Як-52 — учебно-тренировочный спортивный самолёт, созданный в 1974 году на базе Як-50, способный обучить лётчика с нуля до уровня мастера спорта по пилотажу.
Подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!
Оснащённый двухместной кабиной для ученика и инструктора, он получил модернизированную топливную систему для перевёрнутых полётов, оборудование для работы в сложных метеоусловиях и возможность буксировки планёров. Первый полёт состоялся в 1974 году, серийное производство велось в Румынии с 1979 по 1998 годы, за этот период выпущено 1800 самолётов, из которых 339 поставлено в СССР и Россию. Самолёт активно использовался для начальной подготовки пилотов в СССР.
Як-52 представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, убирающимся трёхопорным шасси и звездообразным двигателем М-14П мощностью 360 л.с. Крыло однолонжеронное с металлической обшивкой, хвостовое оперение свободнонесущее. Кабина двухместная, скомпонована по схеме тандем и оснащена системой отопления и вентиляции, а нормальная работа агрегатов обеспечивается при температуре до -45°C. Управление — спаренное, тросовое и жёсткое, с ручным и ножным контролем. Шасси убиралось не полностью для снижения момента инерции, что улучшало пилотажные характеристики. Также это давало возможность безопасной посадки даже при убранном положении. Топливо размещено в двух баках по 62 л, встроенных в консоли крыла.
После войны во Вьетнаме военными многих стран была осознана важность борьбы с партизанскими формированиями. «Нам нужен самолёт, который может заглядывать в окна и бросать бомбы в дымовую трубу» — так формулировали требования генералы ВВС. Сегодня с этой задачей справляются беспилотники, а в 1970-е годы ещё не был создан даже штурмовик Су-25. Нужна была машина, более быстрая, чем вертолёт, и более маневренная, чем истребитель. Для решения этой задачи в ОКБ А.С. Яковлева решили превратить Як-52 в лёгкий штурмовик.
В качестве «подопытного» взяли второй предсерийный Як-52 зав.н. 780102.
Опытный самолёт был создан в 1978 году на основе и назван Як-52Б. Под руководством конструктора С.А. Яковлева и ведущего инженера В.М. Назарова на усиленное крыло установили два балочных держателя БД3-60-23Ф1. Штатные ноги шасси заменили на двухкамерные амортизационные стойки. В кабине разместили вертолётный коллиматорный прицел ПКВ и пульт управления оружием. При этом самолет потяжелел на 31 кг.
Основным подвесным вооружением Як-52Б были блоки УБ-32А-73 для неуправляемых авиационных ракет (НАР) С-5 калибра 57 мм.
В качестве альтернативного вооружения подвешивали универсальные вертолётные контейнеры (гондолы) ГУВ-8700 (9А669), в каждой из которых размещалось по два четырёхствольных пулемёта ГШГ-7,62 с боекомплектом по 1800 патронов и 4-ствольный пулемёт ЯкБ-12,7.
Заводские испытания с габаритно-весовыми макетами вооружения проводились с 5 мая по 23 июня 1982 года. Все 14 полётов выполнил лётчик-испытатель В. Макагонов. Як-52 оказался слишком лёгким для пуска ракет, а двигатель — слишком слабым для машины увеличенного веса.
В том же году с 5 по 12 ноября провели наземные испытания для оценки влияния газовых струй реактивных снарядов на конструкцию самолёта. Выполнили две стрельбы НАР сериями по 4 и по 32 снаряда из каждого блока. По результатам самолёт допустили к государственным испытаниям. Однако, военные не выразили заинтересованности в самолёте, и дальнейшие работы были остановлены.
В 1983 году проект Як-52Б был закрыт, и спустя четыре года ставший ненужным самолёт-курьёз «сплавили» в монинский музей ВВС. Предварительно Як-52Б перекрасили в красивый камуфляж и нанесли бортовой номер «07 жёлтый».
Самолёт спрятали в ангаре № 7, служившим хранилищем различных экспонатов.
В 1990-е годы в ангаре недолго работала экспозиция учебных и спортивных самолётов, благодаря чему любители авиации смогли увидеть эту уникальную машину.
Однако, к началу 2000-х экспозиция была вновь закрыта для посещения. Як-52Б остался пылиться в аварийном ангаре.
Рядом сохранилась табличка, установленная у самолёта во времена работы экспозиции. Её густо обгадили поселившиеся в ангаре галки.
11 сентября 2010 года волонтёры впервые выкатили Як-52Б из ангара чтобы помыть.
А 19 мая 2012 года волонтёры укатили самолёт подальше от ангара. Зачем?
Всё лето 2012 года коллекция спортивных и учебных самолётов была выставлена на открытой стоянке.
Негерметичную кабину пришлось заклеить специальной лентой, чтобы внутрь не попадала влага.
Однако, уже 14 июня самолёт снова вернулся к 7 ангару, потому что подошла очередь его покраски.
Самолёт был покрашен почему-то не в ту камуфляжную схему, в которой поступил в музей. Покрасили той краской, которая была, и которой красили вертолёты Ми-24В. Так или иначе, 27 июня заново покрашенный Як-52Б вернулся на поле.
С наступлением заморозков, 29 сентября волонтёры вручную оттолкали Як-52Б обратно в ангар.
Там Як-52Б накрыли брезентовыми чехлами для защиты от грязи и пыли.
В 2019 году самолёту Як-52Б был присвоен статус «Памятник науки и техники России». Он по-прежнему хранится в закрытом ангаре № 7.
В этом году в ангаре должен закончиться ремонт, и может заново открыться экспозиция учебных и спортивных самолётов. Будем надеяться, что посетители Монино вновь смогут поразиться такому творению сумрачного советского гения, как Як-52Б.
А я предлагаю не ждать, а прямо сейчас заглянуть внутрь кабины этого самолёта. Як-52 — самолёт двухместный, с дублированным управлением и набором приборов в обеих кабинах. Но с Як-52Б всё не так. В его задней кабине демонтирована ручка управления и приборная доска, вместо которой установлен чёрный ящик с надписью «Спецщиток».
Хотя в этой кабине есть кресло, предназначенное для оператора вооружения.
А что же внутри «Спецщитка»? Реле, предохранители и автоматы защиты.
По правому борту есть вот такая панель со множеством разъёмов. Видимо, сюда подключался пульт управления вооружением, сегодня отсутствующий.
Общий вид кабины лётчика.
Приборная доска, практически комплектная.
Над козырьком приборной панели установлена ещё пара приборов и кронштейн для зеркала заднего вида. Справа болтается разъём для подключения прицела.
Ручка управления самолётом (РУС).
Педали, управляющие рулём направления.
Левая часть приборной доски с рукояткой управлением шасси.
Ниже — ручки управления двигателем и шагом винта.
Ещё дальше в сторону хвоста — набор АЗС и кран пневмосистемы.
Общий вид левого борта кабины.
Правый борт кабины.
Здесь установлен пульт радиостанции «Баклан», шприц для заливки цилиндров топливом при запуске, а также для создания давления в топливной системе при запуске и в случае отказа бензонасоса.
Рукоятки для регулирования положения заслонок маслорадиатора, обогрева кабины и жалюзи охлаждения двигателя, а также тумблер управления краном разжижения масла (зимой в масло добавлялся бензин для облегчения запуска при низких температурах).
В специальных кармашках сохранились таблицы поправок компаса и барометрических приборов.
Кресло лётчика.
Всё переднее остекление при необходимости можно закрыть шторками.
Однажды волонтёр Кирилл Гнусарёв прозвонил электронные сети Як-52Б и подал ток через штатный разъём аэродромного питания. Самолёт оказался жив!
Зажглись лампочки, заработало радио. А кто-то распространяет домыслы, что монинские самолёты — просто мёртвые пустые оболочки.
На днях появились фотографии новой модификации Як-52Б2. Как пишут, «одно из российских опытно-конструкторских бюро, специализирующихся
в сфере авиастроения, провело глубокую модернизацию
учебно-тренировочного самолета Як-52 в модификацию Як-52Б2 — самолет
противодействия БПЛА.»
Самолёт оснащён передовой авионикой, в частности в кабине установлен многофункциональный индикатор «Горизонт», заменяющий собой командные приборы.
На правой консоли — полуавтоматический карабин «Сайга» 12-го калибра.
На левой консоли крыла установлена радиолокационная станция кругового обзора. Хорошо видно, что Як-52Б2 сильно уступает «первой модификации», поскольку это фактически кустарная переделка старого румынского самолёта, а не перспективная разработка крупного ОКБ.
Легкомоторный Як-52Б2 призван бороться с БПЛА самолётного типа, как, например, Ан-196 «Лютый» или Aeroprakt A-22. Таким образом, самолёты Як в небе будут «сражаться» против аппаратов Ан.
Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
Также подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!