Найти в Дзене
ABW

Азбука водителя: разбираем термины на букву Б

Оглавление

В мире автомобилей существует множество терминов, которые могут казаться сложными и запутанными для начинающих и не только водителей. Но понимание ключевых понятий помогает лучше разобраться в устройстве машины и увереннее чувствовать себя на дороге. Что ж, помогаем пополнить водительский словарный запас.

Мы продолжаем нашу серию «Алфавит автомобилиста» – для тех, кто хочет подтянуть и углубить свои знания об автомобилях. В прошлый раз мы разбирали понятия на букву А, а в этом материале сосредоточимся на автомобильных терминах, начинающихся на букву Б. Что такое блокировка дифференциала? Зачем нужен байпас? Какие еще термины стоит знать? Дадим ответы на эти вопросы, чтобы вы легко ориентировались в автомобильном лексиконе. Начнем с простых понятий, а затем плавно перейдем к более сложным.

Бампер

-2

Бампер – защитный элемент транспортного средства, смягчающий последствия ударов при столкновениях. Различают передние и задние бамперы, которые также классифицируются по материалу и конструкции. Согласно историческим данным, первый энергопоглощающий бампер был установлен в 1897 году на автомобиле President, разработанном Леопольдом Свитаком – одним из создателей марки Tatra. Это изобретение стало прообразом современных систем пассивной безопасности.

Блокировка дифференциала

-3

Блокировка дифференциала – механизм, временно устраняющий разницу в скорости вращения ведущих колес. В отличие от стандартного дифференциала, который позволяет колесам вращаться независимо, блокировка жестко соединяет их, обеспечивая синхронное движение. Это критически важно при преодолении бездорожья: когда одно колесо теряет сцепление с поверхностью, блокировка перераспределяет крутящий момент, сохраняя управляемость и проходимость. Именно поэтому данная система является обязательной для большинства внедорожников.

Бензонасос

-4

Бензонасос (топливный насос) – ключевой компонент системы питания двигателя внутреннего сгорания. Его задача – подавать топливо (бензин или дизель) из бака к карбюратору или форсункам, поддерживая заданное давление в топливной магистрали. Существует два типа насосов: механические – работают за счет энергии двигателя (чаще встречаются в старых моделях с карбюратором); электрические – управляются электроникой и используются в современных инжекторных системах.

Основные функции бензонасоса:

  1. Транспортировка топлива к двигателю.
  2. Поддержание стабильного давления в топливопроводе.
  3. Корректировка объема впрыска в зависимости от нагрузки и оборотов двигателя.

Брызговик

-5

Брызговик – элемент автомобиля, мотоцикла или велосипеда, устанавливаемый над колесами для защиты от выброса грязи, воды, снега и дорожных реагентов. Изготавливается из гибких материалов, таких как пластик или резина, что обеспечивает устойчивость к деформациям и погодным условиям. Брызговики особенно важны в условиях бездорожья или при движении по мокрому покрытию, снижая загрязнение кузова и улучшая видимость для других участников движения.

Бустер

-6

Бустер (пусковое устройство) – портативный источник энергии для запуска двигателя при разряженном аккумуляторе. В отличие от стандартных внешних аккумуляторов, бустеры генерируют высокий пусковой ток, достаточный даже для двигателей объемом до 10 литров. Современные модели оснащены литий-полимерными батареями, защитой от перегрева и обратной полярности. Для использования достаточно подключить провода бустера к клеммам АКБ.

Биксеноновые фары

-7

Биксеноновые фары – модификация ксеноновых ламп, оснащенная механизмом переключения между ближним и дальним светом. В отличие от стандартных галогенных ламп, здесь вместо нити накаливания используется электрическая дуга в газовой среде (ксеноне). Переключение режимов осуществляется с помощью подвижной металлической шторки, которая регулирует световой пучок. Такая конструкция обеспечивает яркое, энергоэффективное освещение и расширяет возможности адаптации к дорожным условиям.

Бачок ГУР

-8

Бачок гидроусилителя руля (ГУР) – резервуар для хранения и циркуляции рабочей жидкости в системе гидроусилителя. Через него происходит фильтрация жидкости, удаление воздушных пузырьков и компенсация температурных расширений. Регулярная проверка уровня жидкости в бачке и ее состояния (отсутствие помутнения, примесей) критически важна для предотвращения износа насоса ГУР и сохранения легкости управления автомобилем.

Баллонный ключ

-9

Баллонный ключ – это специальный инструмент для монтажа и демонтажа колесных гаек, широко используемый в автомобильной сфере. Название ключа связано с устаревшим термином «колесный баллон», хотя его применение выходит далеко за рамки работы исключительно с колесами. Конструктивно баллонный ключ состоит из стержня с торцевой головкой определенного размера, наиболее распространенными из которых являются головки размером 17, 19 или 22 мм. Стержень ключа может иметь прямую, Г-образную, крестообразную форму для увеличения рычага, или оснащаться роторным механизмом для удобства работы. Ключи изготавливаются из хромированной стали, что обеспечивает их высокую прочность, долговечность и защиту от коррозии.

Балка

-10

Балка – несущий элемент подвески, соединяющий колеса одной оси и передающий нагрузки от дороги на кузов. Характеризуется жесткой П- или Н-образной металлической конструкцией. Используется в зависимых подвесках (например, в грузовиках или внедорожниках), где колеса жестко связаны между собой. Балка обеспечивает устойчивость, но снижает комфорт на неровных дорогах из-за взаимного влияния колес.

Барабанный тормоз

-11

Барабанный тормоз – это тип тормозной системы, в которой торможение осуществляется за счет прижатия колодок к внутренней поверхности вращающегося барабана. Основными компонентами системы являются тормозной барабан, представляющий собой чугунный или стальной полый цилиндр, закрепленный на ступице колеса, и колодки, расположенные внутри барабана и расширяющиеся под действием гидравлики или механического привода. В отличие от дисковых тормозов, где колодки сжимают внешний ротор, барабанные тормоза характеризуются меньшей стоимостью, но большей склонностью к перегреву и меньшей эффективностью при интенсивном использовании.

Блок ABS

-12

Блок ABS (Anti-lock Braking System) – электронная система, предотвращающая блокировку колес при резком торможении. Она непрерывно анализирует скорость вращения колес через датчики и регулирует давление в тормозных магистралях с помощью модуляторов. Это сохраняет управляемость автомобиля даже на скользкой дороге, сокращая тормозной путь. ABS особенно критична в экстренных ситуациях, когда водителю необходимо маневрировать во время торможения.

Блок управления ESP

-13

Блок управления ESP (Electronic Stability Program) – это основной управляющий центр системы стабилизации автомобиля, который координирует работу антиблокировочной системы тормозов (ABS), антипробуксовочной системы (TCS) и двигателя. Эта система непрерывно отслеживает важные параметры движения, включая угол поворота руля, величину бокового ускорения и скорость вращения колес. В случае отклонения автомобиля от заданной водителем траектории, например, при возникновении заноса, блок управления ESP мгновенно реагирует, подтормаживая необходимые колеса или снижая подачу топлива, чтобы вернуть автомобиль на безопасный курс.

Би-турбо

-14

Би-турбо (Biturbo) – это система турбонаддува, использующая две турбины, работающие совместно для повышения эффективности двигателя. В этой схеме малая турбина быстро набирает обороты на низких скоростях, минимизируя эффект турболага, в то время как большая турбина вступает в дело на высоких оборотах, обеспечивая максимальную мощность. Такая последовательная работа двух турбин способствует плавной и мощной тяге без значительных провалов. Би-турбо-системы часто применяются в автомобилях премиум-класса.

Байпас

-15

Байпас, также известный как перепускной клапан, является важным компонентом турбированных двигателей, который предназначен для сброса избыточного давления воздуха при резком закрытии дроссельной заслонки. Его основная функция заключается в предотвращении помпажа турбины, который проявляется в виде обратных ударов воздушного потока, а также защите компрессора от повреждений и обеспечении стабильной работы двигателя. Воздушный поток, проходящий через байпас, может быть направлен обратно во впускную систему (при использовании recirculation valve) или в атмосферу (если установлен blow-off valve), в зависимости от конкретной конструкции системы.

Брогам

-16

Брогам (Brougham) – исторический тип автомобильного кузова, унаследовавший название от кареты лорда Генри Брогама (XIX век). В автомобилестроении он представлял собой гибрид открытого и закрытого салона: место водителя часто оставалось без крыши, а пассажирский отсек был защищен, иногда с перегородкой, как у лимузина. В 1920–1940-х годах такие кузова использовались для люксовых авто (Rolls-Royce, Bugatti), подчеркивая статус владельца. После Второй мировой термин стал обозначать премиальные модификации машин с улучшенным комфортом, как Cadillac Eldorado Brougham. Сегодня название сохраняется как отсылка к классической роскоши, хотя оригинальный дизайн ушел в прошлое.

Какие еще автомобильные термины на букву Б мы не разобрали? Предлагайте ваши версии в комментариях!

]]>