Сезон электросамокатов уже стартовал, а значит, самое время вспомнить правила движения и узнать, что изменилось в 2025 году. Тем более что ужесточение законодательства давно назревало: за последние годы самокатчики превратились в полноправных участников дорожного движения, а вместе с этим появились и новые требования к их поведению на дорогах.
Теперь самокатчик — не пешеход, а водитель
Еще несколько лет назад электросамокат считался чем-то средним между детской игрушкой и удобным городским транспортом: одни катались по тротуарам, лавируя между прохожими, другие хаотично выезжали на проезжую часть, создавая аварийные ситуации. В 2023 году власти наконец решили определиться: электросамокат официально стал средством индивидуальной мобильности (СИМ), а его водитель — отдельной категорией участников движения.
С этого момента самокатчики больше не считаются пешеходами, а значит, и правила у них теперь свои, причем с ужесточением наказаний за нарушения. Например, раньше было непонятно, можно ли привлечь человека за аварию на самокате так же, как водителя автомобиля. Теперь такие случаи регулируются четко.
При этом есть важные нюансы! Например, права пока не нужны, если у самоката небольшая мощность, однако если двигатель выдает от 0,25 кВт до 4 кВт, транспорт могут приравнять к мопеду, а значит, без водительского удостоверения уже не обойтись. Ну а если мощность превышает 4 кВт, самокат превращается в полноценный мотоцикл — и тут уже понадобится категория «А».
Как и где можно ездить?
Ограничения зависят от веса и мощности самоката.
Если вес до 35 кг
Можно ездить по велодорожкам, выделенным зонам, тротуарам (если нет другого варианта), а в крайнем случае — по обочине или правому краю дороги (если скорость потока не превышает 60 км/ч).
Если вес больше 35 кг
Только по обочине или правому краю дороги. Выезд на тротуар уже запрещен.
Если мощность двигателя от 0,25 до 4 кВт
Такой самокат может быть признан мопедом — тогда для управления понадобятся права категории «М».
Если мощность больше 4 кВт
Это уже мотоцикл, так что к нему применяются все соответствующие требования, включая обязательное наличие водительских прав категории «А».
Кроме того, существуют ограничения по возрасту:
- До 7 лет — только в сопровождении взрослых, только по тротуарам и пешеходным зонам,
- С 7 до 14 лет — можно кататься самостоятельно, но все еще только в пешеходных зонах,
- С 14 лет — разрешен выезд на дорогу (при отсутствии велодорожек и тротуаров).
Также введены строгие скоростные лимиты:
- В городе — не более 25 км/ч,
- Во дворах — не более 20 км/ч,
- В зонах с повышенным риском (например, пешеходные улицы) — от 5 до 15 км/ч.
В кикшеринговых сервисах (аренда самокатов) скорость регулируется автоматически, а вот владельцам личных самокатов придется следить за ней самостоятельно.
Что категорически запрещено?
- Кататься вдвоем на одном самокате (если нет специального сиденья для ребенка).
- Пересекать пешеходные переходы на самокате.
- Управлять самокатом в состоянии опьянения.
- Перевозить грузы, мешающие управлению.
Штрафы в 2025 году: что изменилось?
Раньше нарушения на самокатах карались не слишком строго, но с 2025 года власти взялись за это серьезнее:
- Превышение скорости — 800 рублей (в будущем обещают повысить до 5000).
- Езда вдвоем — 800 рублей (но у кикшеринга собственные штрафы — от 5000 до 100 000 рублей).
- Проезд по пешеходному переходу без спешивания — 1000 рублей.
- Езда на тяжелом самокате (35+ кг) по тротуарам — 3000 рублей.
- Вождение в алкогольном или наркотическом опьянении — от 1000 до 1500 рублей (обсуждают повышение до 30 000).
- Отказ от медицинского освидетельствования — до 30 000 рублей.
Отдельно стоит упомянуть штрафы от самих сервисов кикшеринга: например, Whoosh или «МТС Юрент» (как лидеры рынка) могут не только оштрафовать нарушителя, но и заблокировать аккаунт навсегда.
Что нового в Москве?
Столица, как обычно, идет впереди всей страны: с 2025 года арендовать электросамокат здесь можно только совершеннолетним и только после верификации Mos ID.
Для этого нужна учетная запись на mos.ru, иначе после пяти тестовых поездок доступ к сервису будет заблокирован. Эти меры ввели для борьбы с детьми-нарушителями.
Кроме того, при любом нарушении ПДД самокатчик может потерять доступ к аренде навсегда.
Что еще хотят изменить?
Обсуждаются предложения:
- Приравнять электросамокаты к механическим транспортным средствам (сейчас ими считаются автомобили, мотоциклы, тракторы).
- Ввести новую категорию прав («М1») для самокатов весом до 35 кг.
- Ограничить скорость до 10 км/ч вблизи пешеходов.
- Увеличить штрафы (например, за езду в нетрезвом виде — до 30 000 рублей).
- Запретить сигналить пешеходам и требовать уступить дорогу при движении по тротуарам или в пешеходных зонах.
Как ездить безопасно?
Чтобы поездка не обернулась неприятностями, стоит соблюдать простые правила:
- Перед арендой проверяйте самокат — исправны ли тормоза, работает ли двигатель. Если что-то не так, лучше взять другой.
- Не торопитесь в людных местах, а при необходимости спешивайтесь.
- Не слушайте музыку в наушниках во время езды — важно слышать, что происходит вокруг.
- Используйте защиту — шлем, налокотники и наколенники могут спасти от травм.
- В дождь лучше не кататься — мокрый асфальт делает самокат неуправляемым.
Ну и главное — помните, что электросамокат, несмотря на всю его легкость и маневренность, это транспортное средство, а значит, и ответственность за его управление должна быть соответствующей.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также: