Найти в Дзене
KentChannelTV - монеты СССР

Необычные и редкие автомобили в СССР на старых фотографиях

Оглавление
В одной подборке собрали наши и иностранные автомобили, что были в Советском Союзе, самый необычный и привычный транспорт на колесах, что перед нами на старых фотографиях.

Несмотря на то, что автомобильная промышленность в Советском Союзе развивалась не такими быстрыми темпами, как в США или Японии, Германии, у нас выпускалось до 2 миллионов автомобилей всех типов в год, даже в самые худшие годы "перестройки", и при этом, мы ежегодно экспортировали до 20% готовой продукции по всему миру, и это не только Африка или Азия, но и Европа, Америка и даже Великобритания.

При этом, нужно вспомнить, что
в 1937 году у нас производили всего 200 000 автомобилей, и большая часть из них была грузовой техникой, но этого все равно было недостаточно для активного взрослого населения, что умудрялось накопить или заработать 5000 рублей за "Жигули" или 3000 рублей на "Запорожец", про "Волгу" можно было лишь мечтать, впрочем, покататься на этом автомобиле успел каждый из нас, достаточно вспомнить такси.

Но мало кто знает сегодня, что и западные автомобили были в СССР, так один очевидец вспоминает, как Американский Форд в необычном кузове универсал стоял на Комсомольском проспекте у магазина "Океан" в Москве, а другой дополняет, что и Американские грузовики развозили свою продукцию по отечественным магазинам.
Каким образом, можно было приобрести импортный автомобиль в Союзе? Да вариантов было достаточно, если кто-то работал за границей, то он легально мог ввести в страну Форд или Ауди, учитывая, что пригнать машину было дешевле (по воспоминаниям советского человека, Ford Galaxie 500 обошелся в 4500 рублей на 1976 год), но главное, что быстрее.
Ведь в то время были очереди на Жигули, а Волгу не купить, а Москвич или Запорожец не хотелось, вот и пригоняли иностранные автомобили.

Другие покупали списанные автомобили из западных посольств, зачастую, они стоили по цене Запорожца, и проблема была лишь в обслуживании, так стартер или насос на Форда ставили с Волги, привычное дело для 70-80-ых годов. Впрочем, не только необычные иностранные автомобили были в Союзе, хватало и своих - именно такие мы сегодня и рассмотрим на старых советских фотографиях, а заодно вспомним культовые автомобили страны советов. Если вы успели побывать за рулем собственного автомобиля до 1991 года, то смело прикрепляйте старые фотографии в комментариях и небольшой рассказ про покупку, возможно, уже в следующем материале там будет ваша история!

Необычные и культовые автомобили в СССР, иностранные автомашины в Союзе
Необычные и культовые автомобили в СССР, иностранные автомашины в Союзе

Автомобиль ГАЗ-12 санитарный

Мало кто вспомнит про такой легковой автомобиль Горьковского автозавода, что был разработан на базе обычного ГАЗ-12, но специально для медицинских нужд, и имя ему "Санитарный автомобиль 4х2".
Стоит сразу отметить, что внутреннее помещение кузова разделено остекленной перегородкой, а установка носилок производится через багажник, их перемещение происходит на роликах.
В автомобиле откидные задние сиденья, а "запаска" хранится под настилом носилок. На крыше автомобиля специальная фара с красным крестом, и дополнительная поворотная фара на левом переднем крыле.

Существовал и аналог под названием ЗИЛ-110, что выпускался на Московском заводе им. Лихачева и повторял специфику ГАЗ-12, что
лишний раз показывает, в нашей стране был выпуск и специальной техники, что была так важна каждому, кто оказывался в салоне.

Редкий санитарный автомобиль ГАЗ-12
Редкий санитарный автомобиль ГАЗ-12

На старой фотографии мы видим, что медики приехали на домашний адрес, это вызов врачей, и ведь подобное практикуется по сей день, только теперь у них немного другие автомобили, но тоже, зачастую отечественного производства, что не может не радовать.

Встречался ли вам такой автомобиль, учитывая его годы выпуска с 1948 по 1960 включительно. Кроме санитарного и для личных нужд работников из высоких кабинетов, выпускался и специальный ГАЗ-12А для такси, где салон был отделан искусственной кожей.

Иллюстрация ГАЗ-12 в журнале
Иллюстрация ГАЗ-12 в журнале

А что любопытно будет всем современным читателям, так это то, что именно базовая версия ГАЗ-12 поступила в открытую продажу, подобное случалось не часто, ведь машины представительского класса были сразу забронированы за конкретными министерствами, либо учреждениями, как такси или скорая помощь.

По старым документам, известно, что стоимость автомобиля была около 40 000 рублей, правда средняя зарплата не доходила и до 800 рублей в месяц, поэтому, было дорого.
Но, не будем далеко уходить в сторону, ведь
стоимость современного "Ауруса" от 48 млн. рублей, при зарплате в 80 000 рублей в месяц в самом лучшем варианте, поэтому если сравнивать, то в СССР на премиальную машину нужно было работать 50 месяцев, чуть более 4х лет.
А сегодня, без малого 600 месяцев или 50 лет, словом, при социализме было лучше!

Москвич-424 в кузове универсал

Уникальный Москвич в кузове универсал
Уникальный Москвич в кузове универсал

Пожалуй, настоящий раритет и максимально редкий автомобиль из СССР - это любая легковая машина в кузове универсал, ведь тогда их было очень мало, а народ такие модификации очень любил.
Достаточно вспомнить, что покупая автомобиль в то время, каждый
отправлялся на нем в лес, на рыбалку или охоту, а то и на море.

Так продукция Московского автозавода выпускала 5 дверные автомобили с 1963 по 1965 годы, при этом мощность двигателя была на 35 л.с или 45 л.с, а потребляя АИ-76, можно было разогнаться до 105 км/ч, при бензине с высоким октановым числом, явно больше.

Эксклюзивный вариант Москвича был выпущен в количестве 5266 автомобилей, а прочность металла и надежность системы, по сей день вызывает восторженные отзывы у любителей ретро автомобилей из СССР.
Что касается комплектации и комфорта, то в автомобиле хороший отопитель и удобный вещевой ящик, противосолнечные козырьки и зеркало заднего вида, пепельница, крючки для одежды, коврики и омыватель ветрового стекла, двухдиапазонный радиоприемник.

Типичная картина советского автомобилиста: "Спустило колесо на Ford Galaxie 500"

С треснутой фарою, с дверцами старыми, Века прошедшего стиль, Где-то за городом, очень недорого Папа купил автомобиль.
С треснутой фарою, с дверцами старыми, Века прошедшего стиль, Где-то за городом, очень недорого Папа купил автомобиль.

Разумеется, исключительно редкая и необычная, отсюда и такой снимок, что сделал для нас любитель фотографии из 80-ых.
Ведь, точно не каждый день
на проспекте Маршала Гречко (сейчас Кутузовский проспект), можно увидеть продукцию Американского завода Форд. Да, это типичный Ford Galaxie 500, что ездил в Москве в середине 80-ых годов, хотя выпускался в США он с 1959 года.
Яркие отличительные черты этого автомобиля, это
огромный кузов, размер автомобиля сильно превышает любой отечественный вариант, большой расход бензина и такой же надежный кузов, что и у наших "Волжанок".

Несмотря на то, что сегодня принято считать, что в СССР был полный дефицит западных автомобилей, на деле - это было не так.
Уже в 80-е годы их было приличное количество, как минимум несколько сотен экземпляров, и большинство из них попадали в руки наших автолюбителей путем списания с посольства, частного ввоза в страну, либо по "блату"
кто-нибудь и кому-нибудь продал, ведь взял себе автомобиль свежее и мощнее. Учитывая, что с конца 70-ых годов поддержанные Форды продавались в частные руки от 4500 рублей, просто их было мало, и не всем они были нужны, но в плане стоимости, вполне доступная машина.

Советские "Жигули" на ралли в Финляндии

Наши советские Жигули, что покоряли ралли
Наши советские Жигули, что покоряли ралли

Как хорошо известно, наши советские автомобили "Москвич" и "Жигули" неоднократно участвовали в авторалли и показывали там достойные результаты. Так, можно вспомнить, взглянув на эту старую фотографию, что ВАЗ-2103 активно входит в управляемый занос на участке трассы в Финляндии и устремляется вперед.

Советский экипаж в ралли «Тысяча озёр» был представлен за номером №54 А.Козырчиков - Г.Козырчикова и было это в 1976 году.
Если присмотреться, то мы увидим каркас безопасности, что выражен несколькими трубами с обоих сторон, западные противотуманные фары на бампере и решетке радиатора, и что символично, сразу два боковых зеркала!

Приятно осознавать, что наши легковые автомобили участвовали в таких иностранных соревнованиях, и это было не просто так.
Ведь наш сосед активно импортировал советские автомобили, электровозы и другую технику. Для простых финнов наши советские автомобили были доступными, удобными и надежными средствами передвижения, за ВАЗ-2101 в 70-ых отдавали в районе 600 финляндских марок, это было значительно дешевле немецких или французских автомобилей. Было бы забавно увидеть современную "Гранту" или "Весту", где-нибудь еще, кроме как Российских регионов, но такое представить сложно.

Самый массовый автомобиль советской промышленности - ЗИЛ-130

Легендарный советский ЗИЛ-130 на стройках коммунизма
Легендарный советский ЗИЛ-130 на стройках коммунизма

Действительно, за годы выпуска легендарного грузовика на заводе имени Лихачева, а это с 1962 по 1994 годы, было поставлено в строй без малого
3,5 млн. экземпляров этих удивительных машин, что имели кабину голубого цвета с белой облицовкой решетки радиатора.
Мощные двигатели на 150 л.с. имеют 8 цилиндров и развивают до 100 км/ч, но главное, что имеют грузоподъемность до 6 тонн.
Сколько было таких грузовиков на многочисленных стройках коммунизма, даже и представить сложно, но все они выполняли свои задачи перед партией и правительством, как и в первую очередь, перед советским шофером.

Любопытно, что "ЗИЛ-130" оказался экономичной машиной: контрольный расход топлива без прицепа с нагрузкой 5000 кг составлял 28 литров 76-го бензина на 100 км. С 1986 года Московский автозавод имени Лихачева модернизировал всю программу своих грузовиков, и ресурс автомобиля до первого капитального ремонта составлял теперь 400 000 км. Так и хочется спросить, неужели такие автомобили сегодня не нужны нашей промышленности?

Грузовик GMC C6500 в Москве 1980-х годов

Американский грузовик на улицах Москвы - неужели вторжение? Нет - снабжение!
Американский грузовик на улицах Москвы - неужели вторжение? Нет - снабжение!

Точно не каждый советский человек знает, что «Пепси-кола» развозила свою продукцию по советским городам исключительно на своих же грузовых автомобилях.
Да, представьте себе, перед нами
Грузовик GMC C6500, что был предназначен для перевозки «Пепси-колы» в Москве.

Сначала и не верится, что такое возможно, но если обратить внимание на номера "64-05МНЩ", то сразу становится понятно, да и на заднем фоне мы можем обнаружить вывеску "Гастроном".
Пожалуй, во дворе школы любой пионер мог с большим восторгом рассказывать, как его папа водит Американский грузовик и развозит пепси, согласны? Такая мелочь и столько радости, но это было тогда - а сегодня мы понимаем, что с таких простых вещей и начинается экспансия доллара и развал социализма, ведь наш отечественный напиток "Байкал" абсолютно не хуже и не уступает западному образцу, не буду отрицать, что и сегодня покупаем такую продукцию от одного известного бренда на праздники, ведь часто пить такое не стоит, качество продукта совсем не советское, но пару раз в год можно.

Взглянув на эту фотографию, сразу переносишься в США 80-90-ых, а то и просто вспоминается легендарный кинофильм «Один дома» 1990 года, что был показан в России уже 27 декабря 1993 года.

Советский автобус "ЛАЗ-695" и "ГАЗ-24", так было в СССР, а в России уже "DAEWOO" и "Тойота"

Советское славное прошлое слева - и современное хмурое настоящее сегодня
Советское славное прошлое слева - и современное хмурое настоящее сегодня

Да, именно в Камчатской области все советское время можно было встретить отечественные автобусы, что были изготовлены на Львовском автобусном заводе, как и легковую автомашину ГАЗ-24, что была собрана на Горьковском автомобильном заводе, а как только СССР распался, так сразу и в огромном количестве стали появляться импортные автомобили с автобусами.
На мой субъективный взгляд автора, эти две фотографии
наглядно характеризуют светлое и доброе прошлое 70-ых, где и трава зеленее и люди добрее, да и техника отечественная, и современная серая реальность, где все импортное и грязное.

Наши ЛАЗ-695 выпускались с 1956 года и радовали советских граждан, а ГАЗ-24 уже с 1968 года и эффект был точно такой же, массовые и народные автомобили, что использовались для перевозки пассажиров, как в частном порядке - такси, так и в общественном - основной транспорт той эпохи на Камчатке.

А самое приятное, и возможно, что не все про это знают, так это унификация и локализация производства, ведь после того, как ЗИЛ начал производство
V-образного восьмицилиндрового двигателя ЗИЛ-130, сразу же придумали, что этот двигатель нужно установить в автобусы ЛАЗ.
И уже в 1961 году были изготовлены первые опытные экземпляры автобуса ЛАЗ-695Е с двигателем ЗИЛ-130Я мощностью 150 л. с., вот за это и нужно ценить советскую промышленность!

Советская микролитражка ЗАЗ-965

Запорожец, когда вырастет станет ЗИЛом!
Запорожец, когда вырастет станет ЗИЛом!

Наши удивительные автомобили с характерным названием "Запорожец", что и выпускались на советской Украине в Запорожье с 1960 по 1969 годы. Несмотря на небольшую мощность, 27 или 30 л.с - эти машины понравились нашим гражданам, ведь их стоимость была невысока, после 1961 года - 1 800 рублей, а в поздние советские годы за новые модификации не более 3 500 рублей, поэтому "горбатый" пошел в массовую серию и даже экспортировался в Финляндию и Бельгию.

Конечно, основная задача была выпустить в продажу маленькие, доступные и массовые автомобили как тем, у кого появились накопления, так и инвалидам, что остро нуждались в специальной технике, ведь не Волгу 21-ую им водить, чем машина меньше, тем удобнее.
А легендарные прозвища, вроде
"Ушастый" или "Запор", "Горбатый", как и замечательные воздухоприемные накладки по бокам кузова, все это сразу олицетворяло Запорожец.
Впрочем, даже иностранные журналисты не раз отмечали, что компоновка двигателя в багажнике, это
как у легендарного немецкого бренда "Порше".
И только вдумайтесь в массу этого автомобиля, что составляла 610 кг, а тут такие грузовые перевозки на фотографии, вот это я понимаю, подвеска может, ведь за основу была взята опытная разработка НАМИ, в том числе от Volkswagen, вместе с Итальянским прототипом, а это рычаги с диагональной осью качания.

Судя по номерному знаку, этот ЗАЗ-965 ездил в Оренбургской области РСФСР и трудился там на отлично.

Советские "Жигули" для наших комбайнеров совхоза в 1982 году

Каждого советского труженника высоко ценили в Советском Союзе
Каждого советского труженника высоко ценили в Советском Союзе

Да, приятно осознавать, что простых советских людей высоко ценили в СССР, и пусть сказанное будет выглядеть наивно для ряда лиц, но истинные граждане Советского Союза согласятся со мной, что многие работники совхозов жили очень прилично и могли заработать на "Жигули".
Перед нами на фотографии 1982 год и мы видим награды для комбайнеров за 1,2 и 3 место, очевидно, что в центре присел председатель совхоза, и успехи этого объединения поражают, раз первым трем вручили такие подарки.

Хорошо видно, что это - ВАЗ2101, 21013 и 2103, последний автомобиль особенно привлекателен, ведь большое событие получить такую машину в начале 80-ых годов на селе, за ней и в городе охотились многие директора оптовых баз и ряд иных лиц.

В Красноярском крае бывало и такое, а простые советские люди рассказывали, что накопить на "Москвич" или "Жигули" можно было буквально за два года работы, очередь шла дольше, чем процесс сбора необходимой суммы, ведь кто-то жил в небольшом поселке и мог держать бычков, а после сдавать мясо в заготконтору или прямо реализовывать на колхозном рынке, собирать грибы и ягоды, и опять же - находить места сбыта,
а если добавить сюда охоту, то
необходимая сумма собиралась за 24 месяца и автомобиль покупался, и если продукция АЗЛК покупалась сразу, то за ВАЗ-2101 приходилось постоять в очереди в ожидании заветной поздравительной карточки, что пора приходить за автомобилем.

Уверен, что это старая фотография с советскими автомобилями, отлично завершает нашу подборку необычных и привычных транспортных средств из СССР, с удовольствием почитаем ваши отзывы и истории про автомобили, смело делитесь ими и прикрепляйте фотографии своих отечественных автомашин, что были у вас до 1991 года, и надеюсь, что ваши истории попадут в новые статьи у нас на канале!