27 декабря 2024 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие долгожданной станции метро «Горный институт» Лахтинско-Правобережной линии. Это первая новая станция в городе с 2019 года, и её запуск обещает значительно улучшить транспортную ситуацию на Васильевском острове.
Почему это так важно?
Васильевский остров, ввиду географии, отрезан от остального города и связан с другими районами несколькими мостами. До недавнего времени на острове функционировали лишь две станции метро: «Василеостровская» и «Приморская», которые не покрывали южную часть.
Особенно перегруженной была «Василеостровская», открытая в 1967 году, с ежедневным пассажиропотоком более 50 000 человек. В часы-пик здесь часто образовались очереди, и станция не справлялась с потоком людей.
История появления
Открыть станцию планировали к 2019 году. Строительство началось в 2014 году, когда «Метрострой» приступил к подготовке площадки. Первый тендер не дал результат, а итоги второго (2015 год) пришлось отменить. Только с третьей попытки в августе 2015 года был подписан контракт. Работы шли с задержками, и первоначальные планы на 2019 год были скорректированы.
К 2017 году удалось завершить первый перегонный тоннель, а в 2018-м были готовы оба тоннеля до «Театральной». Тем не менее, проект уже отставал на два года, а экономические трудности привели к забастовкам рабочих. В 2020 году работы осложнялись авариями, включая трагический случай на стройплощадке.
К 2022 году готовность станции достигла 64 %, в это время началось строительство вестибюля и платформ. К концу 2023 года завершили монтаж эскалаторов, а в 2024 году станция была окончательно подготовлена к пуску.
Трудности названия
Изначально проектное название станции было «Большой проспект», но его изменили в 2013 году, чтобы избежать путаницы с двумя другими проспектами в городе.
Название станции «Горный институт» связано с её близостью к одноимённому учреждению, хотя и здесь есть некоторая «путаница». Сейчас вуз официально называется «Санкт-Петербургский горный УНИВЕРСИТЕТ императрицы Екатерины II», но его историческое название – «Горный институт». Так, непреднамеренно станция сохранила часть истории.
Забавный факт. Второй выход, который должен вести ближе к Неве и самому институту, пока не построен.
Открытие и первые дни работы
27 декабря станция «Горный институт» открыла двери для пассажиров, став одним из важнейших объектом инфраструктуры Петербурга за 2024 год. Губернатор Александр Беглов отметил, что «станция сможет обслуживать до 100 тысяч пассажиров в день» - данные «Первого Канала».
Однако не обошлось без приключений: в первый же день работы эскалаторы станции временно вышли из строя, и пассажирам пришлось подниматься пешком. Кроме того, на станции пока отсутствует мобильная связь, что вызвало некоторые неудобства.
Архитектура и внешний вид
«Горный институт» – пилонная трёхсводчатая станция с глубиной залегания 71 метр. Проект в приятном смысле «типовой»: современный нейтральный дизайн с использованием натурального камня и флорентийских мозаик, а также обилием приятных деталей.
Оформление станции «Горный институт» отсылает к горному делу. Двери украшены решётками с названием станции, а светильники выполнены в форме кристаллов. В центральном зале разместили панно: круглые «Нефтедобыча» и «Металлургия», а также несколько композиций с набережной Лейтенанта Шмидта, ледоколом «Красин», зданием Горного университета и другими сюжетами.
Перед входом на эскалаторы на тёмном мраморе можно увидеть название станции, герб с монограммой Екатерины II и датой основания института – 1773 год.
Планы на развитие
По данным правительства Санкт-Петербурга, в будущем планируется продолжить развитие Лахтинско-Правобережной линии. Между станциями «Спасская» и «Горный институт» уже ведутся работы над открытием станции «Театральная», однако её запуск ожидается не ранее 2027 года из-за сложностей с размещением наземного вестибюля рядом с Мариинским театром. Дальнейшее продление линии на север также в планах властей.
Актуальная схема метро Санкт-Петербурга:
Понравилось? Подпишитесь.
Вместе с этим напоминаю про мои другие социальные сети (в том числе Boosty) и мой YouTube канал.