Прошлая серия наших приключений в Кейптауне закончилась на том, что мы случайно перешли на тёмную сторону, воспользовавшись в районе Бо-Каап услугами парковщика без жёлтого жилета. Деньги он не взял, а попросил лишь «купить что-нибудь поесть для своей сестрёнки в ближайшем магазине», куда мы и отправились.
В магазине он повёл нас к полкам и взял с них… нет, не баночку тушёнки, а шоколадный батончик. «Ну ОК, — думаем мы: Сестрёнка в принципе с голоду не умирает. Пусть будет батончик». Но далее к этому батончику начинают присоединяться пакеты печенья, конфеты, другие батончики... Мы срочно идём к кассе, а тем временем продуктовая корзина сестрёнки всё продолжает и продолжает расти.
«Это всё для май литл систа», — говорит мальчишка, глядя на нас жалобными глазами, и протягивает коробку памперсов, размером, думаю, с саму сестрёнку. Тут же со всех сторон начинает подходить появившаяся из ниоткуда детвора, каждый берёт что-нибудь с полки и кладёт в общую кучу. «Какие замечательные малыши! — думаем мы: Столько эмпатии и заботы о маленькой сестрёнке!»
«Сколько всё это стоит?» — спрашиваем мы у кассира. Добрый кассир насчитал нам примерно на 10 тысяч отечественных рублей. На этом наши игры в «сестрёнку» закончились и мы на глазах у изумлённой публики исчезли. Мальчишка, поняв, что ему ничего не светит, пустился нас догонять со словами: «Ладно, дайте хотя бы ваши 10 рандов!» Но было уже поздно. Проехав 20 метров и завернув за угол, мы припарковали машину с помощью парковщика в жёлтом жилете и, наконец, вздохнув свободно, пошли гулять по кварталу.
Гуляли мы недолго. Несмотря на всю свою известность, Бо-Каап — это обычный жилой квартал обычного Кейптауна, поэтому бездомных попрошаек, хипстеров и прочего народонаселения здесь достаточно, чтобы напряжение внутри вас гудело как трансформаторная будка. Другое дело — набережная Виктории и Альфреда, где мы, как и было обещано, смогли расслабиться и погулять как белые (простите) люди.
* * *
Следующий по плану — музей современного искусства Африки Цайца (Zeitz Museum of Contemporary Art Africa). Крупнейший в своём роде музей носит имя своего сооснователя Йохена Цайца, известного ныне как председателя правления, президента и генерального директора компании Harley-Davidson. Расположен MOCAA в здании бывшего зернохранилища, поэтому любители архитектурных изысков могут посетить его только ради того, чтобы посмотреть на зерновой элеватор в разрезе.
Искусство начинается сразу же при входе в здание, ведь оно само уже им и является. Проект выполнялся студией Томаса Хизервика (Heatherwick Studio) и этого одного достаточно, чтобы включить Zeitz MOCAA в программу посещения Кейптауна.
В теле сорока двух 33-метровых бетонных силосных башен был аккуратно вырезан широкий атриум, по бокам которого теперь изящно порхают стеклянные лифты.
Стеклянная крыша атриума является одновременно произведением искусства в духе «космического алфавита» западноафриканского художника Эль Локо (El Loko) и полом для сада скульптур молодого южноафриканского художника Кайла Морланда.
В бывшем сортировочном блоке инсталлированы отель, ресторан, сувенирный магазин и прочие приятные мелочи, окружённые знаменитыми «трёхмерными» окнами, «отражающими калейдоскоп текстур и цветов, меняющихся в течение дня».
* * *
Сами экспозиции описывать подробно, думаю, не стоит. Современное искусство — оно и в Африке современное :)
Фотовыставка, посвящённая Сальвадору Альенде, сменяется залом, в котором на трёх больших экранах африканские женщины совершают ручные гигиенические процедуры: моют руки, вытирают, намазывают их кремами — всё это под африканские национальные песни.
Очень занимательно, но не очень понятно, но всё же занимательно :)
В следующем зале нас встречает стена из пивных бутылок, подвешенных на верёвках, сплетённых из разноцветных тряпочек.
Видимо, это стена, которую мы сами себе сооружаем на пути к нашим целям. Стена, которую тем не менее можно преодолеть, ведь она из тряпичных верёвок, натянутых тяжестью пивного бремени.
Здесь же на полу находится ещё одна интерактивная инсталляция — девять стопок с принтами. Смысл экспозиции в том, что вы можете/должны взять с собой один из понравившихся плакатов. С одной стороны вы унесёте с собой частичку африканского искусства, с другой — поучаствуете в работе самой инсталляции, ведь по замыслу авторов — чем популярнее принт, тем меньше будет его стопка. По сути, перед нами — объёмная гистограмма распределения зрительских антисимпатий.
В остальных залах было всё также очень мило, очень современно — где-то пели, где-то плясали, тут у вас внезапно садится зрение, потому что вокруг висят сильно размытые фотографии, а здесь всюду валяются рабочие инструменты и прочая утварь, в следующем тёмном зале вы можете лечь на мягкий пол и смотреть, как по стенам и потолку шебуршатся под космическую музыку струйки света, и так дальше из зала в зал, из экспозиции в экспозицию вы погружаетесь в мир удивительного современного африканского искусства.
Наверное, подытоживая неоднозначное впечатление от увиденного, можно сказать, что, спустя год, я бы с удовольствием посетил это место ещё раз :)
Но день на этом не закончился. Следующий объект по расписанию — ботанический сад Кирстенбош. После красоты интеллектуальной захотелось красоты природной :)
* * *
Подписывайтесь, если понравилось! Это лучшее «спасибо», о котором только может мечтать автор любого канала :)
Оглавление
- ЮАР. Часть 17. Zeitz MOCAA, или Несколько слов про современное искусство Африки
- продолжение следует...