться по знаменитым живописным дорогам: прибрежному Кларенс Драйву (Clarence Drive) и горно-серпантинному перевалу Франcхука (Franschhoek Pass).
Кстати, если вас когда-нибудь вдруг неожиданно заинтересует вопрос, как всё-таки правильно говорить — Франcхук или Франшхук, то знайте — и так, и так. В первом случае используется произношение языка Африкаанс (Франсхук, Стелленбос), а во втором — европейское (Франшхук, Стелленбош).
Как известно, все дороги на нашей планете делятся на обычные и самые красивые в мире. Промежуточных вариантов не бывает :) Разве кто-нибудь назовёт свою дорогу «красивой, но не самой»? Кларенс Драйв же конечно относится ко второй группе.
Не будем обижать наших африканских друзей и скажем, что дорога, конечно же, симпатичная.
Ну а наш Чуйский тракт, или Атлантическая дорога в Норвегии, или Хайвей №1 в Калифорнии лишь тихонько улыбнутся, как улыбается взрослый человек при виде ребёнка, летающего по комнате в костюме супермена :)
* * *
С перевалом Франcхука всё оказалось несколько сложнее. Эта дорога часто страдает из-за непогоды. Так, в сентябре 2023 года мощные ливни, продолжавшиеся несколько дней, превратили журчащие по склонам ручейки в мощные грязевые потоки, которые размыли перевал в нескольких местах.
Восстановительные работы всё ещё идут, а транспорт пускают по расписанию, в которое мы, увы, протиснуться не смогли. Откуда мы всё это узнали? Не знаю :) Какое-то провидение и слухи, носящиеся по интернету, побудили нас зайти на сайт департамента строительства Западного Кейпа и осознать, что, проехав несколько сотен километров, мы упрёмся в знак «Проезд закрыт» и придётся возвращаться назад и объезжать. А это было просто недопустимо, ведь у нас уже забронирована экскурсия на винодельческие трамвайчики Франcхука :)
* * *
Пока мы ехали по землям Капской провинции, в голове постоянно крутилась мысль — а ведь вот по этим самым местам несколько сот лет назад путешествовал наш замечательный соотечественник Иван Александрович Гончаров! Интересно, вернувшись обратно, перечитать в «Фрегате Паллада» его воспоминания о Южной Африке, Капштате, Веллингтоне и других местах.
Если от Франсхука немного подняться строго на север, то на региональной дороге R301 между Веллингтоном и Сиресом можно увидеть горный перевал, носящий имя Bain's Kloof Pass (горный перевал Бэйна).
Именно его строительство Гончаров застал и описал в одном из фрагментов «Фрегата». Только строил перевал не Томас Бэйн, о котором шла речь в одной из предыдущих историй, а его отец — Эндрю Геддес Бэйн.
Оба эти персонажа оживают на страницах очерков. Бэйн-отец (у Гончарова — Бен) устраивает нашей делегации личную экскурсию по строящемуся перевалу, показывает тюрьмы с заключёнными, трудом которых, собственно, он и строился, поит, кормит, развлекает. Рядом суетится, помогает «белокурый, краснощёкий молодой человек» — Бейн-сын, который ещё даже не знает, что скоро войдёт в историю Южной Африки как один из самых выдающихся инженеров-строителей и что благодарные потомки русских гостей (т.е. мы) будут включать его дорогу семи перевалов (Seven Passes Road) в список обязательных объектов для посещения.
С этими мыслями мы доехали до Франсхука.
Близился полдень. Покидав машины, мы пошли охотиться на знаменитый «трамвайчик», который, как нам обещали, должен был увезти нас в сказку...
* * *
Подписывайтесь, если понравилось! Это лучшее «спасибо», о котором только может мечтать автор любого канала :)
Оглавление
- ЮАР. Часть 14. Дорога во Франcхук, или О том, как южно-африканский инженер Бейн поил чаем русского писателя Гончарова
- продолжение следует...