Найти в Дзене
Советская авиация

ЯК-50: НЕНАДЁЖНЫЙ СПОРТСМЕН

Як-50 — одноместный спортивно-пилотажный самолёт, разработанный в ОКБ А.С. Яковлева в 1972 году под руководством В.П. Кондратьева. При проектировании использовали аэродинамическую схему Як-18ПС, уменьшив габариты и сделав самолёт цельнометаллическим. Установили более мощный двигатель.

Рисунок: А. Жирнов
Рисунок: А. Жирнов

Подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!

Як-50 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.

-2

Крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси трёхопорное с хвостовым колесом.

Фото: архив Александра Буйлова
Фото: архив Александра Буйлова
Фото: архив Александра Буйлова
Фото: архив Александра Буйлова

Двигатель — поршневой 9-цилиндровой звездообразный мотор воздушного охлаждения М-14П конструкции А.Г. Ивченко с двухлопастным воздушным винтом изменяемого шага.

Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. Запас топлива располагается в одном фюзеляжном баке. Для перелётов предусмотрена установка в фюзеляже дополнительного топливного бака. Серийное производство началось в 1976 году на Арсеньевском авиазаводе. Построено 312 самолётов.

Фото: Владимир Тараканов
Фото: Владимир Тараканов

На своих первых международных соревнованиях в 1976 году советская сборная на Як-50 одержала командную победу по всем трём упражнениям над Чехословакией в товарищеском состязании. Из 30 призовых мест СССР завоевал 23, в том числе 8 первых. На 8-м чемпионате мира по высшему пилотажу в августе 1976 года в Киеве советские спортсмены завоевали 9 золотых, 8 серебряных и 6 бронзовых медалей. В. Лецко и Л. Леонова стали абсолютными чемпионами мира. В 1977 году на Як-50 была одержана победа на соревнованиях социалистических стран в Киеве и первом чемпионате Европы во Франции. Лётчиками О.А. Булыгиным и С.Е. Савицкой на Як-50 установлен ряд мировых рекордов скорости и скороподъёмности.

Светлана Савицкая
Светлана Савицкая

К сожалению, ресурс самолёта оказался невысоким, а конструкция не была приспособлена для многократного выполнения фигур на больших скоростях и с большими перегрузками. В результате произошёл ряд аварий из-за разрушения крыла, повлёкшие гибель спортсменов. Надежность конструкции стала основным недостатком самолёта, в связи с чем Як-50 были выведены из состава аэроклубов.

-8

Як-50 поставлялся на экспорт в Австралию, Великобританию, ГДР, Данию, Чехословакию, Польшу. Благодаря этому на сегодняшний день «на крыле» остаётся множество самолётов Як-50, находящихся в частных руках в основном в западных странах.

Фото: Tim Felce
Фото: Tim Felce

На базе спортивного Як-50 разработан двухместный учебно-тренировочный самолёт Як-52.

Фото: Артём Ачкасов
Фото: Артём Ачкасов

А я немного расскажу о втором лётном прототипе Як-50, который стал экспонатом музея. Этот самолёт с зав.н. 720102 построен в Арсеньеве в 1972 году и поступил в распоряжение ОКБ А.С. Яковлева для испытаний. Деталей этого процесса мы не знаем, но уже спустя три года самолёт был списан и передан в музей ВВС в Монино в качестве экспоната. В первое время установлен в ангаре № 8.

Фото: А.А. Хохлов
Фото: А.А. Хохлов

Затем перемещён в первоначально закрытый для посетителей ангар № 7, где в 1990-е годы несколько лет работала экспозиция «Учебные и спортивные самолёты». После закрытия этой экспозиции остался в ангаре на хранении.

То, что перед нами именно второй прототип, подтверждает табличка на фюзеляже. «50 II» — значит Як-50, второй самолёт.

Фото: Евгений Сологубов
Фото: Евгений Сологубов

11 сентября 2010 года волонтёры устроили «банный день» всем самолётам из ангара № 7, в том числе помыли и Як-50.

В мае 2012 года Як-50 покрасили вместе с остальными самолётами в ангаре № 7.

Затем покрашенный самолёт был на всё лето выставлен на открытой стоянке музея.

Фото: Евгений Сологубов
Фото: Евгений Сологубов

А 29 сентября его вернули в «родной» ангар.

Там он и хранится до сих пор. В скором времени руководство музея обещает восстановить экспозицию учебных и спортивных самолётов в ангаре № 7, и тогда каждый желающий вновь сможет увидеть Як-50.

А я порадую вас эксклюзивом — фотографиями из кабины этого самолёта.

-19

Приборная доска в основном комплектная.

-20

Рукоятки управления газом и шагом винта.

-21

Педали, управляющие рулём направления.

-22

Технический отсек впереди кабины.

-23

Пространство под фонарём позади лётчика.

-24

Хвостовая часть изнутри.

-25

Напоследок — интересный факт. В 1986 году прямо за забором музея некоторое время стоял целый ряд самолётов Як-50, переделанных под самолёты ОКБ Лавочкина времён войны.

Фото: Виталий Гуменюк
Фото: Виталий Гуменюк

Эти самолёты вместе с несколькими монинскими экспонатами принимали участие в съёмках советско-чехословацкого фильма «Пилоты» (1988) и после съёмок улетели из Монино, не попав в музей.

Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:

История экспонатов музея ВВС в Монино | Советская авиация | Дзен

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!

Также подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!