Вдоль всего южного побережья Африки возвышаются Капские (складчатые) горы. Нерушимой стеной загораживают они побережье от остального континента. Этот барьер создаёт уникальный микроклимат, благодаря которому в регионе произрастает множество неповторимых растений, не встречающихся больше нигде в мире. Это — Дорога Садов, по которой мы сейчас и путешествуем.
Промчавшись от маяка Сил-Поинт 100 километров по идеально ровной дороге, мы остановились у моста Пола Соера (Paul Sauer Bridge) через Штормовую реку (Storms River). Остановились и удивились…
Этот мост был не первым и не последним на нашем пути, но рядом с ним специально построили смотровую площадку, чтобы любопытствующий турист мог оценить, где именно он едет. Из окон машины вы этого просто не успеете сделать!
А посмотреть тут есть на что. Капские горы прорезаны долинами рек, иногда превращающимися в глубокие каньоны с отвесными стенками, через которые перекинуты высокие арочные мосты.
Представьте, что вам нужно переправиться с левого берега на берег правый.
Да ещё с лошадкой, да ещё с повозкой. Лошадка с повозкой, конечно, останутся и будут с любопытством наблюдать за вами. Правда, недолго…
Свободно и быстро ездить вдоль южного берега Африки мы научились совсем недавно. Раньше это был труднопреодолимый квест. Конкретно мост Пола Сойера (мост Штормовой реки) был построен в 1956 году и имеет высоту 120 метров над уровнем воды. Какое-то время он был самым высоким на трассе N2, пока в 1983 году на ней же не был построен мост Блукранс высотой 216 метров, где сейчас работает один из самых высоких (по высоте свободного падения) банджи-джампингов в мире.
Пытливый читатель может задаться вопросом, а как же раньше люди и звери преодолевали эту пропасть?
В 1879 году известный в те времена дорожный строитель Томас Бэйн нашёл место, где русло Штормовой реки было неглубоким, и построил там мост.
Самое интересное, что вверх и вниз по течению от этого места русло снова превращается в глубокий каньон, а здесь, на сравнительно небольшом пятачке, реку можно просто перейти. Это, кстати, подметили древние слоны, жившие в этих местах сотни лет до прихода человека цивилизованного, и именно здесь проходили их пути сезонной миграции.
Сейчас старый мост уже не используется по назначению — ездить по нему на автотранспорте запрещено. Старая дорога превращена в пешую прогулочную тропу, а мост Томаса Бейна на ней — достопримечательность, рядом с которой соорудили зону для пикника.
Сфотографировав (новый) мост со всех сторон, мы поехали к устью этой самой Штормовой реки, находящейся в национальном парке Цицикамма (Tsitsikamma National Park), что в переводе с койсанского языка означает «место, где много воды» («Place of Many Waters»). Название самой реки связано с её бурным характером и частыми штормами, которые происходят в её устье.
У устья реки обустроены разнообразные туристические мероприятия. Здесь начинается пятидневная тропа Выдры (Otter trail), которая (конечно же) считается одной из самых красивых в мире. По реке можно сплавиться на каяке.
Утверждается, что сделать это могут люди всех возрастов, ибо это не рафтинг, а тихий и спокойный каякинг вдоль отвесных стен живописного каньона. Мы скептически отнеслись к этим заверениям, потому что на самом выходе, где река встречается с водами океана, становится уже не так спокойно и безмятежно. Хотя надо отдать должное — сам каньон живописен.
Для туристов, не столь отважных или не имеющих такого количества времени, над рекой и вдоль берега протянули два подвесных моста, являющихся главной местной достопримечательностью. Второй мост подвешен ровно над местом впадения Штормовой реки в Индийский океан.
Длинные, развевающиеся на ветру над бушующим океаном мосты, трепещущие от каждого вашего шага. А внизу грохочущие волны разбиваются о скалистые берега, унося зазевавшихся путников в безбрежные просторы мирового океана. Примерно такие картины рисуются в воображении, когда гуляешь по этим подвесным сооружениям.
Тропа после подвесных мостов выходит на галечный пляж, где желающие могут попытать своё счастье помочить ноги в Индийском океане.
Правда, затея эта рискованная, так как за прошедшую неделю путешествия мы заметили, что воды здешних океанов тяжёлые, сильные, и, как уже было отмечено выше, норовящие утянуть вас с собой в кругосветное плавание.
Те, кто ещё не слишком сильно утомился, могут отсюда взобраться по короткой, но очень крутой тропе на вершину горы на смотровую площадку. Мы, конечно, уже были сильно утомлены, но разве можно пройти мимо тропы на вершину горы? :) И мы поползли наверх. Наверху открываются духозахватывательные виды на...
…облака. Но если повезёт, они могут открыться на устье, реку, океан и высокий берег, поросший древним коренным лесом.
Мы же присели на скамейку, утопающую в белоснежных облаках, и задумались о том, как эти Капские горы появились на свет.
* * *
Капские складчатые горы состоят из нескольких параллельных хребтов и внешне выглядят так, как будто кто-то смял юг Африканского континента. Собственно, именно это и произошло когда-то, откуда и пошло название гор — складчатые.
Капские горы гораздо древнее Великого Уступа, они начали зарождаться более 500 миллионов лет назад, когда ещё существовал суперконтинент Гондвана.
В какой-то момент времени от него начало отделяться Фолклендское плато, и на месте разлома возникло большое внутреннее море Агульяш. На дне этого моря стали откладываться песчаные отложения, которые за несколько сотен миллионов лет накопились в достаточном количестве и уже успели окаменеть. Затем, примерно 300 миллионов лет назад, по причинам, которые нам неведомы, Фолклендское плато решило вернуться обратно и двинулось в сторону суперконтинента.
И именно в этот самый момент уже окаменевшее к этому времени дно моря Агульяш под мощным натиском литосферной плиты начало сжиматься, что и привело к образованию складок, дошедших до наших дней под именем пояса Капской складчатости, или просто — Капских гор. Что произошло потом, нам известно: 150 миллионов лет назад Фолклендское плато вместе с некоторыми другими кусками литосферы уплыло от Африки, оставив после себя Капские горы, вдоль которых мы сейчас и едем.
* * *
Вдоволь нагулявшись по одному из самых красивых мест парка Цицикамма, мы двинулись в наш отель — Fynbos Golf and Country Estate, где поймали один из самых красивых своих закатов. Правда, сфотографировать успели только его кусочек :)
Кстати, со словом финбос (fynbos) связана интересная история. Мы впервые столкнулись с ним в названии именно этого отеля. Оказалось, что финбос — это тип кустарниковой растительности, преобладающий на территории Капских областей ЮАР, где мы сейчас находимся, и характеризующийся наличием вечнозелёных жёстколистных растений, способных выдерживать экстремальные условия климата, включая жару, холод и даже периодические пожары. С африкаанс финбос означает «мелкий кустарник».
Но интересно не это. Биологи, то есть ботаники, в своё время районировали поверхность суши на так называемые флористические царства, отличающиеся особенностями произрастающей на них флоры.
Всего их шесть (согласно одной из схем районирования): голарктическое (в частности, в него входит наша страна), палеотропическое, неотропическое, капское, австралийское и голантарктическое. Так вот, примечательным является то, что капская флора, включающая в себя в том числе финбос, — единственная в мире, которая удостоилась выделения в отдельное флористическое царство.
Другой удивительный факт заключается в том, что Капское флористическое царство хоть и самое маленькое из шести существующих, но при этом оно самое богатое на Земле с точки зрения видового разнообразия, благодаря чему, собственно, флора Капских регионов и была удостоена отдельного царства.
Но и это ещё не всё. Из-за своей ботанической уникальности этот регион был включён в список Всемирного природного наследия Юнеско. Как следует из информации с сайта Юнеско
«…флористический регион Кейпа является одним из самых богатых растениями по сравнению с любым другим районом аналогичного размера в мире. Он занимает менее 0.5% площади Африки, но содержит почти 20% флоры континента. Выдающееся разнообразие, плотность и эндемизм флоры являются одними из самых высоких в мире. Около 69% из примерно 9000 видов растений в регионе являются эндемичными. Капский флористический регион был признан одним из 35 «очагов биоразнообразия» на нашей планете»
Последняя фраза звучит, быть может, не очень понятно, но красиво :)
И наконец, третий интересный факт — это то, что самым известным представителем этого суперуникального биома финбос является растение, которое мы все очень хорошо знаем и, местами, любим. А именно — ройбуш (Rooibos), высушенные тонкие как хвоинки листики которого мы завариваем себе в ароматный и исключительно полезный травяной чай.
Правда, если мы хотим единообразия в окончаниях, то следует говорить либо ройбос, либо финбуш :) Теперь мы даже понимаем, что у финбоса и ройбуша одинаковые корни. Fynbos — это «низкорослый куст», а rooibos — это «красный куст».
Ройбуш — эндемик Капской флористической области. Он растёт только здесь — севернее Кейптауна в районе Кедровых гор.
Его пытались культивировать на других континентах, но безуспешно. Для произрастания этого кустарника требуется особая экосистема, которая есть только в Капской провинции. Поэтому всякий раз, заваривая себе ройбуш, помните, что вы пьёте фиточай из уникального эндемичного представителя кустарникового биома финбос, удостоенного быть частью отдельного флористического царства на нашей планете и не растущего больше нигде, кроме как в ЮАР.
На этом очередной исключительно насыщенный день нашего путешествия подошёл к концу…
* * *
Подписывайтесь, если понравилось! Это лучшее «спасибо», о котором только может мечтать автор любого канала :)
Оглавление
- ЮАР. Часть 10. Река Штормов в парке Цицикамма, или Откуда есть пошёл самый известный фиточай на планете