Ирина Игоревна скучала.
Миша уехал на какое-то очередное совещание в Управление…
Да если бы и не уехал!.. Дома он чаще всего бывает поздней ночью… А чуть свет – у него уже какие-то дела на шахте.
Андрюша тоже пропадает на своей «Степновской».
И Леночка улетела во Владивосток, к дочке…
Очень странно, что Юляша, единственная дочка Леночки и Олега, так рано выскользнула из родительского дома… из-под Леночкиного присмотра. Леночка тогда долго не могла прийти в себя…
Всё шло – как по нотам. Юленька окончила школу с золотой медалью… Поступила в консерваторию – то, что Юля поступит в консерваторию, Леночка решила давно, ещё в то время, когда дочка ходила в детский сад. Всё получилось, всё сбылось… И был славный мальчик – Эдик, сын Олежкиного друга. Эдик учился на факультете иностранных языков, английским владел так, что были серьёзные перспективы попасть на стажировку за границу. Юленьку познакомили с Эдиком на её школьном выпускном – можно сказать, такой подарок сделали девочке. Эдику Юленька очень понравилась. Первую сессию Юленька – вполне ожидаемо! – сдала на «отлично».
А после летней сессии ждали Юленьку домой, на каникулы.
Почтальонка Галя принесла телеграмму.
Удивлённая Елена Игоревна пробежала глазами короткий текст: я вышла замуж, уехали во Владивосток. Устроимся – напишу. Юля.
В недоумении повертела телеграмму, вскинула взгляд на Галю:
- Это – что?
Галя улыбнулась:
- Телеграмма. Вам. Из Владивостока.
-Из… какого Владивостока?.. От кого?
-Нуу… Владивосток – это на Дальнем Востоке, – объяснила Галя. – Это там, где Японское море… Амурский залив. Ещё там бухта Золотой Рог.
- Я спрашиваю тебя: от кого эта… это…
Галя ткнула пальцем в телеграмму:
- Здесь подпись: Юля. Значит, телеграмма – от вашей дочки.
Елена Игоревна гневно швырнула телеграмму Гале в лицо:
- Что ты несёшь! Какая дочка! Какой Владивосток! Какой… замуж!
Галя обиженно пожала плечиками:
-Моё дело – доставить вам телеграмму. А про всё остальное я не знаю. Спросите у дочки.
В деканате музыковедческого факультета Леночке и Олегу сказали, что Юля Казанцева забрала документы. Да, – пришла с мужем. Муж – в морской форме. В заявлении указано: по семейным обстоятельствам – в связи с замужеством и переменой места жительства.
Олег потянулся за сигаретами.
Леночкино лицо и шея покрылись густо-багровыми пятнами:
- Вы… не имели права!.. Вы не имели права – отдать ей документы!!! И – отпустить её… в этот Владивосток!
-Отпускаем мы её или нет, – она не спрашивала, – объяснила секретарь. – Разрешение наше ей не требовалось. – Напомнила: – Ваша дочка – совершеннолетняя.
Тоня, Юлина подружка по комнате в общежитии, рассказала подробнее: Юля и Павел расписались, и в тот же вечер улетели во Владивосток.
Письмо из Владивостока пришло через три недели. Юля написала, что им с Павлом дали комнату, Павел служит на флоте, а она работает музыкальным руководителем в детском саду, готовится к поступлению в педагогический, на факультет дошкольного воспитания…
А ещё...
-Мам!.. Ты прости меня. Я вас с папой очень люблю. Только я всегда хотела работать в детском саду, а не учиться в консерватории. Ты прости меня, мама... Я хотела сама найти... встретить того, кого полюблю...и кто меня полюбит. А Эдик лишь хвастался мной перед своими друзьями. Я знаю, - ты бы ни за что не разрешила мне выйти замуж за Павла, поэтому мы решили обо всём рассказать вам, когда уже распишемся...
На Юлины письма отвечал Олег. Леночка сказала, что у её дочки нет матери… И размашисто, прямо по тексту Олежкиного письма, так и написала: матери у тебя нет!!!
И с этих пор все свои силы, весь свой опыт… все свои уникальные умения воспитывать Елена Игоревна отдавала Андрюше, единственному племяннику… Ирише непросто приходилось: её шахтёр интересовался только горно-шахтным оборудованием и бесконечными планёрками-совещаниями-заседаниями. И вообще!.. Не с его шахтёрской неотёсанностью воспитывать мальчика!
Но что-то и с Андрюшей не складывалось. Одно его намерение жениться на беременной ПТУ-шнице чего стоило… С этим кое-как управились – до свадьбы не дошло. Так – час от часу не легче! – Андрюша вместо поступления в аспирантуру отправился работать горным инженером на «Степновскую»! И – наотрез отказался знакомиться с Риточкой. А знакомство с такой девушкой, как Риточка, хорошенько встряхнуло бы его… заставило бы взглянуть на себя и на всё другими глазами…
А у Юли и Павла родился второй сын.
Олег Алексеевич молча складывал вещи… и подарки внукам. Заказал билет на самолёт. Леночка вырвала из Олежкиных рук свитер:
- А меня ты спросил?!
Олег забрал свитер назад:
-Я хочу увидеть дочку и внуков. И с зятем познакомиться – давно пора.
Леночка растерянно опустилась на мягкий пуфик… и расплакалась.
В общем, Олег заказал ещё один билет до Владивостока.
А Ирина Игоревна вышла во двор: пройтись, что ли, по посёлку?.. Хоть новости какие-то услышать!
С грустноватой улыбкой прислушалась: в соседнем дворе первоклассник Максим читал сказку сестрёнке, пятилетней Катюшке. Время от времени спрашивал:
- Поняла? Ну, расскажи, куда улетела стрела Ивана Царевича.
Смотри-ка, – молодец какой мальчишка!..
Ирина Игоревна вернулась в дом: конфеты – в каждой вазе… Разные. А есть некому… и радоваться некому этим конфетам. Надо угостить малых. Такие славные ребята, оказывается, у Матвеевых!..
И новости довелось услышать Ирине Игоревне…
Со своего двора окликнула её Марья Васильевна, Андрюшина крёстная:
- Заходи, кума! Посидим, я сегодня пирожки с вишнями пекла. Сейчас чай заварю.
Ирина Игоревна обрадовалась: у кумы обычно столько новостей, что до вечера не переслушаешь.
А Маша рассказывала о новом рецепте малосольных огурцов, потом показала куме, какой свитер она вяжет своему Ивану, похвасталась, что послезавтра они с Иваном уезжают на Азовское море…
Ирина Игоревна с удивлением заметила: Маша будто бы глаза прячет… Так и чувствуется – чего-то недоговаривает.
- Маш!.. Про огурцы я запомнила: сделаю такие. И свитер Ивану отличный получается. И неделя на Азове – сказка. Только кажется мне, что у тебя ещё какая-то новость есть. Чего таишься, кума? Мы ж свои!
- Есть… новость, – вздохнула Марья Васильевна.
- А молчишь! – с улыбкой упрекнула куму Ирина Игоревна. – Рассказывай.
-Даже и не знаю, Ир… как рассказать тебе.
- С начала и по порядку.
- В общем… про невестку твою.
-Про… кого? – Ирина Игоревна поперхнулась чаем.
-Ну… про Татьяну… на которой Андрей жениться собирался.
- Какая она мне невестка! Ещё чего!.. Собирался – не значит женился!
- Она ж беременная была… Считай, – жена Андрею.
-Ещё чего!.. Какая жена! Она аборт сделала! И – к лучшему! Ну, какая из неё жена – для Андрея! Он просто воспитанный, благородный мальчик! А она воспользовалась! Они с её матерью воспользовались!
-А какую жену ты хочешь для Андрея?
-Что значит – какую! Обычную! Чтоб по нему была! Образованная! Из хорошей семьи, – а не дочка матери-одиночки!.. Ну, ты, кума… и сказала: невестка!.. Жена!.. У меня слов нет! Да Андрюша уже и думать о ней забыл! По случайности вышло так… что из-за её беременности дело чуть до свадьбы не дошло. Но – не дошло! Так что ты хотела рассказать про неё… про Татьяну? – спохватилась Ирина Игоревна. – Что, – небось, не ужилась замужем-то? Ещё, чего доброго, начнёт искать встреч с Андреем!
-Да нет… Живут они хорошо. Мальчишечку Татьяна недавно родила.
-Рада за неё. И это – все твои новости?..
- А старшей дочке – полтора года.
-Рада за… Сколько… старшей дочке?
- Полтора года, Ир.
-Наадо же!.. – протянула Ирина. – Значит, не успела… аборт от Андрея сделать, как тут же… Правильно Леночка про неё сказала: ушлая девчонка.
-Девчонку она родила через пять месяцев после их свадьбы с Сашкой Стрельцовым.
- Ты… про что? – захлопала глазами Ирина Игоревна.
- Татьяна не сделала аборт.
- Вот что ты выдумываешь! Она сама сказала Андрею: всё, ребёнка не будет… не приезжай ко мне. Да и кто бы это женился на ней, если б она беременной была! Кому она нужна, тем более – с ребёнком!
- Видно, Сашке Стрельцову и нужна. Получается, кума, – ваша это девчонка. А растёт у чужих.
- Ты-то откуда про всё это знаешь?
- А как мы новости узнаём, Ир, – усмехнулась Маша. – Кто ж в Ольховке не заметил, что девчонка у Стрельцовых очень уж скоро родилась.
- Можно подумать, – только у них… скоро родилась! Да сколько угодно!.. Если Татьяна эта Андрюше позволила – до свадьбы, почему ж другому не позволит! Да её и саму мать в девках родила!
- Фельдшером в Ольховке Лида, Ванина двоюродная сестра, работает. Как-то сидели у нас… Речь зашла о невестах нынешних: сегодня, бывает, от одного беременная… завтра – аборт, и запросто за другого замуж выходит. Я о Татьяне вашей и сказала, – зачем, мол, далеко за примером ходить… у крестника моего похожее случилось. А Лидия Васильевна удивилась: Татьяна аборт не делала…
… Во дворе шахтёрского общежития светловолосый мальчишка лет трёх нагружал уголь в кузов игрушечного самосвала. Андрей Михайлович приостановился:
-Как дела, шахтёр? Что ж самосвал-то у тебя – без переднего колеса?
Мальчишка поднял серьёзные тёмно-серые глаза, объяснил:
- Поломалось колесо.
-Дело поправимое. Будет тебе новый самосвал.
А в «Детском мире» Андрей столкнулся с горноспасателем Санькой Стрельцовым.
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10
Часть 11 Часть 12 Часть 14 Часть 15 Часть 16